Согласитесь, писать рецензию, обзор или критику на такие исполинские и боговдохновенные творения, как «Божественная комедия», не будучи к тому же особо искушенным профессионалом, – дело почти неподъёмное. Но Янг Гедеон решился – рассказал о некоторых малоизвестных фактах.
«Божественная комедия» Данте Алигьери в иллюстрациях Уильяма Блейка. Пер. с ит. М. Лозинского. – М.: КоЛибри: Азбука-Аттикус, 2024 – 272 с.: ил. – (БиблиоАрт).
«Комедия» – не первое и не единственное произведение, в аллегорической форме повествующее о путешествии героя по загробному миру, однако благодаря не только художественному уровню, но и степени обобщения и осмысления материала она превосходит все прочие средневековые «видения». Автор относит её к особому литературному жанру суммы, объединяющему признаки научного трактата и энциклопедии.
«Как и в суммах, в «Божественной комедии» присутствует всеобъемлющий охват материала, его четкая классификация, опора на источники и авторитеты, нравственно-воспитательная цель, стоящая перед автором. Данте создает структурированную картину мира во всей его полноте: читатель получает фундаментальные представления о средневековой космогонии, астрономии, богословии и философии, а также многочисленные сведения о литературе, истории, повседневной жизни».
Столь же масштабна и всеохватна и панорама собственно загробного мира, где разворачивается действо, – Ад, Чистилище и Рай, вписанные в общую картину мироздания, которая во времена автора основывалась на космогонии Птолемея.
Мне всегда были интересны эти специфические креатуры западноевропейской богословской мысли, неизвестные восточно-христианскому, православному мировоззрению, а именно Чистилище и Лимб. Поэтому позволю себе немного поразмышлять об этих нарративах средневековой католической танатологии.
Народные представления о Чистилище были известны с первых веков христианства, пишет А. Топорова, христиане молились за умерших во II веке, а служили литургию уже в III веке. Вероятно, учение о чистилище восходит даже к ветхозаветному иудаизму, однако в качестве официальной доктрины католической Церкви оно было оформлено только в 1274 году на Лионском соборе – символично, что именно на том соборе, что созывался папой Григорием X для заключения унии с православной церковью. А догматически учение о чистилище было закреплено лишь в 1439 году на Ферраро-Флорентийском соборе.
Данте населяет «уступы» и «круги» своего Чистилища множеством различных персонажей, как своих современников, так и более древних исторических деятелей, от поэтов и художников до политиков и бизнесменов, распределяя их сообразно роду деятельности и прегрешениям.
Так, в «Долину земных властителей» попадают короли его эпохи, вроде Рудольфа I и Филиппа III Смелого, в пятом круге за корысть томятся папа Адриан V, основатель династии Капетингов Гуго Капе и древнеримский поэт Публий Папиний Стаций. Наказание за сладострастие в 7-м круге Чистилища Данте счел заслуженным для поэта Гвидо Гвиницелли и трубадура Арнаута Даниэля.
Ещё в Чистилище «появляются ангелы, которые по понятным причинам отсутствуют в Аду», упоминает А. Топорова, «немалое место занимают в Чистилище примеры добродетелей, противоположных греху, искупаемому на каждом уступе». Хватает в этой сфере и «рассуждений философского и богословского характера, например о благах земных и небесных, о свободной воле, об оболочках души после смерти».
В целом Чистилище производит впечатление некоей «буферной зоны», где в течение не очень определенного промежутка времени мытарствуют, по-церковнославянски выражаясь, души со столь же неявной тяжестью грехов – не смертных, но всё же не позволяющих пока войти в Царствие Небесное.
Буквалистски настроенные протестанты категорически отвергают существование Чистилища на основании Священного Писания. Православие его тоже не признает, в отличие от необходимости молитв за умерших, но в качестве альтернативы может предложить лишь некое туманное «предначинание вечного блаженства или вечных мук».
Тут позволю себе упомянуть собственный небольшой обзор замечательной книги-исследования «Божественной Комедии», вышедшей несколько лет назад в издательстве «Никея». Книга за авторством Франко Нембрини называется «Данте, который видел Бога. «Божественная комедия» для всех», целью её была актуальность – и актуализация «Комедии» для современного человека, то есть для нас с вами, а в связи с обсуждаемой темой у меня возникли вот такие соображения: «У Данте в понимании Нембрини огромную роль играет чистилище – фактически «придуманный» им самим посмертный удел, не принадлежащий ни раю, ни аду. Роль и смысл этого удела – давать надежду и возможность искупления. «Почему Данте поместил вопрос о любви именно в «Чистилище»? Разве не логичнее было бы объяснить природу Бога как любви и Троицы (а значит, и природу человека, созданного по Его образу и подобию) в «Рае»? Почему в «Чистилище»? Да потому, что природа Бога (а значит, и моя природа) становится понятной только в жизни, только в опыте свободы, только изнутри».
Но ещё более Чистилища интересен Лимб, который А. Топорова называет особым, привилегированным кругом Ада, в который Данте «отправил» своих любимых античных поэтов. «В средневековом богословии было выработано понятие об особом месте, вне рая и ада, где находятся души некрещеных младенцев и добродетельных язычников, умерших до Христа; Данте делает Лимб первым кругом Ада. В нем он на равных разговаривает с великими поэтами древности – Гомером, Горацием, Овидием, Луканом. Вергилий тоже пришел на помощь Данте из Лимба».