Выставка «Синтез культур: русская природа и храмовая архитектура на китайских свитках»
Где: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына
Адрес: улица Нижняя Радищевская, 2
До: 20 октября 2024 Вход на выставку СВОБОДНЫЙ
Выставка “Зеленые воды и изумрудные горы”
Где: Музей Востока
Адрес: Никитский бульвар, 12 а
До: 29 сентября 2024
Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына представляет выставку работ современных русских художников, выполненных в стиле традиционной китайской живописи.
В экспозиции 32 пейзажа, около трети работ оформлены в вертикальные свитки.
Цитата с сайта Дома русского зарубежья: “Десять российских художников, посвятивших многие годы изучению китайской живописи гохуа, объединились, чтобы показать красоту России и русской природы через призму китайской традиционной живописи. Образы родного края нашли воплощение в картинах, выполненных тушью на рисовой бумаге. В своих работах художникам удалось решить сложную задачу синтеза традиций и эстетики китайской традиционной живописи и духовно близких образов родного края. Авторы смогли передать в этих необычных картинах любовь и глубокое понимание истории и культуры России.”
И все это очень красиво звучит, вот только один вопрос меня все время беспокоил на этой выставке: “А возможен ли этот синтез в принципе, можно ли передать красоту русской природы через призму китайской традиционной живописи?” Это когнитивный диссонанс. Давайте попробуем разобраться, почему.
Важная особенность культуры Китая, тесно связанная с живописной традицией – это иероглифическая письменность. Иероглиф развился из схематического рисунка-пиктограммы, условно изображавшего предмет или являвшегося абстрактным знаком-символом понятия. Такой способ письма повлиял на способность мыслить образами-символами. И здесь мы сразу не можем не почувствовать глобальную разницу с традициями русского пейзажа. Нельзя русский пейзаж, русскую душу вместить в символ. Художники общаются с нами апеллируя либо к нашему разуму, либо к чувствам. Конечно, русский пейзаж – это про чувственное восприятие, поэтому мы так любим Левитана, Шишкина, Саврасова.
В китайской живописи, напротив, рацио живет в каждой линии. Трудоемкость техники и изобразительно-символический характер иероглифов привели в Китае к эстетизации письменности, осознанию самоценности ее графической основы – линии.
Основной инструментарий – это четыре драгоценности кабинета ученого мужа: бумага, кисть, тушечница и тушь. Согласно легенде, китайскую кисть изобрел в III веке Мэн Тянь. Кисть состоит из нескольких слоев, сочетает в себе жесткий (срединные слои) и мягкий волос (наружные слои). Пучок собирается в влажном виде, древко кисти изготавливается из бамбука, кисть должна быть отцентрована.
Китайская тушь изготавливается в сухом виде, разводится водой перед употреблением. Красящий пигмент - сажа от сжигания веток сосны. Хорошая тушевая палочка никогда не окрасит руку, палочка очень тяжелая. Черный цвет преобладает в живописи, тушь разводится в тушечнице.
Видов тушечниц очень много, самый хороший материал - камень. Разведение туши - особый процесс, на одну столовую ложку туши нужно совершить около 200 круговых вращательных движений. В процессе разведения идет зарядка тушевого раствора энергией мастера.
Художник никогда не передает вес изображаемого объекта. Формы есть, а веса нет – это особенность китайской эстетики. Нет также и изображенного источника освещения. И снова мы ощущаем пропасть между русской и китайской живописной традицией, поэтому так странно и смотрится бестелесная православная церковь на картине.
В Китае существует устоявшийся веками процесс созерцания свитков, включающий постепенное раскрытие свитка и наслаждение каждым его элементом. Умение свивать и развивать свитки – одно из ключевых в культуре пользования свитков, это нужно для их сохранения.
Горизонтальный свиток просматривается справа налево, потом обратно. Читатель сам кадрирует свиток в процессе, разворачивая его поэтапно. Вертикальные свитки смотрят сверху вниз на очень близком расстоянии. И вот на этом моменте мне хочется перейти ко второй выставке, которая проходит сейчас в Музее Востока, “Зеленые воды, изумрудные горы”. Это выставка русской художницы Анны Донченко. Я рассматривала свитки близко, близко, вглядывалась в каждый штрих, каждую линию, и неожиданно для себя попала в энергетический поток, который закружил меня в зеленых водах и изумрудных горах.
Но ведь на первой выставке много работ и Анны Донченко тоже. Значит дело не в художнике, а в мотиве. Если русскую природу с китайскими свитками, по крайней мере в моем понимании, никак поженить нельзя, то ландшафты Поднебесной в работах Анны Донченко выглядят фантастически, моментально попадают в цель – в душу зрителя.
В китайской художественной традиции очень важна роль техники. Существует два основных направления. Первое - прилежная (тщательная) кисть, когда дается максимум информации об изображаемых объектах. С этой техники начинается обучение.
Второе направление - техника лапидарной кисти. Основная идея - вместить в одном штрихе пластику десяти тысяч штрихов. Обе техники существуют около 1500 лет. Эти подходы можно совмещать.
В работе с цветом основной принцип – “тушь - хозяин, краска – гость”.
В китайской живописи есть последовательность ведения кисти для создания контура предмета. Типов линий очень много, и существует очень красивая их терминология: например, «ивовая лоза», «лист бамбука», «ослабляющая кисть», «линия дождевого червя» и др.
Для китайской живописной традиции одним из ключевых понятий является “цунь” - штрих. Цуни, как и линии, бывают разные: например, «распущенная конопля» пишется сверху вниз, хаотично, но без хаоса (как по-китайски звучит этот дуализм!, и опять же как это далеко от русского пейзажа), «насечки топором» разъединены и слитны одновременно, «лист лотоса» (прожилки с обратной стороны). В цуне заданы направление ведения кисти и сила нажатия штриха. Видов цуней в одном произведении не должно быть много.
Огромное уважение вызывают русские художники, которые решились осваивать столь чуждые нам духовно техники живописи. Выставка в Доме русского зарубежья любопытная, причем те ощущения, которые я определила для себя как когнитивный диссонанс, безусловно, вызывающие внутренний дискомфорт, отнюдь не вредно испытать при столкновении с искусством, потому что искусство не призвано будить в нас только положительные эмоции. Я пришла на выставку и увидела нечто, что не укладывается в мою картину мира, и это отлично, потому что искусство должно расширять наши духовные границы, в том числе и посредством переживания сложных эмоциональных состояний.
Но закончить статью всё-таки хотелось бы гармонией, поэтому привожу вам ленту фотографий с выставки в Музее Востока.
Друзья! В Дзене происходят изменения: неактивных подписчиков отписывают от канала. Если вы хотите получать свежие обзоры актуальных выставок в Москве, просто не забывайте ставить лайки, а еще лучше писать краткие комментарии.
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Дом_русского_зарубежья #синтез_культур #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты #китайская_живопись #Музей_Востока #Анна_Донченко