Найти тему

Две выставки китайской живописи в Москве, два кардинально разных впечатления. Почему?

Выставка «Синтез культур: русская природа и храмовая архитектура на китайских свитках»

Где: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына

Адрес: улица Нижняя Радищевская, 2

До: 20 октября 2024 Вход на выставку СВОБОДНЫЙ

Выставка “Зеленые воды и изумрудные горы”

Где: Музей Востока

Адрес: Никитский бульвар, 12 а

До: 29 сентября 2024

Анисимова Ольга Северные звоны. 2024 бумага, тушь
Анисимова Ольга Северные звоны. 2024 бумага, тушь

Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына представляет выставку работ современных русских художников, выполненных в стиле традиционной китайской живописи.

Владимиров Александр В тишине 2024 бумага, тушь
Владимиров Александр В тишине 2024 бумага, тушь

В экспозиции 32 пейзажа, около трети работ оформлены в вертикальные свитки.

Владимиров Александр У Кремля 2024 бумага, тушь
Владимиров Александр У Кремля 2024 бумага, тушь

Цитата с сайта Дома русского зарубежья: “Десять российских художников, посвятивших многие годы изучению китайской живописи гохуа, объединились, чтобы показать красоту России и русской природы через призму китайской традиционной живописи. Образы родного края нашли воплощение в картинах, выполненных тушью на рисовой бумаге. В своих работах художникам удалось решить сложную задачу синтеза традиций и эстетики китайской традиционной живописи и духовно близких образов родного края. Авторы смогли передать в этих необычных картинах любовь и глубокое понимание истории и культуры России.”

Владимирова Мария Среди облаков 2024 бумага, тушь
Владимирова Мария Среди облаков 2024 бумага, тушь

И все это очень красиво звучит, вот только один вопрос меня все время беспокоил на этой выставке: “А возможен ли этот синтез в принципе, можно ли передать красоту русской природы через призму китайской традиционной живописи?” Это когнитивный диссонанс. Давайте попробуем разобраться, почему.

Владимирова Мария У реки 2024 бумага, тушь
Владимирова Мария У реки 2024 бумага, тушь

Важная особенность культуры Китая, тесно связанная с живописной традицией – это иероглифическая письменность. Иероглиф развился из схематического рисунка-пиктограммы, условно изображавшего предмет или являвшегося абстрактным знаком-символом понятия. Такой способ письма повлиял на способность мыслить образами-символами. И здесь мы сразу не можем не почувствовать глобальную разницу с традициями русского пейзажа. Нельзя русский пейзаж, русскую душу вместить в символ. Художники общаются с нами апеллируя либо к нашему разуму, либо к чувствам. Конечно, русский пейзаж – это про чувственное восприятие, поэтому мы так любим Левитана, Шишкина, Саврасова.

В китайской живописи, напротив, рацио живет в каждой линии. Трудоемкость техники и изобразительно-символический характер иероглифов привели в Китае к эстетизации письменности, осознанию самоценности ее графической основы – линии.

Калина Татьяна Арзамас, 2024 бумага, тушь
Калина Татьяна Арзамас, 2024 бумага, тушь

Основной инструментарий – это четыре драгоценности кабинета ученого мужа: бумага, кисть, тушечница и тушь. Согласно легенде, китайскую кисть изобрел в III веке Мэн Тянь. Кисть состоит из нескольких слоев, сочетает в себе жесткий (срединные слои) и мягкий волос (наружные слои). Пучок собирается в влажном виде, древко кисти изготавливается из бамбука, кисть должна быть отцентрована.

Романова Татьяна Деревянное зодчество 2024 бумага, тушь
Романова Татьяна Деревянное зодчество 2024 бумага, тушь

Китайская тушь изготавливается в сухом виде, разводится водой перед употреблением. Красящий пигмент - сажа от сжигания веток сосны. Хорошая тушевая палочка никогда не окрасит руку, палочка очень тяжелая. Черный цвет преобладает в живописи, тушь разводится в тушечнице.

Ткаченко Александра Соборный храм в честь иконы Богородицы, именуемой Донской (Малый собор) 2024 бумага, тушь
Ткаченко Александра Соборный храм в честь иконы Богородицы, именуемой Донской (Малый собор) 2024 бумага, тушь

Видов тушечниц очень много, самый хороший материал - камень. Разведение туши - особый процесс, на одну столовую ложку туши нужно совершить около 200 круговых вращательных движений. В процессе разведения идет зарядка тушевого раствора энергией мастера.

Фатеева Юлия На окраине деревни 2024 бумага, тушь
Фатеева Юлия На окраине деревни 2024 бумага, тушь

Художник никогда не передает вес изображаемого объекта. Формы есть, а веса нет – это особенность китайской эстетики. Нет также и изображенного источника освещения. И снова мы ощущаем пропасть между русской и китайской живописной традицией, поэтому так странно и смотрится бестелесная православная церковь на картине.

Фатеева Юлия Поветлужье 2024 бумага, тушь
Фатеева Юлия Поветлужье 2024 бумага, тушь

В Китае существует устоявшийся веками процесс созерцания свитков, включающий постепенное раскрытие свитка и наслаждение каждым его элементом. Умение свивать и развивать свитки – одно из ключевых в культуре пользования свитков, это нужно для их сохранения.

Горизонтальный свиток просматривается справа налево, потом обратно. Читатель сам кадрирует свиток в процессе, разворачивая его поэтапно. Вертикальные свитки смотрят сверху вниз на очень близком расстоянии. И вот на этом моменте мне хочется перейти ко второй выставке, которая проходит сейчас в Музее Востока, “Зеленые воды, изумрудные горы”. Это выставка русской художницы Анны Донченко. Я рассматривала свитки близко, близко, вглядывалась в каждый штрих, каждую линию, и неожиданно для себя попала в энергетический поток, который закружил меня в зеленых водах и изумрудных горах.

Анна Донченко. Апрель Бумага, тушь, краски 2020
Анна Донченко. Апрель Бумага, тушь, краски 2020

Но ведь на первой выставке много работ и Анны Донченко тоже. Значит дело не в художнике, а в мотиве. Если русскую природу с китайскими свитками, по крайней мере в моем понимании, никак поженить нельзя, то ландшафты Поднебесной в работах Анны Донченко выглядят фантастически, моментально попадают в цель – в душу зрителя.

Анна Донченко. Аромат весны Бумага, тушь, краски 2023
Анна Донченко. Аромат весны Бумага, тушь, краски 2023

В китайской художественной традиции очень важна роль техники. Существует два основных направления. Первое - прилежная (тщательная) кисть, когда дается максимум информации об изображаемых объектах. С этой техники начинается обучение.

Анна Донченко. Триптих В тумане - зеленеют горы, нет им числа Бумага, тушь, краски 2022
Анна Донченко. Триптих В тумане - зеленеют горы, нет им числа Бумага, тушь, краски 2022

Второе направление - техника лапидарной кисти. Основная идея - вместить в одном штрихе пластику десяти тысяч штрихов. Обе техники существуют около 1500 лет. Эти подходы можно совмещать.

Анна Донченко. Весна в Цзяннань  2 Бумага, тушь, краски 2021
Анна Донченко. Весна в Цзяннань 2 Бумага, тушь, краски 2021

В работе с цветом основной принцип – “тушь - хозяин, краска – гость”.

Анна Донченко.  Горы весенней порой Бумага, тушь, краски 2023
Анна Донченко. Горы весенней порой Бумага, тушь, краски 2023

В китайской живописи есть последовательность ведения кисти для создания контура предмета. Типов линий очень много, и существует очень красивая их терминология: например, «ивовая лоза», «лист бамбука», «ослабляющая кисть», «линия дождевого червя» и др.

Анна Донченко. Дома у реки Бумага, тушь, краски 2020
Анна Донченко. Дома у реки Бумага, тушь, краски 2020

Для китайской живописной традиции одним из ключевых понятий является “цунь” - штрих. Цуни, как и линии, бывают разные: например, «распущенная конопля» пишется сверху вниз, хаотично, но без хаоса (как по-китайски звучит этот дуализм!, и опять же как это далеко от русского пейзажа), «насечки топором» разъединены и слитны одновременно, «лист лотоса» (прожилки с обратной стороны). В цуне заданы направление ведения кисти и сила нажатия штриха. Видов цуней в одном произведении не должно быть много.

Анна Донченко. Извилистая дорога Бумага, тушь, краски 2020
Анна Донченко. Извилистая дорога Бумага, тушь, краски 2020

Огромное уважение вызывают русские художники, которые решились осваивать столь чуждые нам духовно техники живописи. Выставка в Доме русского зарубежья любопытная, причем те ощущения, которые я определила для себя как когнитивный диссонанс, безусловно, вызывающие внутренний дискомфорт, отнюдь не вредно испытать при столкновении с искусством, потому что искусство не призвано будить в нас только положительные эмоции. Я пришла на выставку и увидела нечто, что не укладывается в мою картину мира, и это отлично, потому что искусство должно расширять наши духовные границы, в том числе и посредством переживания сложных эмоциональных состояний.

Анна Донченко. Июнь Бумага, тушь, краски 2022
Анна Донченко. Июнь Бумага, тушь, краски 2022

Но закончить статью всё-таки хотелось бы гармонией, поэтому привожу вам ленту фотографий с выставки в Музее Востока.

Друзья! В Дзене происходят изменения: неактивных подписчиков отписывают от канала. Если вы хотите получать свежие обзоры актуальных выставок в Москве, просто не забывайте ставить лайки, а еще лучше писать краткие комментарии.

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Дом_русского_зарубежья #синтез_культур #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты #китайская_живопись #Музей_Востока #Анна_Донченко