Прожорливая гусеница или муравьиная королева? Мураши почему-то склоняются к последнему варианту. Еще бы, гусеница голубянки сначала соблазняет муравья «медвяной росой» из особой железы на спине, затем начинает урчать, как стрессованная матка, и муравей тут же преклоняет колено и спасает «королеву», занося ее в муравейник, где рабочие особи, обманутые урчанием, одаряют ее всеми почестями. Там-то гусеница-лжематка находит себе целый шведский стол из муравьиных личинок, питаясь которыми набирает массу, пока благополучно не окукливается – беспрепятственно, бессовестно и у всех муравьев на виду.
Фрагмент из документального мини-сериала Wild Isles (2023) от BBC.
О голубянках, взламывающих муравьиный умвельт и зомбирующих целые колонии муравьев, можно подробнее почитать в отрывке из книги Мэтта Саймона «Трудная жизнь зомби» (перевод Марии Солнцевой) у нас на сайте. Фрагмент отрывка для затравки:
«...Когда гусеница зовет, муравьи-рабочие собираются вокруг нее, трогают ее усиками или неподвижно стоят на паразите – точно так же ведут себя рабочие, ухаживающие за маткой. И действительно, зов гусеницы куда больше похож на позывные матки, а не рабочего муравья. Так что пришелец попадает в колонию, подражая запаху, а потом использует звук, чтобы возвыситься до статуса монарха, хотя выглядит презренной личинкой. И рабочие покупаются на это. В случае беды они будут спасать гусениц прежде, чем своих собственных личинок, и готовы убивать и скармливать их паразиту, если запасы еды подходят к концу.
Но эта история становится еще невероятнее с появлением третьего действующего лица. Самке голубянки нужно как-то найти правильную колонию, потому что ее малютки могут подражать только мирмикам и никому другому. И тут на помощь приходит не что иное, как душица...»