В мире ничего не меняется.
Имею в виду, с точки зрения межличностных отношений.
Или отношении людей к собственному государству.
По крайней мере, так иногда кажется автору этих строк.
Ибо читаешь порой мысли тех же писателей прошлых веков, и отчётливо видно, что их легко можно применить и на современные реалии.
Это довольно любопытный факт, сам по себе, ведь мы так устроены, что отчего-то мним себя более продвинутыми, чем те, кто жил задолго до нас.
Это часто "проскальзывает", как я вижу, даже из уст довольно умных граждан.
Между тем, порой те, кто были до нас, видели, как мне кажется, многие проблемы более отчётливо, чем многие из нас.
Может, просто у них времени было больше - на различную философию.
А может, у некоторых, элементарно было поболее ума и фантазии, чем у многих из нас.
Например, возьмите того же писателя Достоевского.
Наверное, каждому, из читающих эти строки, попадались в Сети высказывания Фёдора Михайловича о тех же русских либералах.
И когда думаешь про то, как интересно Великий Достоевский характеризует такое сообщество идеологических деятелей, то невольно поражаешься и тому, что его определение прекрасно подходит и для нынешней России.
Я тоже очень часто видел, слышал и читал фразы вышеупомянутого писателя про многовековых противников моей страны.
Тем не менее, то выражение, которое я приведу почти в самом конце этой заметки, попалось мне всё-таки впервые.
По крайней мере, как-то особо не помню, чтобы я его видел раньше.
Впрочем, даже и не буду тратить время, чтобы выяснять, принадлежат ли слова, кои потом вам покажу, перу Федора Михайловича.
Так как смысл в них заложенный, на мой взгляд, повторюсь, точен и прекрасен - невзирая на автора.
Так вот.
Родился когда-то в России, ну и жил в ней какое-то время, относительно известный теперь публицист-революционер Александр Иванович Герцен (далее АГ).
Я учился в Советской школе, поэтому неплохо помню, что в СССР АГ был не только не порицаем, а и всюду тиражировался, как один из первых и важнейших мыслителей, так сказать, являвшихся предтечей большевиков.
СССР вообще был, как я теперь понимаю, весьма парадоксальной страной.
И, если можно так выразиться, холил в своём образовании и Достоевского, и его идеологического противника АГ.
Хотя, как по мне, человеку в целом левых убеждений, последний (то есть АГ) также далёк от социализма-коммунизма, как ваш непокорный графоман от адептов русо9обии.
Также, не знаю уж и почему, мне отчего-то врезалось в память, что АГ появился на свет в том доме, где сегодня, если не ошибаюсь, находится наш самый главный литературный институт.
Ну а в остальном данный персонаж чуть ли не под копирку, даже не повторяет, а ярко "подсвечивает" нам многовековой путь российского, якобы, либерала.
То есть родился АГ в семье, которая, без всяких преуменьшений, была приближена к русскому Императору.
В частности, широко известный факт, что батюшка АГ привозил аж самому Бонапарту письмо от нашего царя.
Тем не менее сыну посыльного Императора, как я думаю, быстро наскучила сытая и спокойная жизнь в России.
И, насколько я знаю, чуть ли не с детских лет он стал создавать всякие там кружки, чтобы, значит, обличать самодержавие.
То бишь, в том числе, самого себя и свою родню.
А потом, если коротко, после всяких ссылок и ответных действий царских властей, бежал на Запад, в "прекрасность" которого свято верил, и почил на чужбине в, не побоюсь этих слов, грязноватом ныне городе "у парижу".
Частично, на словах, в данном Западе разочаровавшись.
Знакомая ныне картина, не правда ли?
Но для меня портрет АГ, уже в нынешних реалиях, сложился даже не от его самого относительно известного романа "Кто виноват?".
(Почитайте, кстати, не поленитесь - довольно занятное чтиво, в контектсе наших знаний о нынешней "элите")
Что, видимо, является главным литературным трудом всей его жизни.
А тем, что он был, наверное, первым из людей высокого доморощенного происхождения, кто публично сказал, что ему стыдно быть русским.
Да, да, и около пары веков назад, оказывается, были такие, кто получил от России многое, но стыдился своей страны.
Согласитесь снова, что это весьма перекликается с нынешним временем, когда подобных нам не товарищей - пруд-пруди?
И я ведь не зря напечатал чуть ранее, что им сытая жизнь наскучила.
Ибо даже те, кто описывают коротко сюжет романа "Кто виноват?", в начале рассказа о нём постоянно применяют фразу, в разных её вариациях, что "семейство помещика Негрова ведёт скучную и ограниченную жизнь, занимаясь малозначительными делами, обжорством и сном".
То есть, как мне кажется, АГ показал, возможно, сам того не подозревая, главную причину своего недовольства устройством России.
В которой и он, и его родственники были относительно успешны.
Но, как пел когда-то один из нынешних иноагентов, "их дети сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть".
Вот и те, кто, в силу излишнего достатка, занимаются в основном обжорством и сном, отчего-то и решают вдруг изменить окружающую действительность.
Если переводить на сегодняшний день, то АГ, как я вижу, это примерно тот же Михаил Ходорковский (далее МХ).
Понятно, что масштаб личности МХ, по моему уразумению, намного меньше и примитивнее, чем у АГ, но относительные аналогии напрашиваются просто сами собой.
Приклейте МХ бороду, как у АГ, и сходство будет довольно любопытным и внешне.
А не только по судьбе.
В которой МХ был чуть ли не богатейшим человеком Ельцинской России, вхож в сам Кремль (вспомните про посыльного Императора) и прочее, и прочее.
Но отчего-то, насколько я помню, не гнушался "покупать" у нас в Думе на рубеже веков даже депутатов-коммунистов, которые тогдашней политической системе власти довольно жёстко противостояли.
То есть, опять же, как вижу я, извините, обожрался человек и баблом, и зрелищами, и дай думает, чем-нибудь эдаким займусь в своём царстве-государстве.
Таким, чтобы и его разрушить, и всё свое местное влияние потерять, и чтобы самого на Запад скорее при этом выгнали.
В итоге - мечты сбываются.
Ну, чистый АГ, только почти двести лет спустя.
Ну а теперь, значит, возвращаемся к Достоевскому.
Нашему, так сказать, Фёдору Михайловичу.
Который примерно полтора века назад сказал про вышеописанную публику, обобщив её в одном человеке, вот такие замечательные, как мне думается, по своей точности и актуальности, слова.
Цитирую:
"Герцен не эмигрировал, он родился эмигрантом. Ему подобные так и рождались эмигрантами, хотя большинство не выезжало из России. Отделяясь от народа, они потеряли и Бога. К русскому народу они питали презрение, воображая вместо него какой-то идеальный народ – каким он должен быть по их понятиям".
Как вам, а?
Ну, ведь, как мне кажется, один в один современное время.
В котором сидит какой-нибудь весьма сытый человек возле видеокамеры ноутбука и разглагольствует, что в России народ не тот.
И что бы он хотел с нами сделать, то бишь, как бы стал нас просвещать.
Рабов и холопов эдаких.
Да что там у камеры ноутбука?
Мой лучший друг детства, относительно успешный в жизни мусье, с которым я порвал все взаимоотношения после начала спецоперации, тоже ведь является чистым эмигрантом, столующимся внутри моей Родины.
Родился, видимо, таким.
Влачил в той же Ельцинской России, как и миллионы из нас, самое жалкое существование, а потом поднялся финансово в Путинские годы, но теперь отчего-то просто до коликов ненавидит мою современную Родину, и ноет в ней от того, что ему не дают посетить в очередной раз "свободную" Европу.
Чистый внутренний эмигрант, напрочь забывший, кто он, откуда...
И кому, и чем обязан.
********************************
И последнее.
Прозорливости и уму писателя Достоевского можно, конечно, только поражаться.
Как и той категории граждан, о коих данный писатель очень точно говорил много лет назад.
И тут я с радостью вспомню свою давно почившую бабушку.
Которая часто твердила двоюродному брату, что весил много кг, что, простите, жрать в три горла - очень неполезно.
Мягко говоря.
Вот и я иногда думаю.
А не подобный ли вид занятий, в коем, образно говоря, человек вкидывает в три лично-лужёных глотки всякую чепуху, кроется основная причина "эмиграции на собственной Родине"?
То есть не в финансовом ли благополучии, к коему, наверное, стремится каждый из нас, основная причина космополитического отношения к миру?
То бишь когда у тебя пропадают все привязанности к тому месту, где и твои предки жили, и ты сам родился.
В общем, вопрошание, конечно, риторическое.
Без точного ответа, видимо.
Ибо каждый случай наверняка индивидуален, и в мире полно и богатеев - патриотов своих стран.
Ну а в целом, как мне кажется, в нашей жизни мало что меняется, в смысле взаимоотношений между собой и с государством, именно потому, что сам человек не меняется.
Или, как примерно сказал тот же писатель Булгаков:
"Люди - как люди. В общем напоминают прежних. Только квартирный вопрос их испортил"...
******************************************************
- И хотя я сыт, обут...
- Кошки на душе скребут...
Дорогие читатели.
Сообщайте в комментариях, что думаете по поводу этой статьи. А если материал понравился, то поставьте лайк, поделитесь им в иных соцсетях и подпишитесь на канал "КУЛЬТУРНЫЙ ПОЛИТИК".
Автор будет благодарен и вашим донатам, которые можно отправить по ссылке ЮMoney (Яндекс-деньги): https://yoomoney.ru/to/410013462525166
Вы также можете посмотреть и другие мои статьи.