Найти тему

Реальная история ошеломительного успеха детского воспитателя при Российском императорском дворе.

Оглавление

Когда устроители канала «Формула Отличников» впрягли меня написать историческую статью ко Всероссийскому Дню Воспитателя, я даже не знал, что такой праздник есть. Авторы хотели получить что-то вроде счастливой сказки, но мне резко пришла в голову удивительная история об этой не особенно известной сейчас в России даме…

Моё единственное условие публикации было в том, что статья ничего не должна продавать. Поскольку настоящие Воспитатели — это «слишком ценный мех» для торговли. Таким не торгуют принципиально. Сейчас увидите почему…

Если, что министр народного просвещения Российской Империи Карл Андреевич Ливен соврать мне не даст… (он родной сын той самой Золушки…)

В одном королевстве...

Итак – Шарлотта фон Ливен (портрет на картинке). Захудалое поместье в Лифляндии (окраины Восточной Пруссии, сейчас это Латвия), была замужем за полковником Ливеном, трое полувзрослых детей, к сорока годам вдова без особых средств к существованию и в общем-то уже прожитая жизнь. По меркам того времени, надо сказать, достаточно удачная…

Из милости к вдове местный городничий рекомендует тетушку на службу при дворе – детей воспитывать. С рекомендациями тогда (да и сейчас) вовсю считались, денег у тетушки мягко скажем не водилось, за спиной – собственное немецкое воспитание и больше ничего. И вот, по сути, нищая вдова едет на заработки в СПб. Во дворец, однако, приняли. Дальнейшая история повествует только о безупречной службе, но два ярких момента все же выделяются.

Двор Екатерины II

Двор есть двор, а дворец есть дворец. Порядки для воспитания детей не самые подходящие. И вот как-то будучи «от того в запале» Шарлотта фон Ливен заходит на детскую половину и от души рассказывает всем, кто слушал, то, что она думает о местных нравах и обычаях», «на всю голову перекрестив» царицу-матушку. Тирада, надо полагать была длинной и изобиловала «цитатами неизвестных людей» … Ну чего в сердцах не скажешь…

«На ту беду лиса, близехонько бежала…» буквально из-за ширмы вышла государыня-императрица. Вот тут бы уже и конец службы, но… царица вовсе не расстроилась, сказав, «Вот такие воспитатели детей мне и нужны!».
Так, по сути, и началась придворная карьера госпожи фон Ливен.

Проклятая ночь в Михайловском замке.

Служивши честно и посвящая себя исключительно обучению императорских детей, тому порядку в котором была воспитана сама, Шарлотта всегда оставалась в стороне от какой-либо государственной политики… Однако в ту жуткую ночь, когда заговорщики душили императора Павла, в стороне от указанного предприятия, не осталась. Понимая, что твориться что-то крайне опасное, Шарлотта подняла и одела императорских детей, неизвестно у кого вытребовала карету и солдатский караул (?) под которым отвезла императорских детей в Зимний дворец, от беды подальше.

Тут-то и наступил переломный момент – Шарлотта Карловна практически стала членом императорской семьи. Маленьким великим княжнам положили целовать ей руку, а императрица Мария Федоровна всегда делала вид, что отдергивает свою, когда её руку целовала Шарлотта фон Ливен. Признание по тем порам нешуточное… Самое высшее.

Чем закончилось.

Да много чем. Почетом, славой и чинами, о которых Шарлотта фон Ливен не могла и мечтать, просто исполняя свой труд. Графиней в день своей коронации ее сделал еще Павел Первый, а по случаю коронации Николая Первого, Шарлотта фон Ливен стала первой и единственной в Российской империи женщиной своим трудом выслужившей титул светлейшей княгини. Кто понимает – это самый высший титул, которого было можно удостоится.
А к чести светлейшей княгини, следует отметить, что титулы ей были порядком «безотносительны», а влияние при дворе поистине огромным.

Тут и сказке конец

Такая вот история про лифляндскую Золушку. Прослужив при дворе 45 лет, почила она в «маститой старости» в 1828 году в присутствии императора Николая I и императрицы Марии Фёдоровны, имея за душой все такое же приличное воспитание и благородный нрав. Все это вдоволь известно каждому благодаря сохранившимся документам, да и что там говорить – четыре всероссийских императора прямые свидетели. (Екатерина II, Павел I, Александр I и Николай I), причем последних двух Шарлотта Карловна сама и воспитывала.
А казалось в 40 жизнь была уже прожита…

Вот-вот, а вы изволите толковать про Шарля Перро… у нас реальность иной раз сильно покруче сказок будет.

С днем Воспитателя!