Найти тему
Mitya

I. КОРНЕВАЯ (АНАЛЬНАЯ) ЧАКРА: СТРАХ И ПАРАНОЙЯ

Оглавление

-2

Выживание

Самый нижний центр у основания позвоночника психологически связан с самыми элементарными инстинктами выживания. Он связан с чувством страха, инстинктом самосохранения и своего рода менталитетом джунглей. Здесь наблюдается большая озабоченность физическим и телесным выживанием. Это можно увидеть наиболее отчетливо у животных, живущих в дикой природе. Самые примитивные реакции на опасные для жизни ситуации включают энергию в этой точке. Эта энергия обычно не находится под сознательным контролем и в значительной степени связана с такими автономными реакциями, как бегство и испуг. Это можно наблюдать, например, у белки, которая всегда начеку. Она постоянно оглядывается, чтобы убедиться, что никто не собирается нападать. Как только она видит другое животное или человека, она убегает. Такая бдительность и забота о самосохранении являются очень распространенным аспектом жизни животных. Первая чакра связана с этим очень базовым и примитивным страхом быть атакованным или раненым. С другой стороны, она также связана с нападением, агрессивностью и поиском добычи. Животное, которое охотится и убивает другое животное, чтобы съесть его, также работает на этом уровне, где сосредоточены самые основные инстинкты выживания.

В ментальном плане, когда энергия человека сосредоточена здесь, он будет обеспокоен тем, что другие могут причинить ему боль, не только в психологическом, но и в физическом смысле. Тот, у кого нерегулируемый фокус энергии в первой чакре, постоянно боится быть раненым или имеет сильную тенденцию причинять боль и вред другим, нападать на другого человека каким-либо образом. Страх, присутствующий здесь, является интенсивным, необоснованным страхом масштаба, который связан с ролью охотника и жертвы. Это тотальный и глобальный вид тревоги. Угрозы ощущаются не столько как представляющие опасность потери, сколько как потенциальные источники полного уничтожения. Массовый вид ужаса, связанный с этой чакрой, наблюдается при психозе и у пациентов, которые переживают параноидальный эпизод.

Следующее утверждение о природе и цели жизни человека, который смотрит на мир в первую очередь с точки зрения этой чакры, взято из одного интервью с молодым человеком в возрасте около двадцати пяти лет. Он был дважды осужден за изнасилование и признался в ряде жестоких физических нападений на других. На момент интервью он был пациентом государственной психиатрической больницы строгого режима.

Видите ли, человек подобен животному и охотнику. Он выслеживает дичь, которую собирается убить... чувствую, что люди выслеживают меня. Поэтому, пока они преследуют меня, я выслеживаю их. Это цикл, который идет по кругу, это выживание сильнейших. Меня преследуют, поэтому я преследую их, постоянно. Видите ли, я не позволю никому обманывать меня. Как животное — если оно чувствует, что кто-то собирается убить его, оно попытается первым добраться до вас. И вот что я чувствую. Вот что такое жизнь, просто игра на выживание, когда вы становитесь совершенно элементарными в этом. Я делаю с людьми то, что они сделали бы со мной.

Каждая из чакр связана с определенным «элементом». Их не следует путать с элементами современной химии, которые относятся к структуре на атомном уровне. В индийской философии вся феноменальная вселенная рассматривается как состоящая из некоторой комбинации пяти основных ингредиентов или бхут. Каждая из них содержит различные пропорции материи (пракрити) и сознания (пуруши). Эти пропорции обладают качеством твердости (земля), того, что является жидким (вода), того, что является горючим (огонь), того, что является газом (воздух), и того, что составляет пространство, в котором существуют другие (эфир). Они не являются буквально землей, водой, огнем и т. д., и не являются просто материальными молекулярными субстанциями. Они «элементарны» в том смысле, что все может быть проанализировано в некоторой их комбинации. Они практичны и оперативны в том смысле, что весь феноменальный мир может быть понят в этих терминах и через них легко связан с другими аспектами нашего существования, такими как энергия, разум и высшее сознание.

Первая чакра связана с элементом земли. Она связана с более плотными уровнями бытия, то есть с физическим телом и осознанием и вниманием к материальному плану. Таким образом, легко увидеть, как заботы о защите и сохранении тела и физического существования включаются, когда сознание сосредоточено на этой чакре.

Интересно, что анатомически этот центр находится в области ануса и связан с выделением твердых веществ из организма. Когда животных наблюдают в пугающих ситуациях, можно увидеть, что дефекация является одним из основных компонентов их реакции страха. Если они сильно напуганы, они будут испражняться неоднократно. У людей, подверженных этому примитивному, базовому страху, могут начаться проблемы с кишечником. Если в их эмоциональной жизни присутствует сильный скрытый страх, у них могут развиться такие заболевания, как язвенный колит или хроническая диарея.

Эмоционально и психологически эта чакра связана с самыми примитивными страхами и самыми крайними степенями патологии. Эта дихотомия между нападающим и нападаемым связана с формированием исходных категорий хорошего и плохого. Именно в то время, когда человек начинает испытывать эти самые ранние примитивные страхи, он начинает организовывать свой опыт в основные категории того, что приятно, а что болезненно или угрожающе. Это закладывает основы для психической организации. Ранее мы видели, как плохой или болезненный аспект окружающей среды младенца является тем, что угрожает его безопасности. Они угрожают подавить его и уничтожить. Позже, когда возникают его собственные негативные или деструктивные импульсы, и он проецирует их в мир, они также ощущаются как угрозы, как потенциальные атаки. Эта проекция или отношение паранойи часто возникает, когда в первой чакре есть привычный фокус энергии. Классически, в психоаналитической теории, параноидальное мышление связано со страхом нападения сзади, которое в некоторых случаях может сопровождаться фантазиями об анальном изнасиловании.

Осознание скрытого страха и паранойи

Во многих случаях фокусировка энергии в этом центре не выражается очевидным образом. Хотя большинство людей не являются явно параноидальными или сознательно не обеспокоены насилием и нападением, подспудное течение параноидального функционирования может окрашивать их эмоциональную жизнь. Осознание этого часто является важной частью любого успешного процесса роста.

Пока человек действует с преимущественно параноидальной позиции, он остается неосознанным во многом в себе. Все, что является негативным или разрушительным, отвергается и проецируется на людей вокруг него. По этой причине его разрушительные импульсы на самом деле не находятся под его контролем. Он просто отрицает, что они являются частью его. Он считает себя очень любящим и добрым. Это другие люди, за которыми он должен следить. Они хотят причинить ему боль, манипулировать им или напасть на него. Такое отношение поддерживает постоянный фокус энергии в первой чакре. Когда слишком много личности человека не интегрировано, а спроецировано в мир, тогда он постоянно мечется из стороны в сторону от страха и защиты. В нем нет ощущения прочности. В древних символах индийской мысли говорится, что элемент земли недостаточен. Он непостоянен; он дергается; он ненадежен. Он колеблется от мягкости к порочности или боязливой защите. Конечно, единственный выход из этой дилеммы — следовать осознанию тех частей себя, с которыми человек на самом деле не хотел бы сталкиваться.

В буддийских писаниях рассказывается история фермера, который получал самые впечатляющие урожаи год за годом. Он собирал навоз со своих животных и разбрасывал его по земле. Каждый год почва восстанавливалась, и урожай снова оказывался богатым и прекрасным. Секрет был в навозе, который удобрял посевы. Работа фермера заключалась в том, чтобы разгребать навоз и разбрасывать его по полю. Второму фермеру такая работа показалась непривлекательной. Он не хотел заниматься грязной фермерской работой, поэтому не собирал навоз, чтобы разбрасывать его по полю. Через несколько лет его урожай начал истощаться. Его посевы больше не росли хорошо. Почва стала бесплодной. Психологический рост основан на процессе постоянного осознания частей себя, которые раньше считались отталкивающими и неприятными, чтобы они могли интегрироваться и трансмутироваться.

Хотя опыт нахождения под властью сознания и энергий первой чакры может показаться довольно странным для обычного человека, существуют определенные школы психологии и психиатрии, которые занимались этой областью. Например, труды Гарри Стэка Салливана в основном посвящены психотическому опыту и описывают, каково это — видеть мир с точки зрения этой первой чакры, постоянно беспокоиться о страхе уничтожения и жить в чрезвычайно параноидальном мире.

Культурные последствия

Мы можем характеризовать не только отдельных людей и школы психологии с точки зрения чакры, на которой они сосредоточены, но и культуры. Первобытные общества, которые в первую очередь были озабочены охотой и проблемами базового выживания в естественной среде, где правит выживание наиболее приспособленных, отражают доминирование анальной чакры. В любой социальной ситуации, где нарушается закон и порядок, может произойти своего рода культурный сдвиг, и преобладающее функционирование может быть ориентировано на выживание и страх нападения: драматический пример можно увидеть в старых вестернах, где буйствовали мстители. С другой стороны, чрезмерный или жесткий акцент на законе и порядке также может выдавать преобладающее влияние первой чакры. Более тонким образом это влияние можно увидеть в преувеличенной озабоченности современной западной культуры грязью и «микробами».

Чакры
1245 интересуются