Народ, не умеющий чтить великих людей своего прошедшего, недостоин иметь их в будущем.
Газета «Рижский Вестник», 1872 год.
В августе 2001 года, в дни празднования 800–летия Риги, конная статуя Петра Великого вернулась в город. Правда, всего лишь на несколько дней. Хочется верить, что когда–нибудь этот бронзовый всадник займёт своё законное место среди выдающихся памятников Риги. Судьба статуи удивительна и достойна написания детективного романа. Ещё в 1994 году программа «КЛИО» (автор и ведущий И.Н.Гусев) подготовила цикл телепередач о памятнике Петру, и я горжусь тем, что, возможно, мы внесли свою скромную лепту в дело возвращения его из небытия...
Проекты по сооружению в Риге памятника Петру Великому имеют давнюю историю. Ещё в 1822 г. в журнале «Отечественные записки» № 12 был
опубликован следующий материал:
«Коллежский советник Ф.Бланкенгаген условился со славным художником Торвальдсеном в Риме о начертании проекта, для памятника по случаю празднования эпохи истекшаго столетия со времени присоединения Лифляндии к Российскому Государству. Торвальдсен представил аллегорический рисунок, отличающийся счастливою мыслию
и красотою фигур и групп.
Пётр Великий поспешно продолжая путь, стоя на бранной колеснице, останавливается миром, который представляет женская фигура с масличною ветвию. Она удерживает неукротимых коней, ведомых за повода другою фигурою, спутницей Императора, означающею умеренность. Над Петром Великим, представленном в Римском костюме, изображена богиня победы с лавровым венцом. Благосклонный взор Государя и движение рук Его показывают, что Он приветствует женщину (с короною города на голове), стоящую на коленях с правой стороны колесницы. Рига, в виде сей женщины, ободрённая Минервою, в полной надежде на великодушие победителя простирает к нему руки. Двое детей красивых, означающих позднее потомство, опираются на щит, на котором изображён герб города, название онаго словами.
В правом углу барельефа покоится бог реки Двины с урною — предел завоеваний победителя и местоположение города означающий. Перед колесницею обращается в бегство война, а за оною следуют воины с Российскими знамёнами и проч.»
Этот мудрёный памятник так и не был установлен. К идее об увековечении памяти Императора Петра, вернулись лишь в начале XX века.
Решение об установке в Риге памятника Петру Великому Рижская дума приняла в 1903 году. Был организован сбор средств, и в кратчайший срок собрали огромные по тем временам деньги — 87 236 рублей 89 копеек, из которых 28 тысяч поступило от города Риги. Лифляндское рыцарство
пожертвовало 18 тыс. рублей, резидирующий ландрат — 15 тысяч. Пожертвования поступили из многих городов Лифляндской губернии: Дерпта (Юрьева, ныне — Тарту) — 1 тысяча рублей, Феллина (Вилянди) — 200 рублей и т. д. Одну тысячу пожертвовал Рижский Биржевой банк. Остальная сумма составлена была из частных пожертвований.
Провели конкурс, на который было представлено 58 проектов. Выбрали работу берлинского профессора Густава Шмидт–Касселя, который в дальнейшем получил за неё награду — орден Св.Станислава 2–й степени. Это был монумент в классическом стиле и украшал его девиз «Война и мир».
Работы начались в 1909 г., и в течение года всё благополучно завершилось. Открытие должно было состояться 4 июля 1910 г., в годовщину взятия Риги петровскими войсками. На праздник прибыл Император Николай II со своим августейшим семейством. Царская яхта «Штандарт» бросила якорь напротив Рижского замка.
На Александровском бульваре (ныне Brīvības bulv.), была устроена трибуна на более чем 1 000 гостей. Под грохот орудийной пальбы с памятника спала пелена, и он открылся для всеобщего обозрения. Сохранились уникальные киносъёмки операторов А.О.Дранкова и А.Станке, запечатлевшие медленное сползание белого полотнища и всеобщее воодушевление собравшихся.
Празднества в Риге продолжались три дня. Раздавались царские подарки, памятные жетоны и медали. В программу пребывания Императорской семьи входило посещение достопамятных мест, посадка дубков в закладываемом в Агенскальской бухте Петровском парке (ныне — парк Победы).
Возвращение России на берега Балтики было выгодно не только ей. Это величайшее событие, которое принесло Латвии неоценимую пользу. Предположим, что территории, населяемые латышами, остались разделёнными в составе разных государств, как это было до Северной войны… Существовал бы тогда вообще латышский народ? Ведь именно в составе Российской империи в конце XIX века произошло становление латышского языка, культуры и национального самосознания, появились латышские писатели, художники, композиторы, предприниматели и общественные деятели. Собирание населённых латышами и латгалами земель в составе одной страны сделало возможным провозглашение независимого латвийского государства на следующем историческом этапе!
Кроме того, открыли ещё два памятника Петру Великому. Один, в Петровском лагере, в Саласпилсе, на добровольные пожертвования солдат и офицеров. Он был в виде обелиска, из больших каменных, отшлифованных плит. Обелиск венчала золотая держава в виде шара, над которой парил, расправив широко крылья, орёл. Другой памятник установили в Усть–Двинской крепости 8 августа. Это был гранитный обелиск с медным шаром наверху, увенчанный Петровским орлом с лавровым венком.
Начало биографии рижского Петра стало пышным и торжественным, но близились трагические дни. В 1914 г. началась I Мировая война. Летом 1915 года войска кайзера Вильгельма подошли к Риге. Фронт установился в 20—30 км от города. Ещё в 70–е годы, ребёнком, играя на пляжах рижского взморья, я неоднократно находил в песке осколки, гильзы и целые винтовочные патроны — память той далёкой войны…
В июле было принято решение об эвакуации промышленных предприятий и памятников. Тогда же вывезли и бронзового всадника. В дальнейшем, в вихре революции и гражданской войны, точные сведения о его судьбе затерялись. Ходило много легенд, порой весьма недостоверных. Наконец, 14 января 1934 г., в рижском журнале «Для Вас», появилось сообщение от человека, ставшего свидетелем давних, драматических событий. Вот его рассказ:
«Как известно, в 1915 году, когда Рига подготовлялась к эвакуации, было постановлено увезти также и памятник Петру. Решили отправить его в Петербург (тогда, Петроград — И.Г.). Пароходу „Сербино“, шедшему под английским флагом, была поручена эта миссия.Вероятно, многие рижане ещё помнят день, когда статую на катках перекатывали к набережной, у которой
стоял небольшой грузовой пароход. Статуя не была уложена в ящик, а между ногами бронзового коня были проложены балки. Винты, соединявшие балки, проходили через бронзовые ноги, которые для этой цели пришлось просверлить (осматривая статую в 1994 г., ещё до её реставрации, следов
сверления я не обнаружил — И.Г.).
Трюм „Сербино“ был невелик. После того, как бронзовая статуя была опущена в него, оказалось, что люк не удаётся закрыть. Трюм так и остался открытым, причём часть памятника выпирала наружу.
С этими странно торчащими из заднего трюма бронзовыми ногами коня, „Сербино“ отправился в путь. Капитан, старый моряк, которого я ещё ясно помню, предчувствовал недоброе и вышел в море очень неохотно.
„Сербино“ имел приказ идти в Монзунд (Моонзунд — И.Г.) и стать перед Вормсом (о.Вормси — И.Г.) в ожидании дальнейших приказаний. Предполагалось, что здесь он получит охранное военное судно, с помощью которого проскользнёт в Финский залив.
Не знаю по чьей вине, однако „Сербино“, прибыв к месту назначения, не застал здесь охранное судно. Более того, никто не давал ему никаких приказаний, и капитан в ожидании инструкций с берега, дал приказ бросить якорь. „Сербино“ простоял на якоре целый день. Ночью один из немецких истребителей (знаменитая субмарина U–9, под командованием Отто Веддигена — И.Г.), шнырявших в Балтийском море, сделал то, что сделало бы каждое неприятельское судно: увидев вражеский транспорт, он потопил его. Я был
в Монзунде несколькими днями спустя и видел торчащую из воды трубу и мачты затонувшего „Сербино“. Мне сообщили, что команда спаслась и находится на 6ерегу.
Неделю спустя в Петербурге, я сидел в комнате маленькой петербургской гостиницы, и выслушивал рассказ старого капитана, посылавшего проклятия по адресу тех, кто заставил „Сербино“ играть в течение целых суток роль мишени для германских судов. Капитан не чувствовал за собой никакой вины и горевал о гибели своего судна.
— Роковая бронза, — сказал я ему. — Помните, у вас было плохое предчувствие, когда вы выходили в море.
— Роковая бронза, — сказал он с горечью. — Она даже не затонула с моим пароходом!
— Как так?
— Очень просто. Вы помните, что я не смог закрыть люк трюма. Когда вода стала наполнять пароход и давление внизу возросло, бронзовая статуя вылетела из трюма как пробка. Правда, нам было не до неё, потому что мы спускались в лодки, и думали о собственной жизни, но я ещё ясно помню, как статую отнесло от нас течением.
— Вы помните силу ветра, и его направление? — спросил я. — Он сказал. Ветер был не сильный, море спокойное.
Я точно запомнил его данные. Я не придавал тогда много значения всему этому. Мы только вдвоём знали тайну местонахождения статуи. Она отплыла от затонувшего парохода в темноту ночи, но мы знали куда: постепенно наполняясь водой, она затонула…
Тогда нас было двое. Через месяц остался лишь я один.
Старик, получив в командование другой пароход вышел из Петербурга в Лондон. По пути их настигла германская подводная лодка. Пароход был пущен
ко дну, команда и капитан погибли (Н.Н.)».
К тому времени пустующий постамент памятника Петру Великому уже не существовал.
В 1928 году Рижская городская Управа на своём заседании от 11 июля (№ 2029) решила его снести. После этого начались работы по возведению памятника Свободы.
И тут замечательная новость разнеслась по Риге: эстонские водолазы подняли со дна моря «Сербино» и вместе с ним — памятник Петру! (водолаз Антон Негола обнаружил статую в 30 метрах от затонувшего судна). Бронзовый всадник пробыл под водой без малого 20 лет.
Эстонцы предложили Риге выкупить у них памятник, несомненно являвшийся великолепным украшением города. По этому поводу Рижская городская Управа провела несколько заседаний. Вот протокол лишь одного из них:
Протокол заседания от 10 июля 1934 г. (№ 3742) Заседание ведёт городской голова Г.Цельминьш.
На заседании присутствовали члены городской Управы: П.Дрейманис, Е.Янсон, М.Карлсон, Е.Лайминьш, М.Озол, Я.Вагнер, А.Вичс. Председатель ревизионной комиссии, зам. пред. В.Матузелис.
ПАМЯТНИК ПЕТРУ ВЕЛИКОМУ
Обсуждалось предложение инж. В.Шена от 9 июля с. г. о продаже Рижской городской Управе за 15 000 эстонских крон, поднятого в эстонских водах (затонувшего в море при эвакуации из гор.Риги) памятника Петру Великому. Принимая во внимание историческую ценность вышеупомянутого памятника, городская Управа, после обсуждения вопроса, единогласно
ПОСТАНОВИЛА:
Откупить от Эстонского общества по подъёму судов, за 15 000 (пятнадцать тысяч) эстонских крон памятник Петру Великому, который до Мировой войны был установлен на теперешнем бульваре Свободы, но во время войны при
эвакуации потонул в море; в вышеупомянутое вознаграждение включена доставка памятника в Ригу, в указанное городской Управой место и при том с условием, что памятник должен быть не повреждённым и в хорошем состоянии; упомянутые 15 000 эстонских крон городская Управа уплачивает в латах по существующему биржевому курсу (Центр. Гос. Ист. архив, фонд А–317, опись № 1, дело № 101, лист 3807).
Все депутаты рижской Думы признав памятник Петру художественной и исторической ценностью, единогласно проголосовали за его возвращение в Ригу. Город несколько раз уже заплатил за монумент, так что его восстановление считалось разумным и правильным делом.
Памятник прибыл в Ригу 23 июля 1934 года в разобранном виде. Его временно разместили в подворотне Рижского замка. Он оказался несколько повреждён. Эстонские водолазы не смогли поднять его целиком и потому, прикрепив
взрывчатку под брюхо коня, разорвали памятник пополам. Теперь он нуждался в реставрации. Предполагалось установить его в саду Виестура, возле вяза Петра, однако, вплоть до начала войны ничего сделано не было.
Потом бронзовые детали перевезли в монастырский крестовый ход Домского собора. В 1959 г. памятник попал на склад Управления благоустройства города. В 1964 г. умер основной инициатор его восстановления, бывший главный архитектор Риги Николай Рендель, и начатое им дело вновь застопорилось. По сути, силами некоторых ответственных лиц из числа латышских нацкадров осуществлялся скрытый саботаж восстановлению монумента.
Всё это время о судьбе статуи напоминали лишь отдельные газетные публикации, да ещё энтузиасты–краеведы, активно собиравшие архивные
материалы (прежде всего — Г.В.Никитин). Наконец, 25 сентября 1977 года, на сессии Рижского горисполкома было принято окончательное решение к 1990 году восстановить в Риге памятник Петру Великому. Но началась перестройка…
Вспоминается конец беспредельных 80–х, когда охотники за цветными металлами уволакивали всё, что только можно и что нельзя... Бронзовый всадник валялся тогда практически без охраны, и как он уцелел — одному Богу известно! И нашёлся тогда достойный человек — Станислав Разумовский, который взял его под свою ответственность. Он, с группой соратников, в начале 1989 года просто вывез памятник с ненадёжного склада, где тот мог просто безвестно сгинуть, и спрятал его на территории советской воинской части на ул.Абренес. Там же С.Разумовский начал понемногу восстанавливать бронзового всадника и даже самостоятельно отлил одну из недостающих деталей. Впервые за 50 лет памятник был частично собран!
С уходом Российской армии казармы заняла латвийская воинская часть. Её командир, Янис Скроделис, с пониманием отнёсся к проблеме. В 1994 году, во время интервью, он заверил меня, что считает этот памятник безусловной исторической и культурной ценностью. Латвийские солдаты охраняли монумент несколько лет. Потом статую вывезли на другой склад, откуда она наконец попала к рижскому предпринимателю Евгению Гомбергу, который на свои средства полностью восстановил её.
Некоторое время голова статуи Петра хранилась у С.Разумовского дома. Он, не доверяя никому, передал затем эту реликвию в посольство России.
И вот, наконец, в ночь на 17 августа 2001 г., спустя 86 лет, бронзовый Пётр вновь явился на улицы Риги! Во всей красе, преисполненный царственной мощи, великолепный памятник встал в одном из парков в центре города. Пускай не надолго, всего лишь на несколько дней, но он стоял, и его красотой и величием успели насладиться тысячи рижан.
В первый же вечер некие обиженные деятели метнули в Петра Великого несколько яиц. Бросали, впрочем, в спину…
«За самоуправство и несогласованную установку» статуи в городском парке Е.Гомберг был жестоко наказан Рижской думой. Его оштрафовали аж на 25 Ls !!! Бизнесмен стойко перенёс удар судьбы и продолжал бороться за будущее бронзового всадника. Однако ему противостояла вся мощь Латвийского государства. Национально мыслящие депутаты Сейма единым фронтом выступили против возвращения «русского великодержавно–шовинистического»
памятника на улицы Риги. Дозволение на официальную установку статуи Е.Гомберг так и не получил.
В дальнейшем от памятника постарались избавиться изощрённым, хотя и лукаво–красивым образом. Его пытались подарить Санкт–Петербургу в честь 300–летнего юбилея Северной столицы. Однако не сложилось, и в результате
оригинал статуи остался в Латвии, а возле Константиновского дворца, в
Стрельне, был установлен бронзовый клон нашего Петра. Рижский же всадник много лет простоял на автостоянке, перед офисом фирмы Евгения Гомберга «Teikas nami», по адресу Бривибас, 223.
Летом 2020 года Е.Гомберг перевёз монумент в Юрмалу, где он и находится теперь на участке возле дома, по адресу: проспект Дзинтару, 31.
История одной трепетной любви. О ком напоминают Царские камни в устье Даугавы?
Пётр Великий и Рига. Забытый подвиг русских солдат на Луцавсале в июле 1701 года
Рига -- третий по значению промышленный центр Российской империи