Вас в школе учили делать скворечники? Отлично! Сегодня как раз поговорим о птичьих домиках, точнее, дворцах. А строили их, - в это трудно поверить, - злые янычары и прочие категории османского населения. Вот такой там был тренд, но по-порядку.
Какой прок от немясных и не пуховых птиц?
Птицы хоть и вольные существа, но по ходу эволюции привязываются к человеку. Пройдите-ка по парку своего города с пригоршней семечек - от воробьев и синиц не будет отбоя (про чаек и голубей политкорректно промолчу).
Моя Аня не успела присесть на берегу, как к ней прилетели угощаться дивизии ничего не боящихся птиц. Голуби давно смекнули, что их мясом человек брезгует, а польза от человека большая.
Но и человек от птиц поимел кой-какую пользу, и речь не о вкусных и питательных курах и индюшках. О простых ласточках, воробушках, стрижах, овсянках, скворцах, пеночках, соловьях, которые в приручении бессмысленны, но странным образом очаровывают человека настолько, что он готов строить для них дворцы.
Мы торопливо считаем человека таким уж разумным, таким "хомо сапиенс", что пытаемся каждое его действие объяснять рационально. Однако, человек - мастер иррациональных поступков, например, в построении скворечников. Проку от скворца ровно ноль: по утрам птенцы будут галдеть, по периметру балкона появятся пристрелянные пометные пятна. Выучить скворца говорить "кто тама?" можно в теории, а на практике, арендатор скворечника имел в виду вас с вашей наукой. Но мы строили, строим и будем строить скворечники. Для чего? Для души!
Мстительная княгиня Ольга
Для дела птицами интересовалась княгиня Ольга. Уж как она мстила древлянам за своего мужа князя Игоря - это ж эталонное пособие по истории садизма! Игорь, как известно, пострадал за жадность. Собрал дань с древлянских земель, уже пошел домой, но с полпути вернулся: маловато показалось. Ну, древляне его и пристукнули. Тут-то Ольгу и накрыло: уж она послов и в бане жгла, и ладьи их в ямы кидала и заживо хоронила...
... А напоследок, как бы сдалась, лиса.
– Мстила я много и разнообразно – говорит, - взять с вас нечего ныне, так вы мне по птичке от дома дайте: по три голубя и по три воробья от каждого дома, и мне этого будет вполне достаточно, чтобы убедиться в вашей покорности.
Три случая коварной мести ничему не научили древлян. Им бы сообразить - кто же это в просвещенном десятом веке ест воробьев?! Но нет, снова купились, как дети. А маньячка-пироманка Ольга велела к каждой птичке привязать по труту огненному да и отпустить пернатых восвояси. Птицы, понятно, по домам в панике, так и пожгли древлянское поселение.
Забавы янычар
Не то, чтобы на контрасте с православной Ольгой...
Это вряд ли, ибо османы - еще те зайки пушистые... Однако, непостижимым образом жители Османской империи (и земли нынешней Турции, и часть Балкан, и северная Африка, и часть Вены, Венгрии и Речи Посполитой...) нежно относились (и относятся) к птицам.
Строят, к примеру, мосты, и обязательно соорудят внутри домик для ласточек. Я уже как-то рассказывал о привычке строить башни-голубятни в странах Персидского залива ( "Пижоны Катара") , но там голубей держали для мяса, а их гуано использовали на полях как удобрение. Но ласточки?! Какой с них навар?
Закладывались здания на площади Таксим (самый центр Стамбула, район Бейоглу, на северном берегу бухты Золотой Рог) - и про птиц не забывали.
Скворечники или "птичьи дворцы", "воробьиные павильоны", "ласточкины шатры" встраивали даже в стены мечетей и медресе.
Вместо глаза Фатимы
Сами потомки Османской империи про это говорят так:
"Человек никогда не должен забывать о милосердии, даже в самые лютые и полные жестокости времена. Птичьи домики - это не только часть турецкой и потурецкой архитектуры , это также символы сострадания и любви к живым существам".
Скворечник в Османской империи был необходимостью, символом добра. Примерно также, как сегодня в Турции принято размещать на стенах "глаз Фатимы" - синий значок зеницы от сглаза, так ранее на территории всей империи, как маркировка воинов Добра и Справедливости, должен был быть построен птичий домик.
Домики стали появляться примерно с 13 века, первые были деревянными и не уцелели. Но отлично сохранились каменные, самые старые 16 века.
Архитектура "птичьих хором"
Домики бывают трёх видов:
1. Эркерные, то есть выступающие из стены.
2. Лоджиевые, то есть скворечники с ячейками, которые снаружи выглядят как отверстия в стене.
3. Башенные, то есть в виде машикулей, навесных бойниц.
Архитектура скворечников менялась с годами и передавала пристрастия зодчих разных эпох. Однако задача всегда была одна - сделать "маленькие домики" нарядными.
Украшают маленькие дворцы мечеть Ускюдар Валиде Султан, мечеть Ускюдар Аязма, медресе Кара Мустафа-паша, дворец Топкапы Дарфане-и Амир, медресе Сейида Хасан-паши, школу Рагиб-паши, школу султана Махмуда I, Лалели, мечеть Эминоню, мечеть Эйюп Султан, мечеть Бали-паши.
Скворечниками украшена даже усыпальница с могилой султана Мустафы Третьего!
Птицы ближе к Богу
Вот что пишут о скворечниках в турецком журнале по сельскому хозяйству "Tarim Orman"
"По верованиям наших предков, способность птиц летать рассматривалась как «божественная способность достигать Бога», поэтому к этим животным люди испытывали любовь и уважение, смешанные со страхом. Символ птицы, использовавшийся до ислама, олицетворял силу и мощь. Согласно исламу, птица является символом чистоты, чистоты, милосердия и мира. В результате всех этих верований и мыслей значение, которое турецко-исламские государства придавали птицам, и их гуманное поведение по отношению к ним, привело к появлению скворечников в турецкой архитектуре"
Люди спросили: "О посланник Аллаха! Неужто нам и за доброе отношение к животным будет награда?" Ответил пророк: "Награда [от Всевышнего] будет за доброе отношение ко всему живому".
(Хадис от Абу Хурайры "Бухари и Муслим")
Павлин, говоришь?
Доброе отношение мусульман к птицам было визитной карточкой Османской империи. Помните, "Белое солнце пустыни"? "Павлин говоришь?".
Манеру держать во дворах павлинов мы заимствовали у турков. Это было по-настоящему круто - иметь птицу красоты ради, с дивным переливчатым хвостом. А на османских миниатюрах, посвященных миру, добру, семье, любви, непременно присутствовали птицы.
Птицы символизировали добро и удачу, для того, чтобы удача задержалась в доме строили "птичьи дворики".
У виноделов есть понятие "доля ангела" - это часть испарившихся материалов, а у селян Турции есть схожее понятие - "право птицы". Сеятель, разбрасывая по полю пшеницу, приговаривал: «Одну для травы, одну для камня и одну для птицы», то есть часть пойдет на фураж, часть на мельничный круг для муки, но часть склюют птицы, и это своего рода пожертвование мусульманина.
Кстати, в Бурсе была открыта первая и единственная в мире больница для аистов под названием Гуребахане-и Лаклака.