Как объединить почтовое, мясное и аграрное хозяйство в одно? Жители Персидского залива догадались строить "голубиные башни", на фото ниже Голубиные башни Катара — пример традиционной исламской архитектуры и изобретательности. В башнях жили почтовые голуби, они же могли использоваться как мясные. А предназначались эти огромные сооружения для сбора голубиного помета, который использовался в качестве удобрения в сельском хозяйстве. Кроме того голубиный помет использовался для дубления кожи и как сырье для селитры при изготовления пороха. Считается, что самыми старыми голубятнями были крепостные голубятни Верхнего Египта и напоминающие сахарные головки голубятни Персии.
В Дохе туристам демонстрируют комплекс из трёх башен. На самом деле, не только в Катаре, но и по всему арабскому востоку распространены глиняные голубятни высотой примерно с пятиэтажку, которые особо активно строили в XV-XVI веках.
Эти башни можно по примеру многоэтажек-человейников назвать "голубейники", так как в них могли обустраивать жилье тысячи голубей одновременно. Для удобства птиц все придумано идеально:
- легкие летки для одновременного вылета множества птиц.
- непромокаемый материал для защиты птиц от непогоды, одновременно дышащий и всепогодный: летом глиняный цилиндр защищал от жары, зимой от холода и ветров.
- ячейки для гнездования по всей внутренней поверхности башни.
- удобные шесты для посадки птиц после полета.
- небольшие отверстия - только под размер голубей, чтобы внутрь не могли проникнуть хищные птицы, таким образом ястребам, совам, воронам вход закрыт.
- стенки башни сужались у верхушки, образую хороший градус наклона, благодаря чему помет падал в специальный бассейн в середине башни.
Выращивание голубей было модным и в СССР, особенно в послевоенный период. Некоторых хулиганов так и называли "голубятник", что одновременно характеризовало его не только как драчуна, но и как любителя птиц. Наш культовый фильм "Любовь и голуби" рассказывает про жизнь еще одного страстного голубятника Василия, к счастью, не хулигана, а с точностью до наоборот, он - "хороший же мужик".
Таких "Василиев" на территории современного Ирана, Египта, Марокко, региона Персидского залива и сегодня очень много.
Башни изнутри по всему Ближнему Востоку выглядят примерно так:
Сравните катарские башни с египетскими в провинции Бейхер.
В Голубиных башнях Катара вмещаются одновременно до 14 000 голубей. Но где же эти голуби, которые летают так красиво с нехарактерными для Персидского залива блондинками (см. обложки гламурных журналов)? Мы почему-то голубей не видели. Кроме городских сизарей.
А дело в том, что башни, к которым сегодня возят туристов - реконструированные исторические башни, и, похоже, на время ремонтов голубям предоставили другие квартирки.
Ранее «Голубиные башни" выглядели как на фото ниже, но были снесены в 2022 году, словами местного чиновника " чтобы отремонтировать их в соответствии с более высокими инженерными стандартами». Еще в декабре 2019 года романтический символ Катара обветшал настолько, что из-за дождей и времени обрушилась часть стены одной из башен, хорошо хоть обошлось без пострадавших. Учитывая постоянный наплыв туристов - большая удача.
Три глиняных "солонки" воспроизвели один к одному, даже исторические шесты из сохранившихся неплохо воткнули в прежние места. По-арабски башни называют бурж хамемен - برج حمام.
А европейский турист называет башни Пижон Тауэр. Французское слово "пижон" укрепилось почти во всех европейских языках, как сленговое, обозначающие молодых щеголей, весьма приглуповатых, самодовольных, которые легко обмануть из-за их недалекости и самовлюбленности.
Тучи "пижонов" взмывают в небо Катара.
Нравится арабам голубь. И если у нас сложилось дурное мнение о серых городских голубях, как о летающих городских крысах, то арабы наше мнение не разделяют.
- Во-первых, это красиво.
- Во-вторых, это вкусно (голубиное мясо считается диетическим и очень полезным при заболеваниях желудка)
- В-третьих, это полезно. Конечно, можно написать в мессенджере: "дорогая, очарован тобой", но записка от голубя с надписью " عزيزتي، أنا مفتونة بك !" - это куда как романтичнее. В общем, если "мы перестали лазить в окна к любимым женщинам", то арабы нам-прагматикам не чета - они могут, и ради любви готовы на самые нежные и красивые поступки.