Найти тему
Евгений Трифонов

Новое правительство Франции будет зависеть от Марин Ле Пен

Досрочные выборы, устроенные президентом Франции Эммануэлем Макроном для того, чтобы не допустить к власти Национальное объединение (НО) Марин Ле Пен, привели к противоположному результату. Несмотря на формальную победу на выборах спешно сформированного левыми и ультралевыми Нового Народного фронта (ННФ), формировать правительство Макрон поручил республиканцу (т.е. умеренно правому) Мишелю Барнье.

Марин Ле Пен выглядит довольной после консультаций с Макроном о формировании правительства
Марин Ле Пен выглядит довольной после консультаций с Макроном о формировании правительства

Что неудивительно: Макрон не решился отдать правительство в руки ННФ. Во-первых, потому, что социальные и экономические проекты левых своей безграмотностью вызвали испуг не только правящих кругов и крупного капитала, но и среднего класса, а это – большинство французов. Во-вторых, ННФ вынужден учитывать позиции лидера крупнейшей фракции фронта – крайнего экстремиста Жан-Люка Меланшона, требовавшего отдать ему кресло премьер-министра, а это абсолютно недопустимо не только для элиты, но и для всех более-менее здравомыслящих французов. И, наконец, в-третьих: у образованных французов, знающих историю, понятие «народный фронт» вызывает нехорошие ассоциации. Левое объединение под этим названием, управлявшее Францией в 1936-39 гг., развалило экономику и довело армию до небоеспособного состояния, что привело к катастрофе в мае 1940 г.

Поэтому Макрон, после многонедельных тяжёлых переговоров (и, надо полагать, не менее тяжёлых раздумий) поручил формирование правительства республиканцу Барнье. Правительство которого рискует повиснуть в пустоте, ибо республиканцы имеют лишь небольшую фракцию в парламенте.

Французские левые в бешенстве: они считают, что президент должен был предоставить им, как получившим наибольшее количество голосов на выборах, право сформировать правительство. Тот факт, что ничего подобного во французском законодательстве не прописано, их, разумеется, не смущает. Левые сразу поняли, что правительство будет, официально или нет, опираться на Национальное объединение Ле Пен. Что означает по крайней мере частичное принятие правительством программы ультраправых.

Партия Ле Пен предварительно поддержала назначение Барнье, сразу дав понять, что правительство будет должно учитывать её программные положения относительно иммиграции, прав полиции и налогообложения. Разумеется, Барнье придётся всё это учитывать: он – опытный политик, понимающий, что без поддержки НО его кабинет долго просуществовать не сможет.

Ярче всего о ситуации высказалась испанская El Pais: «Марин Ле Пен хранит ключи от французского правительства».

«Сегодня у нас премьер-министр, который полностью зависит от НО», - заявила в пятницу Люси Кастетс - кандидат на пост премьер-министра от ННФ. Лидер «Зелёных» Марин Тонделье заявила, что Макрон наделил Ле Пен полномочиями Юлия Цезаря, наблюдающего за гладиаторскими боями, одобряющего или осуждающего его кандидата на пост премьер-министра. Председатель Социалистической партии Оливье Фор заявил, что Барнье полностью осознает, что его судьба находится в руках Ле Пен. «Теперь именно крайне правые делают королей и королев», - сказал он. Меланшон заявил, что результаты выборов «украдены», и призвал к уличным протестам.

Правда, тот же Меланшон сделал крайне неудачный выпад в адрес Барнье. Он вспомнил, что тот ещё в 1981 г., будучи депутатом в Законодательном собрании Савойи, голосовал против декриминализации гомосексуализма. Если для левых гомофобная позиция – отрицательный маркер, то для правых, как республиканцев, так и лепенистов – наоборот, положительный и даже объединяющий (хотя республиканцы, будучи умеренными, эту проблему просто обходят). Так что обвинения Барнье в гомофобии только усилят симпатии к нему со стороны депутатов от НО и его электората.

Таковы гримасы демократии: попытка любой ценой преградить путь ультраправых к власти привела к тому, что власть становится заложницей ультраправых, и будет вынуждена сама, в той или иной степени, переходить на ультраправые позиции.