Всем доброй ночи!
Как обычно, напоминаю, что у нас есть целая подборка статей по истории современного искусства, а также отдельная подборка про интересных художников нашего времени.
В прошлых выпусках мы говорили про направления в абстрактном экспрессионизме - нью-йоркскую школу и ташизм. Прочитать про них можете, жмакнув на одно из слов.
И сразу вопрос к читателям моего блога, нужно ли сделать отдельно статью с навигацией по всем уже изученным и неизученным темам, которые со временем будут дополняться гиперссылками? Или подборки достаточно?
А сегодня мы с вами поговорим об акционизме! Выпуск получится довольно объемным, поэтому запасайтесь чаем и погружайтесь в мир искусства со мной. Хотя, лично моё мнение, сегодня мы погружаемся в мир ужаса и безумия. Если вы очень впечатлительны, то "Венский акционзизм" лучше пропустите. А лучше и просто перещелкнитесь в навигации на Движение "Э.Т.И", хоть посмеетесь, мне просмотр, а вам - сохраненные нервы.
Для меня эта статья скорее как "поставить галочку", сказать "ну, было и было" и забыть. Но забыть не получится, ибо их имена я помню с худграфа. Спасибо (нет).
Настолько тяжело далось написание, что сейчас уже 23:59, а я ещё даже обложку не смастерила. Ну, значит, потом. А пока так.
00:22. Только сделала обложку и исправила ошибки, даже почти все. А теперь - спать!
Акционизм
Как мы уже много раз с вами обсуждали, время и история заставляют художников смотреть на себя и общество с разных сторон, использовать новые средства выражения, которые сильно отличаются от классических.
Акционизм, вовлекающий в произведения искусства зрителя, родился из изучения художниками своего тела и стремления к провокации.
Акционизм (от латинского «actio» — деятельность, действие, деяние) сформировался в 1960-е годы в художественной среде Западной Европы.
Многие искусствоведы относят зарождение акционизма к далёкому началу 20-го века, и считают, что дорогу к нему протоптали именно дадаисты с их иррациональностью, цинизмом и отрицанием канонов в искусстве.
Стоит отметить, что нечто подобное задолго до дадаистов практиковали фумисты — сообщество парижских художников, поэтов и драматургов, которые в октябре 1878 года объединились в закрытый кружок «Общество гидропатов». Они отрицали любые запреты и ограничения, подвергая осмеянию все, что было дорого буржуазному обывателю.
Истоки этого направления можно также найти в "танцах" вокруг своих картин американского экспрессиониста Джексона Поллока.
Но всё же первым прототипом акционизма мы обязаны не Поллоку, а Иву Кляйну, которого также называют продавцом воздуха, с его опытом создания "живых картин" - работ, созданных при помощи отпечатков тел на холсте. Он также провел публичную демонстрацию создания подобных работ: девушки, раскрашенные в синий цвет, оставляли отпечатки своих тел на холстах, а за всем этим под музыку наблюдали зрители.. К его творчеству мы ещё вернемся в последующих выпусках.
И уже из названия понятно, что сам процесс создания произведения тут важнее, чем само произведение.
В поисках очередных новых способов самореализации художники стремились превратить статичную выставку в некое действо, в котором могли поучаствовать сами, и одновременно вовлечь зрителя в провокативный динамический процесс — акцию.
В акционизме художник создает произведение из самого себя, его тело может выступать в качестве привычных для нас краски и холста, а сам художник - в виде инструмента.
Эпатажные мероприятия Сальвадора Дали известны на весь мир. О его творчестве мы с вами ещё не говорили, но этому также будет посвящен отдельный выпуск, однако, не упомянуть его в этой статье было бы грехом! :)
Публичные эпатажные выходки Дали были широко известны и каждый раз вызывали пристальное внимание прессы и публики. Но не стоит причислять его действия к направлению акционистов, это совершенно другое, так как художники акционизма стремились связать искусство с реальностью, переломить разделяющую их черту – жестокая, болезненная действительность отражалась в их зачастую шокирующих перфомансах и акциях. У Дали всё было не так. Ну, как я и сказала, разговор о нём - отдельная тема.
Самое большое распространение и развитие данное направление получило в Австрии, так называемый "венский акционизм". Они были вдохновлены немецким экспрессионизмом Мунка и творческими поисками Поллока. Основными членами "группы" были Гюнтер Брус, Отто Мюль, Рудольф Шварцкоглер и Герман Нитш. Собственно, "группы" в привычном нам понимании никогда не существовало: просто некоторое количество художников схожим образом отреагировали на определённые ситуации, в которых все они оказались в определённый отрезок времени, и получили «схожие результаты». Сам термин «венский акционизм» вошёл в лексикон мирового искусства только в 1970 году.
Россию данное направление тоже не обошло стороной, за него отвечали Александр Бренер, Олег Кулик и Авдей Тер-Оганян, образовав Движение "Э.Т.И"
"Венский акционзизм", или Wiener Aktionismus
Его представители утверждали, что их акции являются ответом на угнетение со стороны правительства, последствия Второй Мировой войны и всеобщего лицемерия.
Венские акционисты возвращают зрителя к осознанию ужаса, боли и стыда, что замалчивалось на государственном уровне и не давало возможности проживания и завершения болезненного опыта послевоенной Австрии.
Может, им и казалось, что это протест.. Но посмотрев всё... Лично для меня, это пи... *кричит что-то нецензурное на искусствоведческом*
Но все художники из этого раздела сознательно изображали безумие в театральной форме, рассчитывая на публику и воплощая его в образах кататонии и судорог. Ну и всякого...
Отто Мюль
Отто Мюль родился в 1925 году в семье учителя начальных классов. В юности воевал на стороне нацистской Германии и даже успел побывать в советском плену.
После войны окончил сначала Венский университет как историк, затем Академию художеств в Вене. С 1954 по 1963 год занимался арт-терапией в лечебнице для эмоционально неуравновешенных детей, возглавляемой Евой Розенфельд, ученицей Зигмунда Фрейда.
Сначала он выходит за рамки холста, создавая пространственные композиции и скульптуры, используя в них груды всяческого металлолома.
Отто Мюль получил известность в 1960-х годах прежде всего своими радикальными и провокационными акциями, часто включавшими кровавые издевательства над обнаженным телом или публичную дефекацию. В 1968 году он был приговорен к двум месяцам тюрьмы за участие в акции «Искусство и революция» в Венском университете.
Публичность последующих акций не играет роли и для Отто Мюля – фотографирование и киносъёмка остаются главными свидетелями происходящего. Часть вы можете посмотреть тут.
Позже Отто Мюль организовал большой эксперимент в попытке вырастить нового, абсолютно раскрепощенного человека. Его «Акционно-аналитическая организация» просуществовала до 1991 года, а община в лучшие времена насчитывала до 700 человек.
Изначально коммуна располагалась в Вене на улице Пратерштрассе, а затем переехала в городок Фридрихсхоф. ААО, просуществав 20 лет, за это время превратилась из утопии в организацию с жесткой иерархией, системой привилегий и наказаний, а также одобряемым насилием над детьми и подростками. Отличительной чертой участников ААО были бритые головы — как у мужчин, так и у женщин, а также комбинезоны.
Личная жизнь, как, впрочем, и личные вещи, согласно идеологии Мюля, у участников отсутствовали. Только у женщин были комнаты и кровати, мужчинам приходилось проситься на ночлег, притом каждый раз к новой женщине.
Женщины и мужчины не могли строить пары, любое проявление интимности жестоко высмеивалось и наказывалось. Однако по правилам коммуны было необходимо заниматься сексом три раза в день, притом обязательно с разными партнерами.
В 1991 году Отто Мюль был арестован по обвинению в совращении несовершеннолетних и преступлениях, связанных с наркотиками, его приговорили к семи годам заключения. Мюль опровергал все обвинения, а после освобождения отправился в арт-коммуну в Португалии, в которой жил до самой смерти. Работы художника, несмотря на серьезность обвинений, продолжали выставлять в ведущих музеях мира.
Начиная с 2010-х годов многие из тех, кто вырос в Фридрихсхофе, заговорили о пережитом опыте (в частности, в 2012 году вышел документальный фильм Meine keine Familie («У меня нет семьи»), который снял бывший ребенок ААО Поль-Жюльен Робер), что заставило совершенно по-другому взглянуть на эксперимент Мюля, превратившего чужие жизни в материал для своего искусства.
Мертвые художники с интригующими историями отлично продаются, что подтверждают цены на работы Отто Мюля — после его смерти в 2013 году они выросли на 38%. Однако получившее известность в конце 2010-х движение #MeToo заставило многих представителей арт-сообщества пересмотреть свое отношение к художнику и его наследию.
Гюнтер Брус
Гюнтер Брус — австрийский художник-акционист, который не так давно, 10 февраля 2024 года, покинул нас в возрасте 85 лет.
Его называют легендой и даже Крёстным отцом акционизма, так как являлся самым радикальным из всех.
Гюнтер Брус получил своё первичное образование в школе прикладного искусства в Граце, а в 1956 году перебрался в Вену, где изучал живопись и графику.
Изначально он был под влиянием экспрессионизма, но затем его привлекла живопись абстрактного экспрессионизма. (ссылки на направления абстрактного экспрессионизма в начале статьи, но в конце тоже прикреплю на всякий случай :)
В 1961 году его призвали в армию, а после возвращения в конце 1962 года он перенёс тяжелый психический кризис. Возможно, это и повлияло на его дальнейшее творчество, ибо дальше происходит полнейшая вакханалия. Уж простите, зарекалась не критиковать направления, но это...
Самое первое представление Гюнтера Бруса носило название "Ана", названное в честь жены художника, она же и принимала участие в акции. Действие происходит в квартире Отто Мюля, все предметы и стены комнаты выкрашены в белый цвет – всё помещение становится холстом художника. Ими был снят трёхминутный короткометражный фильм, который был создан из таких предметов, как сломанные детали велосипеда, обнаженная модель, предметы мебели, а затем эти элементы были затемнены или трансформированы с помощью слоя краски, наложенного на них.
Если вы решитесь глянуть этот фильм, то знайте, это самое безобидное и приличное из всего того, что он выпускал.
По понятным причинам я не буду прикреплять все фотографии с этих представлений, но если кому это интересно, лучше нагуглите по названиям, которые я прикреплю, ибо зрелище там порой явно не для слабонервных. Да и меня Дзен точно не простит, если я выложу всё.
Наверное, самое миловидное и приятное для зрения - его прогулка по Вене.... думала я, пока не увидела все фотографии с мероприятия. Хотя, на фоне остального, это и правда миленько.
В 1965 году художник Гюнтер Брус, облившись белой краской и нарисовав черную линию, делившую тело так, как будто это готовая вот-вот развалиться пополам статуя, отправился гулять по улицам Вены, но далеко не ушел, поскольку за внешний вид, оскорбляющий чувства сограждан, был остановлен полицейским.
Акция называлась «Венская прогулка» (Wiener Spaziergang), и маршрут ее пролегал по центру города. Брус ничего не делал и ни к кому не приставал — он просто шел.
«Людям было скорее все равно, они не обращали особого внимания, — вспоминал Брус, — а полицейский спросил, что это я делаю. Я сказал, что я — произведение искусства и тут гуляю. Как произведение».
В основном действия художника совершались вне публичного пространства и запечатлевались на камеру. Часть из них вы можете видеть выше, а часть посмотреть тут, ибо, опять же, правила Дзена не нарушаю.
В 1967 году, с новыми представлениями— «Пулловер», «Вдох-выдох» Брус раскрывает языком своего тела тему деторождения и включает в представление свою маленькую дочь Диану. При этом для художника не существует табу: он делал всё, что взбредёт в голову. В результате подобного поведения в обществе он был обвинён среди прочего в надругательстве над австрийской национальной символикой и приговорён к шести месяцам заключения. Чтобы избежать ареста, Брус бежит в Западный Берлин, где живёт несколько лет.
Занимался публичной мастурбацией под флагом своей страны, справлял физиологическую нужду, ранил и калечил себя перед лицами удивлённых прохожих. Через свои поступки он задавал вопрос "Почему мы должны стесняться своего тела и его функций? Почему все это не свободно?"
Последнее его представление состоялось в июне 1970 года. И после него ему назначают принудительную психиатрическую экспертизу. Стоит задуматься, ибо я не нашла информации - прошел он её или нет. Но, наверное, да... раз он продолжил свою деятельность как художник. И даже премию получил от государства.
Почему же он по-настоящему завязал со всем этим?
«Врач сказал, что стало опасно. А у меня была семья, и я хотел возвращаться после работы домой живым и здоровым». - говорил Брус.
У жены Бруса, Анни Брус, немножко другая версия, она озвучила ее в одном их совместном интервью, кажется, ровно для мужа:
«Мы тогда крепко ссорились — я просто уже не могла выносить акции, в которых он себя калечил. У нас был ребенок. А он планировал прибить ноги к полу гвоздями. Для меня это было уже слишком. И я сказала: или — или».
С 1970 года художник вновь начинает много рисовать, при этом он пытается создать некую комбинацию живописи и литературы. Так получились его работы из цикла «Картины-Стихи», нашедшие многочисленных подражателей в 70-е — 80-е годы XX столетия. В 1996 году Брус за эти свои работы был удостоен Большой австрийской государственной премии.
В 2010 г. берлинская art film компания по производству домашнего видео Edition Kröthenhayn выпустила бокс-сет, включающий DVD с его фильмами (в том числе, 8/64: Ana - Aktion Brus, 10c / 65: Brus wünscht euch seine Weihnachten, 10b / 65: Silber - Aktion Brus, 10/65: Selbstverstümmelung, 16/67: 20. Сентябрь, Die Blumen des Bösen, Удушение, Psycho-Dramolett, Kunst und Revolution, Osmose, Einatmen - Ausatmen, Handlung, Zerreißprobe, Selbstbemalung и Wiener Spaziergang)
Работы Гюнтера Бруса выставлялись на аукционах много раз, а реализованные цены варьировались от 14 до 242 000 долларов США в зависимости от размера и материала произведения.
Герман Нитч, он же Нитх, он же Нич
Герман Нитч – известный австрийский художник, один из основных представителей венского акционизма. Абстрактные картины Нича, как и перформансы, навеяны его отстраненным взглядом на человечество и гуманизм в целом.
Нитч родился в Вене в 1938 году. В 1957 году художник впервые представил «Театр оргий и мистерий» — междисциплинарный проект, в рамках которого он осуществил более 130 акций. Работы Нитча представляют собой сложные перформансы, отсылающие к античным мистериям и проблематике жертвы в христианской мифологии.
«Мне приходилось приветствовать сверстников словами „Хайль Гитлер!“, когда я учился в школе в 1943 году, а спустя два года страна была освобождена», — рассказывал художник Vice в 2010-м. На своем сайте Нитч писал, что в период с 1943 по 1945 год он ежедневно попадал под бомбежку, его отец был убит на территории СССР, поэтому «война превратила меня в космополита и противника всех национализмов и всякой политики, еще когда я был школьником».
За неуспеваемость Нитча исключили из гимназии, но его способности позволили продолжить учебу в государственном Учебно-исследовательском институте графики в Вене.
В его работах важную роль играют католические ритуалы и тема религии. Он создает Orgies Mysteries Theatre, изобретая «драматургическую модель абреакции», навеянную травматическим опытом поколения и необходимостью дать выход переживаниям болезненных событий.
За акции, в которых смешивались театр и бойня, его не раз арестовывали.
В 1960-м ранние перформансы привели к появлению картин, близких к «живописи действия». К 1963 году Нитч перестал создавать эти картины, хотя вернулся к ним в начале 1980-х, и они оставались ключевой частью его практики.
В 1971 году Нитч приобрел замок Принцендорф в Нижней Австрии, где жил, работал и ставил спектакли вплоть до конца жизни. В 1998 году он задумал показать в замке одну из своих крупнейших постановок — «Шестидневную пьесу». В ней участвовали около 500 исполнителей.
«требовались три оркестра, группа камерной музыки, большой смешанный хор, кухня, плотник, мясник, врачи и даже юристы».
Когда Нитш всё же работал краской, он разбрызгивал её на горизонтально или вертикально установленные холсты, всплески и капли которой также взывают к сильным эмоциям и реакциям. Преодоление этих чувств призвано привести к утверждению жизни, приобретению контроля и спасению.
Поднимается тема ритуалов жертвоприношения, создаются эпизоды с большим количеством крови и телами мертвых животных, вызывая сильные эмоции ужаса, отвращения и страха. Ткани и одежда, а позже даже евхаристические облачения, задействованные в этих похожих на ритуальные событиях, воспринимаются Нитчем как реликвии – багровые следы на них сохраняют память вещей с течением времени.
Произведения художника хранятся в крупнейших музеях мира, среди которых Музей современного искусства в Нью-Йорке, Музей Метрополитен, Музей Соломона Гуггенхайма и другие. Еще при жизни Нитча были основаны два музея его имени — в Мистельбахе (Австрия) и Неаполе (Италия). В России выставка «Театр оргий и мистерий», организованная Stella Art Foundation, прошла в 2010 году.
В 2020 году художник подарил Третьяковской галерее три своих картины.
Рудольф Шварцкоглер
Рудольф Шварцкоглер — австрийский художник-перформанс , тесно связанный с группой венского акционизма. Он прожил меньше 29 лет, но оставил очень яркий отпечаток в истории искусств.
Он родился в семье врача, который покончил с собой после тяжелого ранения, полученного в ходе войны, в результате которого он потерял обе ноги.
В 1951 году мать Шварцкоглера переехала с сыном в Лиенц , где вышла замуж за скульптора Эриха Унтервегера. В 1954 году он вернулся в Вену, чтобы жить со своей бабушкой в Вене.
В 1960 году он встретил Германа Нитча и подружился с ним.
В октябре он поступил в Венскую академию прикладных искусств, но посещал ее недолго. Его призвали в армию.
Он работал художником-графиком и принимал участие в кампаниях венских акционистов, таких как Отто Мюль и Герман Нич. Вскоре после этого он начал свои собственные акции.
Сегодня он наиболее известен по фотографиям, изображающим его серию тщательно контролируемых «Aktionen», включающую такую иконографию, как мертвая рыба, мертвая курица, голые лампочки, цветные жидкости, связанные предметы и человек, завернутый в марлю.
Шесть акций, проведенных Шварцкоглером, в основном с его «моделью» и фотографом в одном лице - Хайнцем Цибулкой, были постановочными для фотографии; полученное изображение задумывалось как своего рода сцена.
После шести акций Шварцкоглер писал о художественных концепциях, которые он больше не осуществлял.
«Его интересовали еда, питье и пост, он прописывал себе непонятные исцеления и омовения и другие очень простые физические переживания; речь шла не о фитнесе, а о чистоте» - "Konzeptuelle Fotografie", Katalog zur Ausstellung Im Kunstverein Rosenheim (на немецком языке).
Движение "Э.Т.И"
В 1991 году молодые художники движения «Э.Т.И.» («Экспроприация территории искусства») прямо на Красной площади устроили акцию «Э.Т.И.-текст» в знак протеста против ограничения использования мата в публичном пространстве. Акция продлилась около минуты
По сравнению с челами из Австрии - у нас все действительно просто лапочки.
Александр Бренер
Александр Бренер — художник и писатель, один из лидеров московского акционизма. Свою причастность к искусству не признает и считает себя политическим активистом.
Бренер сделал скандал главным содержанием искусства, освободив его от всего ненужного и мешающего воспринимать этот бодрый жанр в его чистоте.
И одним из первых фирменных арт-бесчинств, произведенных им на родной земле, была акция «Свидание». Происходило все так. В глубокую снежную пору 1993-94 гг. Бренер назначил только что приехавшей из Израиля и давно не данной ему в ощущениях жене Людмиле свидание. Естественно, у памятника Пушкину.
Самая известная акция Бренера - в амстердамском Стеделийк-музее в 1997 году. Бренер провел ее так: под видом банального посетителя выдвинулся в зал, где висели работы Малевича, подошел к картине «Супрематизм. Белый крест на сером фоне» (страховая стоимость - 10 млн. тех еще долларов) и слегка испоганил ее, изобразив на ней спреем знак доллара. И никуда не убежал.
Бренер своим жестом выступил против безудержной коммерциализации искусства. Это когда произведения искусства превращаются исключительно в эквиваленты различных сумм денег. Когда художник думает прежде всего о том, за сколько уйдет его работа, а не о том, что он в нее вкладывает. Одним словом, Бренер в этот скандал заложил вполне вечную идею.
К Малевичу же Бренер никаких претензий не имел. Он выбрал его потому, что сам Малевич был бессребреником и думал лишь о своем искусстве. Теперь же его работы превратились в столь ненавистные Бренеру арт-коммерческие объекты.
Гедонизм современного искусства — главная полемическая цель речи Александра Бренера, прочитанной на вступительной феерии Steirischer Herbst Александром Э. Фенноном. Исполненная в английском и немецком переводах русского оригинала, она тщательно и пристально рассматривает широко распространенное утверждение, что современное искусство является наследником наследия poètes maudits.
Олег Кулик
Олег Кулик родился в 1961 году в Киеве. Окончил художественную школу и Киевский геологоразведочный техникум. В 1986 году переехал в Москву и вместе с женой Людмилой Бредихиной некоторое время разрабатывал «теорию прозрачности», создавая прозрачные работы из плексигласа, как когда-то это делал Архипенко.
Олег Кулик начинал как арт-директор и художник частной московской галереи «Риджина». Когда он решил уйти из нее – остался без постоянного заработка. В одном из интервью Кулик шутливо вспоминал, что приполз к галеристу Марату Гельману и предложил охранять вход в его галерею, обещал быть верным, как цепной пес.
Так в 1994-м Кулик явил свой первый перформанс – «Бешеный пес». Голый художник изображал собаку и кидался на людей. На поводке по улицам его водил другой акционист – Александр Бренер. По понятным причинам выкладывать я это сюда не буду, так как он там абсолютно обнаженный, а чего мы хотели? Собаки же не носят одежду. Но посмотреть это нечто можете здесь.
Для неподготовленной публики акция "Бешеный пес, или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером" стала настоящим шоком. Какие бы смыслы в это действо не вкладывал сам Кулик, оно было прочитано однозначно – озверевший от скотской жизни с дикой энергией кидается на все, что движется – на публику, на прохожих, на машины. И это был лишь один из первых его перфомансов, которые потом превратились в серию, называемую автором "Зоофрения". Она была показана в России и за рубежом в девяностых. На просторах интернета можно даже найти кучу видео. Сюда я их лить не буду.
В начале 2000-х, исчерпав возможности роли "дикой русской собаки", художник уходит от ее исполнения и обращается к фотографии, графике, скульптуре, увлекается восточными практиками, путешествует по Монголии, Тибету, Индии.
Как вы понимаете, и сейчас Кулик не остаётся в тени. Со времени первой выставки в 1988 году к 2018 году у художника прошло более 40 персональных выставок в Москве и других городах России и мира.
Кулик также является активным участником крупных коллективных выставочных проектов и значимых международных арт-событий.
Авдей Тер-Оганян
Авдей Тер-Оганян - советский и российский художник, один из ярких представителей Московского акционизма. Первый художник-политэмигрант в постсоветской России.
Родился в 1961 году в Ростове-на-Дону. Учился в детской художественной школе. C 1978 по 1982 год учился в Ростовском художественном училище им. М. Б. Грекова, которое так и не окончил, поскольку дважды был из него исключён.
В 1988 году основал в Ростове-на-Дону товарищество «Искусство или смерть», первоначально - Группа «ЖУПЕЛ».
Первая официальная выставка товарищества, а также к ним примкнувших состоялась 19 марта 1988 года в Таганроге в ДК завода «Прибой» - носила название «Однодневная выставка». Работы, представленные на выставке, можете посмотреть в галерее выше.
В арт-среде художников, музыкантов, литераторов, обитавших рядом с товариществом, материализовалась легендарная ростовская группа «Пекин Роу-Роу».
В 1989 г. перебрался в Москву, где был участником клуба «Э.Т.О.». Позднее он руководил галереей в Трёхпрудном переулке, галереей «Вперед!».
Основные участники группы также перебрались в Москву, где до 1991 года продолжали выступать под этим названием. Постепенно они перестали использовать название «Искусство или смерть» для собственной идентификации и группа прекратила своё существование.
Первая акция, которую он провел, носит название "Юный безбожник". Она была проведена на выставке «Арт Манеж-98» в московском выставочном зале 4 декабря 1998 года в рамках собственной образовательной программы «Школа современного искусства».
Была большая — огромная — выставка в Манеже, там он выставил иконы, на которых понаписал всякие фразы, из которых самая невинная, например, «Бога Нет!». Во время этой акции протеста он публично начал рубить топором репродукции православных икон, которые снимал со стен. После сего действа против него было открыто уголовное разбирательство по обвинению в разжигании религиозной вражды (статья УК РФ 282). Не дожидаясь суда, Авдей Тер-Оганьян эмигрировал и получил политическое убежище в Чехии. Фото по ссылке.
В галерее выше последний из проектов Тер-Оганяна "Футуристы выходят на кузнецкий". На второй фотографии вы можете прочитать полное описание сия действа. Но если кратко - они посвятили этот выход Малевичу, который в 1914 году прогуливался по Кузнецкому мосту с расписными ложками в петлицах. Они повторили этот выход, но иначе: вышли в старомодных костюмах и шли по Кузнецкому уже не только с ложками, но и распивая спиртное.
Как написал Ковалёв об этом событии: "Художникам теперь позволено многое. или почти всё."
Он автор радикальных акций и перформансов, объектов живописи и графики. Авдей апробирует язык русского авангарда, поп-арта, абстрактной живописи. В некоторых сериях работает с текстом, обращает внимание на социально-политическую проблематику.
В рейтинге журнала «Артхроника» «50 самых влиятельных людей в российском искусстве 2010» Авдей Тер-Оганьян занял 23 место
Его работы можно увидеть в Третьяковской галерее и Русском музее.
***
Вот и всё, дорогие друзья. Этот выпуск дался мне тяжело. Но пропускать периоды в мире искусства у меня рука не поднимается. Хотя, тему акционизма я очень бы хотела пропустить, как вы могли заметить по моим комментариям, которые я обычно не пишу. Но тут... всё кажется каким-то неправильным и страшным. Жутким.
Мне не очень хочется называть подобное искусство искусством. Но если уж так решили искусствоведы, то так тому и быть.
И помните, не все, кто вытворял перфомансы, являются акционистами. Всё чуть сложнее. Но для этого я и тут, чтобы разложить всё по полочкам. Или, как минимум, постараться это сделать.
Всем спасибо за прочтение! Кто не пропустил венских челиков - огромное спасибо вдвойне. Вы разделили со мной эту ношу. Завтра накидаю чего-то жизнерадостного, чтобы хоть как-то перекрыть увиденное.
Предыдущие выпуски:
Оба выпуска посвящены абстрактному экспрессионизму.