Найти в Дзене
Extreme Sound

1984: год, когда трэш-метал захватил мир

Оглавление

От Fistfull Of Metal Anthrax до Bonded By Blood Exodus и Ride The Lightning Metallica - 1984 год стал годом прорыва трэша.

Точно определить дату рождения трэш-метала невозможно. Но неоспоримым фактом является то, что к 1983 году это дикое движение начало заявлять о себе на андеграундной метал-сцене.

В том году Metallica перебралась из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско и выпустила свой дебютный альбом Kill 'Em All. Exodus, чьим гитаристом, Кирком Хэмметом, недавно обзавелись Metallica, сеяли хаос в клубах. В Лос-Анджелесе Дэйв Мастейн, которого Кирк заменил в Metallica, создавал Megadeth и планировал свою месть бывшим коллегам по группе, в то время как сатанинские штурмовики Slayer выпустили свой дебютный альбом Show No Mercy. В Нью-Йорке начинающие Anthrax выпустили свой дебютный сингл Soldiers Of Metal.

Если 1983 год был годом зарождения трэша, то 1984 год стал годом его стремительного взросления. Это были 12 месяцев безумия и хаоса в клубах; годом таких знаковых релизов, как дебютный альбом Anthrax Fistful Of Metal и EP Slayer Haunting The Chapel; годом появления таких групп, как Dark Angel, Hirax, Megadeth. И, конечно, годом выхода Ride The Lightning Metallica — альбома, который изменил правила игры для всех.

"Мы хотели быть самыми тяжелыми и быстрыми"

В январе 1984 года Anthrax стали третьей из будущих королей трэша, выпустившей альбом - их дебютный Fistful Of Metal. Как и Kill 'Em All шестью месяцами ранее, он вышел на Megaforce Records, лейбле, принадлежащем нью-джерсийскому бизнесмену Джону Зазуле, также известному как Джонни Зет, и его жене Марше. Вместе с владельцем Metal Blade Брайаном Слэджелом, который включил Metallica в сборник Metal Massacre 1982 года и выпустил Show No Mercy Slayer в декабре 1983 года, Зазулы сыграли важную роль в формировании трэш-сцены.

Скотт Иэн (гитарист Anthrax): "Джонни был большим парнем с бородой, очень дерзким. И ему было наплевать, что о нем думают другие. Это было то, что нам было нужно тогда".

Мария Ферреро (сотрудник Megaforce): "Джонни и Марша были очень важны для того, что происходило. Они были уморительными людьми — очень веселыми, но в то же время серьезными. Никакой ерунды... ну, немного ерунды! Ха-ха!".

-2

Скотт Иэн: "Осенью 83-го мы поехали в Итаку, штат Нью-Йорк. У нас было две недели, чтобы записать Fistful Of Metal. Тот факт, что мы записывали альбом в профессиональной студии... все это было просто невероятно. Мы шли по стопам наших героев, Motörhead и Iron Maiden".

Мария Ферреро: "Anthrax были очень амбициозны: “Мы хотим этого”. Им даже не нужно было это говорить, это было очевидно".

Гэри Холт (гитарист Exodus): "Anthrax тогда еще были в эпоху [первого вокалиста] Нила Турбина — гитары в полоску и никаких футболок. Они еще не были полностью в трэш-территории. Трэшовые, но не совсем трэш".

Скотт Иэн: "Fistful Of Metal вышел в январе 1984 года практически без рекламы. Не было денег на рекламу в журналах. Все распространялось сарафанным радио, Джонни стучался в двери журналов, звонил на радиостанции: “Вы должны послушать этих ребят”.

"Это было похоже на музыкальное зеркало"

Возглавляемое Metallica и Exodus в Сан-Франциско, Slayer, Hirax, Dark Angel и Megadeth в Лос-Анджелесе и Anthrax в Нью-Йорке, это растущее движение, названное "трэш-металом" британским журналистом Малькольмом Доумом в рецензии на Fistful Of Metal, набирало обороты. Формировалась сцена.

Гэри Холт: "До 1984 года не было трэш-сцены, была метал-сцена. В 1984 году появилась трэш-сцена".

Скотт Иэн: "К тому моменту мы уже почти год общались с ребятами из Metallica. Мы вместе играли в клубах Нью-Йорка и Нью-Джерси в 1983 году. Мы еще не встречали Slayer или Exodus, но уже тогда ощущалось, что формируется сцена".

Гэри Холт: "Мы впервые встретились с Metallica, когда играли вместе в Old Waldorf в Сан-Франциско [в ноябре 1982 года]. Было ощущение, что кто-то держит перед нами музыкальное зеркало. Мы сразу же подружились, и они переехали в Сан-Франциско [в начале 1983 года], потому что Лос-Анджелес — отстой".

Мария Ферреро: "Было ли соперничество между группами? О боже, да. Конечно".

Кейтон В. Де Пена (фронтмен Hirax): "Была жесткая конкуренция, и многие группы не любили друг друга. Slayer были довольно крутыми — они даже с Metallica не ладили".

Брайан Слэджел (владелец Metal Blade): "Metallica и Slayer никогда не были близки. Я дружил с обеими группами, и Metallica спрашивали меня: “Что делают Slayer? Что они пишут?”. А ребята из Slayer спрашивали: “Что делают Metallica?”. Это было соревнование: “Кто быстрее? Кто тяжелее?”.

Ларс Ульрих (Metallica): "Мы соревновались, но не в негативном смысле. Мы хотели быть лучшими, мы хотели быть самыми тяжелыми, самыми быстрыми. Так что нашими соперниками была любая группа, которая выступала у нас на разогреве — мы думали: “Давай порвем их!”. Не могу вспомнить ни одной группы, с которой у нас были бы напряженные отношения".

-3

Дэйв Мастейн (фронтмен Megadeth): "Мне было недостаточно, чтобы Megadeth были успешными. Я хотел, чтобы Metallica провалились".

Кейтон В. Де Пена: "Конкуренция делала сцену сильнее. Группы старались быть лучше друг друга и совершенствоваться как музыканты".

Гэри Холт: "Нам, Exodus, было наплевать на всех остальных. Мы просто хотели играть свои концерты и делать свое дело. Мы просто собирались пить, нюхать и отрываться несмотря ни на что. Мы были не в себе".

"Дикое, дикое западное побережье"

У зарождающейся трэш-сцены было три ключевых центра: Лос-Анджелес, Нью-Йорк и, что самое важное, Сан-Франциско. Такие клубы, как L’Amour в Бруклине, The Country Club в Лос-Анджелесе и Ruthie’s Inn в Беркли, стали площадкой для Anthrax, Exodus и Slayer.

Гэри Холт: "Ruthie's был старым блюзовым баром, но [владелец] Уэс Робинсон, царствие ему небесное, решил пригласить Exodus. Мы были первой метал-группой, которая там сыграла. Его захватили такие группы, как мы и Metallica. Exodus стали неофициальной домашней группой Ruthie's".

Кейтон В. Де Пена: "В Ruthie's творилось настоящее безумие. Это был дикий, дикий запад. Люди пили, несмотря на то, что были несовершеннолетними, и им все сходило с рук. Там было не протолкнуться, очень жарко, очень душно, все демонстрировали, насколько они металлисты, не снимая джинсовые куртки и кожу".

Гэри Холт: "У нас была своя Slay Team — наша свита из чертовых маньяков, которые обеспечивали охрану/развлечения на сцене. Такие люди, как Тоби Рейдж, который был легендой Сан-Франциско. У меня есть фотографии, на которых этот парень смотрит прямо в камеру, прыгая с вершины акустической системы. Все эти ничего не подозревающие люди внизу, на которых вот-вот приземлится двухметровый чувак...".

Скотт Иэн: "Мы слышали рассказы ребят из Metallica о том, насколько жесткой была там публика".

Гэри Холт: "Люди вели себя как животные, дрались друг с другом, прыгали со сцены на головы. Часто драки происходили прямо на сцене, один парень с одной стороны от меня, другой — с другой, удары сыплются передо мной и позади меня, а я уворачиваюсь и продолжаю играть".

Брайан Слэджел: "Slayer впервые выступили там [в январе 1984 года]. Реакция была очень хорошей — они вписались в эту атмосферу, Exodus, Metallica, все это раннее трэш-движение".

Гэри Холт: "Они дали три концерта [в Сан-Франциско]. Мы играли с ними на втором. Первый был в Keystone, Беркли. После концерта мы поехали в отель и сказали им, что они ни в коем случае не могут выступать с этим гримом в Ruthie’s, где они должны были играть на следующий вечер. Это бы плохо закончилось. А потом мы разнесли их отель. С их разрешения, конечно".

Скотт Иэн: "Впервые в Сан-Франциско мы сыграли в Kabuki Theatre [7 июля 1984 года] на разогреве у Raven, а Exodus открывали концерт. Ощущали ли мы себя на вражеской территории? Никогда. Мы были просто счастливы там оказаться".

Гэри Холт: "Мы уже выступали там хедлайнерами. Нам было все равно, где играть. Но нашей Slay Team не понравилось, что Anthrax выступали после нас. Нам пришлось их успокаивать. Мы сказали: “Нет, эти парни крутые, они наши новые друзья, они в нашем списке “неприкасаемых”. Могло бы быть плохо".

Скотт Иэн: "Exodus выступают, а я смотрю на это с открытым ртом. Там были парни, которые ходили по головам. Я привык к слэму и стейдждайвингу, но там были парни, которые прыгали в толпу, а потом шли по головам людей, пока могли удерживать равновесие, а потом падали на землю. Я думал: “Черт возьми, нам придется выступать после этого?”. Exodus должны были быть хедлайнерами. Склонитесь перед королями".

Кейтон В. Де Пена: "Не поймите меня неправильно, я люблю Сан-Франциско. Я испытываю к нему огромное уважение. Но в Лос-Анджелесе тоже было весело".

Гэри Холт: "Для нас Лос-Анджелес был просто землей Голливуда и позеров. Ну и Slayer, конечно".

Кейтон В. Де Пена: "Подумайте об этом: три группы из “Большой четверки” образовались в Лос-Анджелесе — Metallica, Slayer, Megadeth, а еще были такие группы, как Hirax и Dark Angel. Я люблю своих братьев из Сан-Франциско, но они должны быть честными — Лос-Анджелес сыграл в этом большую роль. Это как рай и ад — одно не может существовать без другого. Нужно и то, и другое".

Скотт Иэн: "Все трэш-движение в Лос-Анджелесе было сосредоточено в Country Club в Резеде. Мы сыграли там два концерта с Raven [в июле 1984 года], и публика была просто бешеной. В один из вечеров Stryper открывали концерт. Мы не знали, что они христианские металлисты, пока они не начали бросать Библии в толпу. Наши фанаты просто начали бросать эти Библии обратно в Stryper в десять раз сильнее".

Мария Ферреро: "Западное побережье немного больше заботилось о своих прическах, чем Восточное. На Восточном побережье все было просто: “Давайте оторвемся!”. Отчасти это было связано с влиянием панка, хардкор-концертами в [панковском клубе] CBGB".

Скотт Иэн: "Можно сказать, что Сан-Франциско получил больше внимания, а мы в Нью-Йорке были обделены. Но давайте, назовите основные группы, которые появились на Западном побережье, не только в Сан-Франциско, а во всем регионе. Были Metallica, которые шли в авангарде, Megadeth, Slayer, Testament, Exodus… А Нью-Йорк? Были Anthrax, Overkill и... ну, не хочу быть несправедливым, но был ли еще кто-нибудь? Я бы сказал, нет".

Гэри Холт: "Да, были и другие места, но все самое интересное происходило в Сан-Франциско".

"Мы записывали днем, а ночью отрывались"

К середине 1984 года трэш-сцена уже как следует разгорелась. Metallica уже гастролировали по Европе весной, включая два концерта в легендарном лондонском клубе Marquee. Дома их коллеги Slayer выпустили EP Haunting The Chapel в июне 1984 года, продемонстрировав более быстрое и злобное звучание, в то время как Exodus записывали свой дебютный альбом, первоначально названный A Lesson In Violence, но в конечном итоге переименованный в Bonded By Blood.

Скотт Иэн: "К лету 1984 года Metallica уже занимались своими делами. Exodus были королями Сан-Франциско".

Гэри Холт: "Exodus были дикими, но мы серьезно отнеслись к записи первого альбома. Мы записывались в студии Prairie Sun в Северной Калифорнии. Это было ранчо с коттеджами, так что Slay Team приезжала по вечерам. Мы записывались днем, а ночью отрывались. Некоторые из наших друзей слишком много пили и устраивали драки, ломали вещи. Позже владелец сказал нам, что мы устроили такой уровень разрушений, которым можно только восхищаться".

Брайан Слэджел: "У Slayer были новые песни, которые звучали потрясающе. У них не было времени, чтобы записать полноценный альбом, да и бюджеты в то время были ограничены, так что я сказал: “Мы можем пойти в студию и записать их, и вы сможете выпустить их в виде трехпесенного EP [Haunting The Chapel]".

Гэри Холт: "Наш альбом был везде за год до того, как он вышел [выход альбома был отложен до весны 1985 года из-за проблем с лейблом Exodus Torrid]. Это было задолго до появления цифровых загрузок, так что люди слушали кассеты третьего или четвертого поколения, записанные на чьем-то магнитофоне. Это было разочаровывающе, но, наверное, это создало миф".

Кейтон В. Де Пена: "Обмен кассетами был на пике популярности, это был интернет того времени. Так мы распространяли свою музыку. Рассылали кассеты в обычных конвертах. Мы отправляли по 50 кассет в неделю, без проблем".

Гэри Холт: "Я никогда не был коллекционером. Люди присылали мне списки, и у них все было разложено по полочкам: каждый концерт, с датой, рейтингом, качеством. Нет, это не для меня".

Кейтон В. Де Пена: "Я получал кассеты от Чака Шульдинера из Флориды, еще когда Death назывались Mantas. Я получал кассеты Hellhammer от Тома Г. Уорриора, я помню, как получил кассету с первым альбомом Bathory до его выхода. Мы все обменивались кассетами, помогали друг другу".

Гэри Холт: "Однажды мне позвонил какой-то парень из Бразилии по имени Макс Кавалера. Он получил нашу кассету с адресом и номером телефона моей мамы на обороте. Он тогда едва говорил по-английски, но хотел позвонить и поговорить со мной. Это было за миллион лет до того, как мы встретились".

Кейтон В. Де Пена: "Было ощущение, что что-то происходит. Мы просто не знали, насколько грандиозным это будет".

"Мы ожидали Kill 'Em All, часть 2"

Пока остальные молодые трэш-группы только заявляли о себе, Metallica уже вырвались вперед. В феврале 1984 года они полетели на родину Ларса Ульриха в Данию, чтобы записать свой второй альбом, Ride The Lightning, с продюсером Флеммингом Расмуссеном в студии Sweet Silence Studios, на окраине Копенгагена.

-4

Вышедший 27 июля 1984 года Ride The Lightning стал огромным шагом вперед по сравнению с Kill 'Em All и эволюционным скачком для трэш-метала. Он был более утонченным, чем его предшественник, но содержал акустическое гитарное вступление к открывающей песне Fight Fire With Fire и даже включал трэш-метал балладу Fade To Black, написанную удрученным Джеймсом Хэтфилдом после того, как часть оборудования группы была украдена перед концертом в Бостоне, штат Массачусетс.

Мария Ферреро: "Мы слышали многие из этих песен еще до того, как они записали альбом. Они месяцами жили в нашем районе, репетировали в подвалах людей и играли нам свои вещи. Звучало здорово".

Кейтон В. Де Пена: "Все ждали, что же они сделают, в каком направлении будут двигаться. Было много отличных групп, но Metallica были лидерами всего этого движения".

Флемминг Расмуссен (продюсер): "Ларс позвонил мне и спросил, не хочу ли я записать Ride The Lightning. Я никогда о них не слышал и не знал, что существует Kill 'Em All".

Ларс Ульрих: "Мы были совершенно разорены. Нам приходилось жить одним днем. Друг буквально отдал нам свою квартиру, пока мы записывались. Мы с Джеймсом спали в спальне, а Кирк и Клифф делили его диван".

Флемминг Расмуссен: "Мне очень понравилась их энергия, страсть и амбиции. У них было совершенно другое отношение к делу, чем у датских групп, с которыми я работал, и они с энтузиазмом впитывали мои знания и учились новому. Мы сразу же подружились".

Ларс Ульрих: "Конечно, слушая такие песни, как Fight Fire [With Fire] и Trapped Under Ice, мы понимали, что нам все еще нравится трэш. Но мы начали осознавать, что нужно быть осторожным, чтобы не стать слишком ограниченными или однообразными".

Скотт Иэн: "Клифф [Бертон, басист Metallica] был тем, кто научил их мелодии. Клифф был маэстро. Он был очень одаренным музыкантом и мыслил шире, чем просто трэш и металл".

Джеймс Хэтфилд: "Если бы нам сказали, когда мы записывали Kill 'Em All, что на следующем альбоме мы запишем балладу [Fade To Black], я бы сказал: “Отвали!”.

Флемминг Расмуссен: "Когда мы прослушали то, что сделали, они были в восторге и очень гордились собой. Я никогда не слышал такой мощи из студийных колонок".

Мария Ферреро: "Ожидания были очень высоки. Но они действительно удивили нас тем, что сделали. Мы все ожидали Kill 'Em All, часть 2. Вместо этого мы получили авторский почерк Кирка Хэммета, его музыкальность".

Гэри Холт: "Мне понравилось. Всем понравилось. Ну в самом деле, он начинается с Fight Fire With Fire. Как это может не нравиться? Ride The Lightning — одна из моих любимых их песен. Trapped Under Ice… Просто убойно".

Ларс Ульрих: "На Fade To Black и разнообразие альбома реакция была странная. Наверное, это немного удивило нас. Люди начали называть нас продажными и все в таком духе".

Кейтон В. Де Пена: "Я считал, что это отличный альбом. Я до сих пор так считаю! Вся фишка трэш-метал сцены была в том, что это были мы против всего мира. Некоторые хардкорные трэшеры злились, что люди, которые не были, цитирую, “хардкорными”, тоже начали его слушать. Было небольшое сопротивление".

Мария Ферреро: "Джонни и Марша выпустили 70 000 копий этого альбома. Он просто улетел с полок. Они заработали на нем деньги, и они, черт возьми, должны были, потому что они действительно вложили много сил в эту группу и этот альбом, чтобы вывести их на этот уровень".

"Волна накрыла нас с головой"

Ride The Lightning не попал в чарты по обе стороны Атлантики в то время, но амбиции Metallica были очевидны. Группа подписала контракт с крутой менеджерской компанией Q Prime, и крупные лейблы начали проявлять к ним интерес. Через неделю после выхода Ride The Lightning Metallica покинули Megaforce и подписали контракт с Elektra Records, которая немедленно переиздала альбом.

Ларс Ульрих [в 1984 году]: "[Соучредитель Q Prime] Клифф Бернстайн твердо верит, что то, что мы делаем, станет следующим большим событием в хэви-метале... Metallica может стать флагманом новой ветви хэви-метала".

Майкл Алаго [A&R-менеджер Elektra Records]: "Я увидел их в L’Amour в Бруклине в 1983 году со своим другом [будущим гитаристом Monster Magnet] Филом Каивано. Их безумное, убойное выступление полностью меня поразило".

Мария Ферреро: "3 августа 1984 года у нас был концерт в [нью-йоркском зале] Roseland Ballroom, на котором выступали Metallica, Anthrax и Raven. Этот вечер стал легендарным".

Скотт Иэн: "Я до сих пор помню, как мы вышли на сцену, открыли концерт песней Deathrider, и 3 500 человек подняли кулаки в воздух — каждый из них. Мы никогда не видели ничего подобного. Всего год назад мы с Metallica играли в каких-то занюханных барах в Нью-Джерси для 100 человек".

Майкл Алаго: "Я знал, что там были и другие A&R-менеджеры. Так что я просто запер дверь и в итоге оказался единственным, кто был за кулисами в начале вечера. Я сказал: “Ребята, я в восторге. Вы мне очень нравитесь, и вы должны прийти ко мне в офис завтра”. Я пригласил их в конференц-зал Elektra, где мы заказали китайскую еду и пиво. А еще я подарил им кучу виниловых пластинок и кассет, особенно MC5, The Doors и The Stooges. Это было очень захватывающее и радостное время".

Мария Ферреро: "В вечер того концерта в Roseland Metallica подписали контракт с Elektra, Anthrax — с Island, а Raven — с Atlantic. Мы добились своего. Мы все добились своего".

Скотт Иэн: "Это был буквально момент прихода новой волны, и в тот вечер в Roseland, по крайней мере для нас и Metallica, эта волна накрыла нас с головой".

Кейтон В. Де Пена: "Это открыло шлюзы. Это было как гранж до гранжа".

"Мы просто хорошо проводили время"

Утверждение Ларса Ульриха о том, что его группа "может стать флагманом новой ветви хэви-метала", оказалось верным. Другие группы следовали по пути, проложенному Metallica, Slayer, Exodus, Anthrax и другими: Possessed, Death Angel и Legacy (позже переименованная в Testament) из Сан-Франциско; Overkill из Нью-Джерси; Voivod из Канады.

К 1985 году Exodus, Megadeth, Hirax и Dark Angel выпустили свои дебютные альбомы, в то время как Slayer и Anthrax выпустили классические продолжения — Hell Awaits и Spreading The Disease соответственно. Потребовалось еще пара лет, чтобы трэш-сцена вышла в мейнстрим, но эту волну рычащих, пьяных бунтарей уже нельзя было игнорировать.

Гэри Холт: "83-й, 84-й, 85-й годы были переломными. Мы учились, мы росли, мы создавали что-то новое".

Мария Ферреро: "Мы все были детьми. Никто из нас не думал: “Вот чем я буду заниматься по жизни”. Мы просто занимались любимым делом вместо настоящей работы".

Гэри Холт: "Думал ли я: “Мы меняем мир”? Нет. Я просто знал, что хорошо провожу время. Я знаю, что такое хорошо проведенное время, и мы именно так его и проводили".

Скотт Иэн: "Чувствовалась ли смена караула? Нет. Даже Metallica, а в 1984 году они были впереди всех остальных, — это были все еще не Maiden, не Judas Priest и не Оззи. Но мы были уверены в себе, сильны и думали, что весь мир должен это услышать. Дайте нам сцену, где этот бык сможет разбушеваться!".

Гэри Холт: "Какие еще музыкальные сцены могли с ней соперничать? Тэмпская дэт-метал сцена? Блэк-метал сцена? Мелодичная хардкор сцена Новой Англии? Они бы не существовали без трэша. Ни за что".

Кейтон В. Де Пена: "1984 год был самым важным годом. Это был год, когда все начало взрываться. 84-й год стал искрой, которая зажгла все это. К 1985 году огонь уже бушевал".

Коллекция Metal Music | Rock store| Официальный товар