В Санкт-Петербурге вот уже в пятнадцатый раз на сценах Национального драматического театра России (Александринский театр) проходит Международный театральный фестиваль «Александринский».
Продюсер Дмитрий Мильков обсудил с актерами Александринского театра Олесей Соколовой и Александром Лушиным, на какие постановки стоит обратить особое внимание.
7 сентября
«Воскресение»
Постановка главного режиссера и художественного руководителя Александринского театра Никиты Кобелева переносит действие романа в наши времена. Помимо текста «Воскресения», авторы спектакля обращаются и к иным сочинениям Толстого: «Крейцерова соната», «Отец Сергий». Как гласит афиша, «режиссер ищет не иллюстративного, но содержательного соответствия мыслям и идеям автора», для него «важно актуальное звучание текста, то, как он резонирует с залом здесь и сейчас». Что ж, увидеть князя Нехлюдова в качестве рефлексирующего представителя нынешней золотой молодежи — весьма любопытная возможность.
7 и 8 сентября
«Мейерхольд. Чужой театр»
Спектакль приурочен к 150-летию со дня рождения великого режиссера и театрального реформатора Всеволода Мейерхольда и основан на стенограмме общего собрания коллектива театра ГосТиМ (Государственный театр имени Вс. Мейерхольда) в декабре 1937 года. Упомянутое собрание, а также вышедшая перед ним статья в газете «Правда» под названием «Чужой театр» послужили основой для закрытия мейерхольдовского театра как «чуждого интересам народа».
Постановка интересна своим обращением к документальному материалу, это тот случай, когда встреча с «призраками прошлого» — профилактика будущего, которой не стоит пренебрегать. Однако представленный на сцене конфликт поднимается до обобщений, затрагивая извечные вопросы взаимоотношения художника и общества, возможности компромисса между творческой необходимостью и человеческой справедливостью.
10 сентября
«Маскарад. Воспоминания будущего»
Спектакль Валерия Фокина обращен к драме Михаила Лермонтова «Маскарад» и спектаклю Всеволода Мейерхольда, поставленному по лермонтовской пьесе в феврале 1917-го. Постановка буквально возрождает фрагменты мейерхольдовского спектакля. Костюмы и бутафория воссозданы по знаменитым эскизам Александра Головина. В спектакле звучит музыка Александра Глазунова и вальс-фантазия Михаила Глинки. Зрителю предлагается отправиться в уникальную экспедицию в прошлое. Меж тем спектакль не просто историческая реконструкция — он и про день сегодняшний. Гениальный текст юного Лермонтова, написанный им в 1835 году, и как бы вновь явившаяся на свет старинная постановка звучат исключительно современно.
20 и 21 сентября
«Юпитер и чайка. Без театра жить невозможно!»
Представить себе театральный фестиваль без драматургии Чехова практически невозможно. Антон Павлович уже давно один из наиболее востребованных во всем мире драматургов. За сто лет пьесы Чехова не утратили своей актуальности. Стоит ли удивляться тому, что бразильская театральная компания «Сетор де Ареас Изоладас», обращаясь к тексту чеховской «Чайки», говорит о сегодняшней любви и творчестве, о признании и выборе своего пути без какой-либо поправки на то, что великий текст был написан уже в позапрошлом веке.
Немногие из нас видели работы какого-либо бразильского драматического театра, это уникальный опыт. Разве не интересно услышать монолог Нины Заречной, произнесенный «по нашему, по-бразильски»?
7 и 8 октября
«Машина Чехов»
Еще одно обращение к великому Чехову представит Государственный театр Турции. Спектакль представляет собой своеобразную фантасмагорию. Герои чеховских пьес как бы выходят из текстов в реальную жизнь, вступают в диалог с автором. Великий русский писатель и драматург представлен на склоне лет, но с теми же вопросами, что волновали его на протяжении всего творческого пути. Афиша обещает нам спектакль — философское размышление. Возможно, именно этот формат неплох для того, чтобы завершить им фестивальную программу.
#этонадовидеть