Найти в Дзене

Как помочь ребенку выбрать хобби | Советы для родителей

Оглавление

Каждый день мы сталкиваемся с огромным количеством информации, наши возможности выбора значительно увеличились. Как оптимизировать и эффективно для себя использовать многообразие кружков и дополнительных занятий? Как дать сыну или дочке жизнерадостность и любопытство вместо постоянной усталости и недовольства?

Об этом расскажем ниже и дадим общую схему, опираясь на которую, вы сможете сделать индивидуальное «блюдо».

Что важно учесть при выборе хобби для ребенка?

  1. Развитие ребенка в соответствии с возрастом;
  2. Ведущую деятельность на конкретном этапе развития;
  3. Длительность и частоту занятий;
  4. Время на «подготовительный период».

Сейчас рассмотрим эти простые вещи более подробно.

Первое семилетие ребенка

О хобби для ребенка родители задумываются уже в первом семилетии, начинают с развивающих занятий. По сути ребенку эти занятия не нужны, они больше нужны родителям, как альтернативное времяпрепровождение помимо дома и садика. Сейчас все больше говорят о пользе этих занятий, потому что ребенок учится читать, считать и уже полностью готов к школе уже в садике.

Случается так, что программа не учитывает особенности развития мозга ребенка в соответствии с возрастом. Например, считать начинают в 3 года. Это про озвучивание цифр без особого понимания. Понимание цифр еще не развито, физиологически мозг не готов, а механически выучить несложно. Когда заучивается стихотворение, создается образ в голове, то есть увеличиваются нейронные связи в большем объеме, чем от зазубривания. Напевание стиха (песенки) — сложный процесс комбинирования слогов, который доступен каждому ребенку. Напевные звуки песни, в которых ребенок учится разделять слоги, используются и в логопедии. Можно описать еще много примеров благоприятного времяпрепровождения.

Ведущая деятельность в первое семилетие — предметно-манипулятивные действия и игра.

Эти виды деятельности формируют:

  • правильную речь;
  • непроизвольную память;
  • анализирующее восприятие;
  • наглядно-образное мышление;
  • творческое воображение;
  • зачатки произвольной памяти;
  • словесное мышление;
  • эмоциональную регуляцию поведения.

Разные сферы жизни изучаются и постигаются в соответствии с тем, какие интересы у значимых взрослых рядом (склонность к подражанию на первом месте в этом возрасте). Важен объем и интенсивность подачи материала, поскольку количество и способность удержания внимания пока ограничены (к 6 годам — около 30 минут). Обращайте внимание, какой ребенок после занятий: уставший или веселый, как ребенок идет на занятия — с радостью, с удовольствием или подавленный и раздраженный.

Время для «Подготовительного периода» в этом возрасте не требуется, так как хобби, как такового, еще нет.

Архив Клуба Путешественников Робинзонада
Архив Клуба Путешественников Робинзонада

С 7 до 14 лет

Во втором семилетии объем внимания и ресурсов увеличивается в разы. По сути идет повторение первого семилетия, но более глубоко и интенсивно примерно до 11 лет. Далее следует новый рост в развитии. Важно предлагать разносторонние задачи ребенку. В этом семилетии важно участвовать и «вкладываться» в интересы и увлечения, предлагать и поддерживать, так как в третьем семилетии нас (родителей) уже понизят в важности и значимости.

В этом возрасте важно укреплять дружбу и доверие ко взрослым. Не так важно содержание хобби, как личность тренера или учителя. Деятельность приносит удовольствие и любима обоими участниками обучения. Важны комфортные условия, создание интереса, любопытства. Это педагогическое мастерство и любовь к предмету. Второе важное правило для выбора хобби в этом возрасте — поддержание «в стенах дома» увлечений ребенка. Создаются условия, покупаются материалы, родители проявляют искреннюю заинтересованность. Итак, во втором семилетии ребята погружаются в свои дополнительные увлечения гораздо больше, чем в первом, и результат мы видим наглядно и ярко в силу роста и развития.

Ведущая деятельность в этом возрасте — игра, сменяющаяся учебной деятельностью.

Именно на основе ведущей деятельности быстро развиваются новые, духовные и познавательные потребности: овладевать знаниями, умениями, навыками, проникать в их сущность. Потребность во внешних впечатлениях остается основной движущей силой развития. В связи с развитием познавательной потребности возникают разнообразные мотивы учения.

Подготовительным периодом в этом возрасте считается промежуток от первого знакомства с новой деятельностью до начала деятельности. Этот период необходим. Любая новая информация формирует новые нейронные цепочки — «тропинки». Происходит нарастание потребности.

Если во вновь поступающей информации есть что-то необычное, что данному организму ранее не встречалось, тогда срабатывают разные варианты исследовательского поведения. Совершить какое-то действие (например, встать и пойти поискать) — это очень важный начальный компонент в процессе удовлетворения большинства потребностей. В ходе этого перемещения собирается новая информация. Узнавание чего-то нового — это сам по себе источник положительных эмоций, но из этой информации выбираются те сигналы, которые позволят удовлетворить неотложную потребность. Создайте возможности детям делать открытия и исследования!

От 14 до 20

Третье семилетие от 14 до 20 лет примерно, но обычно где-то до 18, 19 лет. Особенность этого возраста в том, что родительский авторитет пропадает или снижается, его становится не просто сохранить. Авторитетными становятся друзья. Задача родителей — поддержать авторитет педагогов, если такой был сформирован во втором семилетии. Если вам повезло и нашелся педагог, тренер либо коллектив, которые способны заинтересовать, увлечь, собрать команду единомышленников в возрасте от 14 до 17 лет примерно, тогда этот коллектив очень органично существует сам по себе с легким вмешательством и направлением взрослого тренера или сопровождающего педагога. Возможен вариант, когда школьный учитель становится таким проводником, авторитетом для ребят. В этом возрасте можно предлагать хобби, но подойти к этому нужно не слишком категорично и настойчиво. Гормоны, а с ними и эмоции бурлят, и после 2−3 неудачных (в душевном или физическом аспекте) посещений ваш сын или дочь скажут что-то вроде: «Давайте мы сами разберемся, мы сами что-то придумаем, и не надо нам предлагать еще что-то».

Бывает и так, что в этом возрасте ребята часто просто отказываются, бойкотируют те хобби, которые были важны в предыдущем семилетии, если они не содержат ведущей деятельности в этом возрасте (общения с противоположным полом). Такой интерес занимает много места среди эмоциональных и когнитивных составляющих психики. Раздумья, анализ своего поведения, анализ поведения других. Эти стратегии расширяют социальные связи, внимание не направлено только на себя, как в первом семилетии. Уже важно учитывать ценности коллектива, в котором юный человек находится. Как правило, ребята объединяются самостоятельно на основе ценностей. Для кого-то это различные чаты, социальные сети, для кого-то-творчество, спорт, музыка. В этом семилетии подростку особенно важно быть лучшим или значимым. Тут идут в ход навыки, полученные в предыдущем семилетии. Эти навыки очень хорошо формируют детские лагеря, там есть все необходимое для ребят: времяпрепровождение с компанией, выезды без родителей, заведомо известные ценности. Есть ненавязчивая деятельность, можно всегда выбрать ту деятельность, в которой ты лучший. И есть «равный» взрослый, который сопровождает коллектив подростков в их деятельности.

Архив Клуба Путешественников Робинзонада
Архив Клуба Путешественников Робинзонада

Как помочь ребенку найти увлечения?

Вернемся к возрастной периодизации. Первое семилетие дети могут увлекаться всем, что окружает вокруг — от червей до строительных кранов и т. д. Детям очень интересен окружающий мир, дела взрослых, дела братьев, сестер. В этом возрасте лучшая помощь ребенку — это наш запас терпения, времени, неспешности. Мозг ребенка развивается, но пока он гораздо медленнее мозга старших. В первом семилетии мы «сажаем семена» хобби. Знакомимся с разными деятельностями, легко и ненавязчиво позволяем детям помогать нам во всем, даем иногда вместе делать «взрослую» работу (печь блины, устанавливать крепления на лыжи, собирать мебель). Во втором семилетии «ростки» прорастают и появляются любимые виды хобби.

Алгоритм выбора хобби вне зависимости от возраста: ненавязчивое знакомство, совместная деятельность, совместное получение удовольствия от деятельности.

Помощь ребенку будет эффективна и не причинит вреда в следующих случаях:

  • Сохранен контакт с дочкой или сыном;
  • Вы знаете сильные и слабые стороны своего ребенка;
  • Проявляете интерес к сильным сторонам (мне интересно то, чем ты занимаешься, и я хочу делать то же самое, но соответственно своему возрасту);
  • Помогите вызвать любопытство и интерес (спрашивайте, задавайте несложные вопросы о деятельности, такие, чтобы ребенок встал и пошел искать ответ).

Да, это непросто, но важно начать. Попытаться получить удовольствие от процесса. Всегда можно обратиться за помощью к тренерам, вожатым, воспитателям. Можно начать этот путь, расспросив у них о своем ребенке.

Идеи для хобби

Тематика самая разнообразная, как и сама жизнь!

  • Спортивная
  • Научная
  • Литературная
  • Творческая
  • Связанная с животными
Архив Клуба Путешественников Робинзонада
Архив Клуба Путешественников Робинзонада

Чего нельзя делать при подборе хобби ребенку

Выбирать занятие без учета интересов!

Вроде бы очевидный постулат, но, к сожалению, часто мы следуем веяниям популярности тех или иных дополнительных занятий или секций.

Проецировать свои желания на жизнь ребенка

Сложная и часто неосознаваемая взрослым вещь. Задайте себе вопрос: «Кому больше это хочется, мне или ребенку?» Не отвечайте сразу, дайте себе время задуматься.

Выбирать большое количество занятий, излишне настаивать

Увлечение ребенку по силам тогда, когда у него остается свободное время чтобы погрустить, а мозгу — провести внутренний анализ сделанного. В этом случае дополнительные занятия будут приносить гораздо больше пользы. Дело в том, что мозгу нужно время для переработки ежедневной, большой и новой информации, которую человек получает каждый день. Новый объем информации мозг перерабатывает во время сна. Также продолжается переработка и закрепление информации тогда, когда ребенок придумывает себе игры, находится сам с собой на одной волне, когда ему ничего и никто не мешает, нет цейтнота.

Перегруженный ребенок в скором времени выдаст, что он не хочет, ему не надо, потеряет интерес. Пожалуйста, обратите на это внимание, перегруженному один раз ребенку потом очень сложно предложить новые или продолжить старые увлечения. Дети отказываются, и длится это достаточно долгий период.

Ругать за несоответствие ожиданиям

Уверенность в себе, уверенность в том, что у тебя получается, и то, что ты делаешь — правильно. Ты важен, нужен, ценен в своих занятиях.

Когда педагогом транслируется обратная информация тем или иным образом, ребенок скоро потеряет интерес к этой деятельности, потому что никому из нас не хочется быть хуже других. Не хочется ребенку «получать зарплату» за свою деятельность невниманием, неучастием, либо постоянной негативной оценкой учителя. Мозг блокирует новое знание, если оно не подкреплено положительными эмоциями.

Отрывать от планшета посредствам хобби

Ситуация, когда вы не можете оторвать ребенка от компьютера или от телефона, сейчас большая проблема для многих, о чем говорим в статье «Как отвлечь ребенка от гаджетов».

Компьютер и телефон становятся тоже своего рода хобби, которые ребенок выбирает самостоятельно без вашего участия (покупку и личный пример исключим). Друзей выбирает с таким же хобби, теперь развитие идет практически без сопровождения взрослых. Хорошо и плохо одновременно. Удобно, не отвлекает. Неудобно — мы уже не сопровождаем направление развития.

Все запретные меры вызывают отрицательные эмоции и сопротивление, так как игровые алгоритмы созданы вырабатывать в мозге гормоны удовольствия, получается, что мы отбираем и запрещаем все, от чего хорошо. Все предложенные нами альтернативные хобби обречены на провал, еще не стартовав.

Невнимательно относиться к коллективу, содержанию и педагогам

В этом возрасте ребята очень избирательны, зачастую недоверчивы и все время проверяют нас, взрослых, на прочность. Насколько мы внимательны к ним, насколько мы преданы и насколько мы уважаем их взрослую часть, насколько даем им принимать решения самостоятельно.

Например, из лагеря подросток возвращается изменившимся, в этот момент очень важно принять его таким новым, подросшим, имеющим свою довольно-таки сформированную взрослую часть, поддержать это, а не возвращать его обратно в роль «до лагеря», привычную нам, родителям. Часто мы это делаем неосознанно, по инерции. Нам так удобно. Привычное ритуалы, привычное общение.

Заключение

Выбор хобби не так важен, как внимание к ведущей деятельности в каждом периоде развития.

Так (условно) от 0−7 лет важно нахождение рядом с ребенком доброжелательных, любящих и профессиональных педагогов. Очень важны ритм дня и занятий. Все, что ребенок «возьмет» в этом периоде, будет давать опору для следующих лет.

От 7 до 14 лет важна личность учителя, но ребенок уже самостоятельный и привносит себя в совместную деятельность с педагогом, понемногу создается коллектив по интересам.

От 14 до 21 года на первое место выходит сам ребенок и его общение с противоположным полом, педагог становится на «равной позиции», но старшего товарища.

Когда соблюдены эти условия возрастной периодизации, любое хобби будет воспринято, поскольку эта деятельность не идет вразрез с природой человека.

Взяв во внимание особенности возрастной периодизации, вы имеете примерную картину, что происходит, к чему и как готовиться в выборе хобби.

Плюсом этот подход позволяет намного реже менять хобби, а углублять уже имеющееся.

Статья написана психологом детского «Клуба путешественников Робинзонада»

Мы проводим яркие программы активного детского туризма, программы семейного отдыха с детьми, подростковые лагеря, туры для школьников. Наши смены проходят на Валдае, в Подмосковье, на Черном Море и в других замечательных местах нашей необъятной Родины.

Будем рады видеть вас на наших программах!

Хобби
3,2 млн интересуются