Найти тему
TravelTo

Великий Новгород: Два Храма, Одна Рука Мастера: История Фресок через Восемь Лет. Объекты ЮНЕСКО

Оглавление

Друзья, продолжаю рассказ об объектах всемирного наследия ЮНЕСКО в Великом Новгороде. Посещая эти памятники архитектуры и истории, ловила себя на мысли, что мурашки мои устраивали марафонный забег по всему телу. Кстати, такое состояние характерно не только для меня, многие произносили вслух фразу: Мурашки бегают!»

Сегодня речь пойдет о двух храмах, у которых есть важная общая составляющая. Предполагается, что оба храма расписывал один ведущий художник с интервалом в 8 лет:

  • Церковь Успения на Волотовом поле
  • Церковь Феодора Стратилата на Ручью.

Церковь Успения на Волотовом поле

История создания

Фото автора
Фото автора

Церковь Успения на Волотовом поле — это выдающийся памятник новгородской архитектуры XIV века.

Эпидемия легочной чумы свирепствовала в XIV веке. Во имя Успения Пресвятой Богородицы в 1352 году возвели храм на окраине Новгорода. Службы проводились здесь до шведского нашествия в 1611 году, а после храм обезлюдел.

Интерьер храма завораживает и вызывает мурашки. Фото автора
Интерьер храма завораживает и вызывает мурашки. Фото автора

После правления Екатерины Великой храм был приписан к Свято-Юрьеву Монастырю.

Архитектура и особенности

Архитектура храма уникальна. Он представляет собой одноглавый крестово-купольный храм, выполненный в строгом и лаконичном стиле. Основной объем храма — это куб, увенчанный крупным куполом. Окна церкви необычны: они узкие и высокие, что характерно для новгородской архитектуры той эпохи. Такие окна, помимо эстетической функции, служили и практическим целям: они обеспечивали минимальное проникновение холодного воздуха внутрь и давали рассеянный свет, что способствовало созданию особой атмосферы внутри храма.

Листайте галерею, чтобы прикоснуться к вечности:

В храме на полу сохранились кирпичи XIV и XIX веков. 

Фрески и художники

Алтарная апсида с частично восстановленными фресками. Фото автора
Алтарная апсида с частично восстановленными фресками. Фото автора

Церковь Успения на Волотовом поле была известна своими уникальными фресками, выполненными в середине XIV века, которые не переписывались до Великой Отечественной Войны. Храм имел потрясающие фресковые росписи, выполненные византийским мастером. Имя мастера, к сожалению, не сохранилось до наших дней, но бытует мнение, что художник - либо ученик Феофана Грека, либо тот, кто копировал его технику в византийском стиле.

Вид на хоры, 2024 год. Фото автора
Вид на хоры, 2024 год. Фото автора

Тематика фресок была посвящена жизни Богородицы, а также включала сцены из Евангелия и жития святых. Фрески отличались живостью и эмоциональностью образов, которые создавали особую духовную атмосферу.

Фото автора
Фото автора

Примечательно, что художник, расписавший храм Успения на Волотовом поле, спустя  8 лет расписывал храм Феодора Стратилата (см. ниже). Художник рос духовно, совершенствовал свою технику, чтоб росписи были понятны большему количеству людей.

В XIX веке фресковую роспись забелили и храм стоял в побелке. Позже смыли побелку и обнаружили древние фрески.

Реставрация и современное состояние

Так выглядела западная стена до Великой Отечественной Войны:

Фото автора
Фото автора

К сожалению, церковь сильно пострадала во время Великой Отечественной войны. В 1941 году храм был основательно разрушен. Были созданы списки безвозвратно утраченных икон.

Фото автора
Фото автора

В 1955 году красочный слой законсервировали, старались сохранить его.

В 1993 году храм передали РПЦ.

При разборке руин Успенского храма пришлось просеять 300 кубометров завала, из которого было извлечено более 1 миллиона 750 тысяч фрагментов фресковой росписи от 20 кв.см. до 0,8 кв.см. Реставраторы теперь собирают их как паззл в священные изображения. Восстановление проводится один в один.

Фото автора
Фото автора

Повезло, что в конце XIX века роспись была скалькирована, сфотографирована и научный мир знал об этих фресках. Поэтому Советская власть храм не трогала. Службы здесь проводились до 1936 года, церковь была действующая. С 1936 года храм получил музейный статус.

Интерьер храма, 2024 год. Фото автора
Интерьер храма, 2024 год. Фото автора

В 1990-е годы начались реставрационные работы, которые завершились только в 2009 году. Стены в храме были неровные, 5-7 мм штукатурный слой, реставрируют всего по 2 кв.см, это сложная кропотливая работа. В арке иконостаса 9 лет собирали роспись "Ветхий завет".

Фото автора
Фото автора

Реставраторы смогли восстановить храм практически с нуля, используя сохранившиеся архивные материалы и фотографии, снятые кальки с изображений. Фрески до сих пор реставрируются лучшими специалистами.

Фото автора
Фото автора

При желании можно посетить реставрационную мастерскую "Фреска" и своими глазами увидеть как оживают древнейшие творения в руках художников.

Церковь Феодора Стратилата на Ручью

История создания

Церковь Феодора Стратилата на Ручью была построена в 1360-1361 годах. Инициатором строительства выступил новгородский боярин Семен Андреевич, который посвятил храм святому Феодору Стратилату, своему небесному покровителю.

Храм был возведен на берегу реки, в районе, который в средние века был застроен боярскими усадьбами и имел важное стратегическое значение.

Храм Федора Стратилата, 1380-е гг. Фото автора
Храм Федора Стратилата, 1380-е гг. Фото автора

Архитектура и особенности

Архитектурно церковь представляет собой образец новгородского зодчества с характерными чертами того времени. Это однокупольный храм кубической формы с одной апсидой. Его формы строго пропорциональны, а массивные стены придают зданию монументальность.

Церковь Феодора Стратилата, XIV век с пристроенной колокольней XVII века. Фото автора
Церковь Феодора Стратилата, XIV век с пристроенной колокольней XVII века. Фото автора

Окна церкви выполнены в виде узких щелей, что типично для новгородской архитектуры. Такой дизайн обеспечивал защиту от холодного ветра, когда храмы еще не отапливались и позволял создавать внутри храма таинственный полумрак, что усиливало ощущение святости и уединенности.

Кроме этого, в те времена не было стекол больших размеров, поэтому ставили в проем по несколько маленьких стеклышек в один столбик.

Оконные проемы и отчасти уцелевшие фрески,  XIV век. Фото автора
Оконные проемы и отчасти уцелевшие фрески, XIV век. Фото автора

Фрески и художники

Оставшиеся росписи в алтарной апсиде. Фото автора
Оставшиеся росписи в алтарной апсиде. Фото автора

Фресковая роспись церкви Феодора Стратилата была выполнена в конце XIV века. Листайте галерею, чтобы увидеть шедевры.

Храм был украшен изображениями святых, сценами из жития Феодора Стратилата, а также сюжетами из Евангелия.

Роспись северной стены. Акварельная схема-зарисовка И. Горностаева, 1860 год. Фото автора
Роспись северной стены. Акварельная схема-зарисовка И. Горностаева, 1860 год. Фото автора

А вот что осталось от северной стены:

Уцелевшие фрески северной стены храма. Фото автора
Уцелевшие фрески северной стены храма. Фото автора

Оставшиеся фрески. Фото автора
Оставшиеся фрески. Фото автора

Мастера, работавшие над фресками, принадлежали к новгородской школе византийского направления, которая в тот период достигла высочайшего уровня художественного мастерства.

Фото автора
Фото автора

Их работы отличались динамичностью композиций и выразительностью лиц, что придавало росписям эмоциональную насыщенность.

Фото автора
Фото автора

Реставрация и судьба храма в разные эпохи

Церковь Феодора Стратилата, как и многие другие новгородские храмы, претерпела значительные разрушения в разные периоды своей истории.

Во время шведской интервенции в начале XVII века храм пострадал, но был восстановлен новгородскими мастерами. В Новгороде в это время постройки были деревянные, среди которых случались частые пожары. От одного из них в 1696 году Феодоровский храм сильно пострадал.

При реставрации была возведена к храму каменная пристройка технического назначения и колокольня. В конце XIX века основную часть древних фресок забелили.

Интерьер храма, центральная апсида, наши дни. Фото автора
Интерьер храма, центральная апсида, наши дни. Фото автора

В советские годы здесь был музей-заповедник, проходила реставрация, фрески раскрывали, но только в середине XX века начались серьезные реставрационные работы, направленные на восстановление ее первоначального облика.

Во время Великой Отечественной войны церковь также подверглась разрушению,  

крыша была повреждена в том месте, где был притвор. В годы войны в храме был испанский гарнизон, который нанес значительный урон фресковым изображениям. Иконостас был пущен на дрова, сохранились всего лишь 2 иконы: Феодора Стратилата и Иисуса Пантократора.

Фото автора
Фото автора

Благодаря усилиям реставраторов церковь была восстановлена в послевоенные годы. Особое внимание уделялось реставрации фресок, многие из которых были утрачены, но сохранившиеся фрагменты тщательно восстанавливаются по сей день.

Фреска Сорок мучеников Севастийских. Роспись под хорами. Фото автора
Фреска Сорок мучеников Севастийских. Роспись под хорами. Фото автора

Очевидно сходство отдельных типажей и иконографических мотивов фресок храма Феодора Стратилата с фресками церкви Успения на Волотовом поле, что свидетельствует о мастерстве византийского художника, совершенствовавшего свой уровень спустя несколько лет.

Сравнение фресок: Благовещение. Архангел Гавриил: 1. Фреска ц. Феодора Стратилата, 1380-е гг. и 2. Фреска ц. Успения на Волотове, 1363 г. Иоанн Предтеча: 3. Фреска ц. Феодора Стратилата, 1380-е гг. и 2. Фреска ц. Успения на Волотове, 1363 г.
Сравнение фресок: Благовещение. Архангел Гавриил: 1. Фреска ц. Феодора Стратилата, 1380-е гг. и 2. Фреска ц. Успения на Волотове, 1363 г. Иоанн Предтеча: 3. Фреска ц. Феодора Стратилата, 1380-е гг. и 2. Фреска ц. Успения на Волотове, 1363 г.

Роспись храма Феодора Стратилата отличает выраженная лирическая интонация, смягченность ритмов и созерцательная отрешенность персонажей.

Фреска ц. Феодора Стратилата. Фото автора
Фреска ц. Феодора Стратилата. Фото автора

В куполе изображен Христос Пантократор, окруженный эскортом небесных сил, но из-за строительной лестницы его невозможно увидеть.

Сегодня церковь Феодора Стратилата является одним из значимых памятников новгородского зодчества. История храма и архитектура продолжают привлекать внимание исследователей и туристов, а также остаются символом духовной силы и стойкости Новгорода.

Вход на хоры. Фото автора
Вход на хоры. Фото автора

Друзья, хотели бы увидеть древние фрески двух храмов? Сравнить стиль росписи одного и того же художника с интервалом в 8 лет? Пишите в комментариях, делитесь вашими мыслями и дополнительной информацией, всегда рада общению.

#объекты юнеско # храм федора стратилата #храм успения волотово #церковь федора стратилата на ручью #древние фрески #византийская техника #феофан грек