Друзья, продолжаю рассказ об объектах всемирного наследия ЮНЕСКО в Великом Новгороде. Посещая эти памятники архитектуры и истории, ловила себя на мысли, что мурашки мои устраивали марафонный забег по всему телу. Кстати, такое состояние характерно не только для меня, многие произносили вслух фразу: Мурашки бегают!»
Сегодня речь пойдет о двух храмах, у которых есть важная общая составляющая. Предполагается, что оба храма расписывал один ведущий художник с интервалом в 8 лет:
- Церковь Успения на Волотовом поле
- Церковь Феодора Стратилата на Ручью.
Церковь Успения на Волотовом поле
История создания
Церковь Успения на Волотовом поле — это выдающийся памятник новгородской архитектуры XIV века.
Эпидемия легочной чумы свирепствовала в XIV веке. Во имя Успения Пресвятой Богородицы в 1352 году возвели храм на окраине Новгорода. Службы проводились здесь до шведского нашествия в 1611 году, а после храм обезлюдел.
После правления Екатерины Великой храм был приписан к Свято-Юрьеву Монастырю.
Архитектура и особенности
Архитектура храма уникальна. Он представляет собой одноглавый крестово-купольный храм, выполненный в строгом и лаконичном стиле. Основной объем храма — это куб, увенчанный крупным куполом. Окна церкви необычны: они узкие и высокие, что характерно для новгородской архитектуры той эпохи. Такие окна, помимо эстетической функции, служили и практическим целям: они обеспечивали минимальное проникновение холодного воздуха внутрь и давали рассеянный свет, что способствовало созданию особой атмосферы внутри храма.
Листайте галерею, чтобы прикоснуться к вечности:
В храме на полу сохранились кирпичи XIV и XIX веков.
Фрески и художники
Церковь Успения на Волотовом поле была известна своими уникальными фресками, выполненными в середине XIV века, которые не переписывались до Великой Отечественной Войны. Храм имел потрясающие фресковые росписи, выполненные византийским мастером. Имя мастера, к сожалению, не сохранилось до наших дней, но бытует мнение, что художник - либо ученик Феофана Грека, либо тот, кто копировал его технику в византийском стиле.
Тематика фресок была посвящена жизни Богородицы, а также включала сцены из Евангелия и жития святых. Фрески отличались живостью и эмоциональностью образов, которые создавали особую духовную атмосферу.
Примечательно, что художник, расписавший храм Успения на Волотовом поле, спустя 8 лет расписывал храм Феодора Стратилата (см. ниже). Художник рос духовно, совершенствовал свою технику, чтоб росписи были понятны большему количеству людей.
В XIX веке фресковую роспись забелили и храм стоял в побелке. Позже смыли побелку и обнаружили древние фрески.
Реставрация и современное состояние
Так выглядела западная стена до Великой Отечественной Войны:
К сожалению, церковь сильно пострадала во время Великой Отечественной войны. В 1941 году храм был основательно разрушен. Были созданы списки безвозвратно утраченных икон.
В 1955 году красочный слой законсервировали, старались сохранить его.
В 1993 году храм передали РПЦ.
При разборке руин Успенского храма пришлось просеять 300 кубометров завала, из которого было извлечено более 1 миллиона 750 тысяч фрагментов фресковой росписи от 20 кв.см. до 0,8 кв.см. Реставраторы теперь собирают их как паззл в священные изображения. Восстановление проводится один в один.
Повезло, что в конце XIX века роспись была скалькирована, сфотографирована и научный мир знал об этих фресках. Поэтому Советская власть храм не трогала. Службы здесь проводились до 1936 года, церковь была действующая. С 1936 года храм получил музейный статус.
В 1990-е годы начались реставрационные работы, которые завершились только в 2009 году. Стены в храме были неровные, 5-7 мм штукатурный слой, реставрируют всего по 2 кв.см, это сложная кропотливая работа. В арке иконостаса 9 лет собирали роспись "Ветхий завет".
Реставраторы смогли восстановить храм практически с нуля, используя сохранившиеся архивные материалы и фотографии, снятые кальки с изображений. Фрески до сих пор реставрируются лучшими специалистами.
При желании можно посетить реставрационную мастерскую "Фреска" и своими глазами увидеть как оживают древнейшие творения в руках художников.
Церковь Феодора Стратилата на Ручью
История создания
Церковь Феодора Стратилата на Ручью была построена в 1360-1361 годах. Инициатором строительства выступил новгородский боярин Семен Андреевич, который посвятил храм святому Феодору Стратилату, своему небесному покровителю.
Храм был возведен на берегу реки, в районе, который в средние века был застроен боярскими усадьбами и имел важное стратегическое значение.
Архитектура и особенности
Архитектурно церковь представляет собой образец новгородского зодчества с характерными чертами того времени. Это однокупольный храм кубической формы с одной апсидой. Его формы строго пропорциональны, а массивные стены придают зданию монументальность.
Окна церкви выполнены в виде узких щелей, что типично для новгородской архитектуры. Такой дизайн обеспечивал защиту от холодного ветра, когда храмы еще не отапливались и позволял создавать внутри храма таинственный полумрак, что усиливало ощущение святости и уединенности.
Кроме этого, в те времена не было стекол больших размеров, поэтому ставили в проем по несколько маленьких стеклышек в один столбик.
Фрески и художники
Фресковая роспись церкви Феодора Стратилата была выполнена в конце XIV века. Листайте галерею, чтобы увидеть шедевры.
Храм был украшен изображениями святых, сценами из жития Феодора Стратилата, а также сюжетами из Евангелия.
А вот что осталось от северной стены:
Мастера, работавшие над фресками, принадлежали к новгородской школе византийского направления, которая в тот период достигла высочайшего уровня художественного мастерства.
Их работы отличались динамичностью композиций и выразительностью лиц, что придавало росписям эмоциональную насыщенность.
Реставрация и судьба храма в разные эпохи
Церковь Феодора Стратилата, как и многие другие новгородские храмы, претерпела значительные разрушения в разные периоды своей истории.
Во время шведской интервенции в начале XVII века храм пострадал, но был восстановлен новгородскими мастерами. В Новгороде в это время постройки были деревянные, среди которых случались частые пожары. От одного из них в 1696 году Феодоровский храм сильно пострадал.
При реставрации была возведена к храму каменная пристройка технического назначения и колокольня. В конце XIX века основную часть древних фресок забелили.
В советские годы здесь был музей-заповедник, проходила реставрация, фрески раскрывали, но только в середине XX века начались серьезные реставрационные работы, направленные на восстановление ее первоначального облика.
Во время Великой Отечественной войны церковь также подверглась разрушению,
крыша была повреждена в том месте, где был притвор. В годы войны в храме был испанский гарнизон, который нанес значительный урон фресковым изображениям. Иконостас был пущен на дрова, сохранились всего лишь 2 иконы: Феодора Стратилата и Иисуса Пантократора.
Благодаря усилиям реставраторов церковь была восстановлена в послевоенные годы. Особое внимание уделялось реставрации фресок, многие из которых были утрачены, но сохранившиеся фрагменты тщательно восстанавливаются по сей день.
Очевидно сходство отдельных типажей и иконографических мотивов фресок храма Феодора Стратилата с фресками церкви Успения на Волотовом поле, что свидетельствует о мастерстве византийского художника, совершенствовавшего свой уровень спустя несколько лет.
Роспись храма Феодора Стратилата отличает выраженная лирическая интонация, смягченность ритмов и созерцательная отрешенность персонажей.
В куполе изображен Христос Пантократор, окруженный эскортом небесных сил, но из-за строительной лестницы его невозможно увидеть.
Сегодня церковь Феодора Стратилата является одним из значимых памятников новгородского зодчества. История храма и архитектура продолжают привлекать внимание исследователей и туристов, а также остаются символом духовной силы и стойкости Новгорода.
Друзья, хотели бы увидеть древние фрески двух храмов? Сравнить стиль росписи одного и того же художника с интервалом в 8 лет? Пишите в комментариях, делитесь вашими мыслями и дополнительной информацией, всегда рада общению.
#объекты юнеско # храм федора стратилата #храм успения волотово #церковь федора стратилата на ручью #древние фрески #византийская техника #феофан грек