Барабанщики и вообще музыканты, играющие на ударных, отмечают свой день два раза в год – 7 сентября и 11 ноября. Вторая дата считается более поздней по времени введения, а также более «надуманной», поскольку 11.11 просто напоминает четыре барабанные палочки. А с 7 сентября связывают первое выступление оркестра ударных на Олимпийских играх в самом конце 19-го века...
История светской и оркестровой традиций игры на ударных – отдельная тема, хотя с удовольствием отметим, что введение ударных в военные оркестры – как и многие другие полезные начинания – связывают с именем Петра I.
Христианский компромисс
Барабаны и перкуссия, за редким исключением, не приветствовались в христианстве – по крайней мере, до недавнего времени.
Причина понятна: у многих они ассоциировались с язычеством, шаманскими практиками и т. п. Но и свою альтернативу перкуссионным инструментам христианство сумело предложить – это всевозможные виды больших и малых колоколов и колокольчиков.
В 19-20 веках, когда возникли различные христианские течения среди чернокожего населения, появились различные музыкальные стили духовных песен (такие как черный госпел, белый госпел и многочисленные подвиды), без ритма и ударных было уже не обойтись. Если сначала это было просто ритмичное хлопание в ладоши, то потом христианские группы обзавелись полноценными и богатыми арсеналами как барабанов, так и перкуссии вообще.
Библейские перкуссии
А теперь обратиться к истокам и посмотрим – что говорится в Библии о музыкальных инструментах вообще и об ударных в частности.
Ученые-библеисты подсчитали, что в Ветхом завете упоминаются 29 наименований музыкальных инструментов. При этом 21 из них удалось более или менее точно определить, а по поводу остальных существуют различные мнения и разногласия.
Но и с теми инструментами, что определены, не всё так просто: ошибки, разночтения и неопределенность были связаны в том числе и со сложностями перевода. Действительно, аналогов некоторых инструментов не существовало в тех культурах, на языки которых переводилась Библия, а другие имели слишком определенную местную атрибутивность, чтобы переводчики упоминали их прямо, как аналоги.
Ниже мы приводим перечень ударных (а также шумовых, перкуссионных) инструментов, упоминаемых в Библии, а также цитаты, в которых эти инструменты упомянуты. Всего таких ударных инструментов 7, но не всегда ясны различия между некоторыми из них, как будет показано ниже.
В церковнославянском и синодальном переводах некоторые из ударных называются псалтирями и даже струнами (не путать со струнными) и гуслями (не путать со струнными гуслями).
1. Тоф (ивр.), тимпан, псалтирь (церковносл.), τυμπάνον, αὐλὸς, ψαλτηρίον (греч.) – род тамбурина или бубна. Преимущественно на нем играли женщины, но иногда и мужчины. Детали конструкции остаются неизвестными – был ли он обтянут кожей с одной стороны или с обеих, были ли по ободу бубенчики и т. п.
«Хвалите Его (Бога) со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных» (Псалом 150:3-5)
«Да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему» (Псалом 149: 3)
В Пс. 149:3 и Пс. 150:3 в русском Синодальном переводе сказано: «с ликами», а во всех англоязычных переводах говорится о «танцах» или «плясках».
«Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться тимпанами твоими и выходить в хороводе веселящихся» (Иеремия 31:4)
«Возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью» (Псалом 80:3)
«Давид же и все Израильтяне играли пред Богом из всей силы, с пением, на цитрах и псалтирях, и тимпанах, и кимвалах и трубах» (1 Паралипоменон 13:8)
«Когда войдешь там в город, встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют» (1 Царств 10:5)
2 и 3. Мецилтайм, целцелим (ивр.), кимвалы (греч., церковносл.) – род больших или маленьких ручных металлических тарелочек. Это был единственный ударный (причем парный) инструмент, который использовался в храме.
«При освящении стены Иерусалимской потребовали левитов из всех мест их, приказывая им прийти в Иерусалим для совершения освящения и радостного празднества со славословиями и песнями при звуке кимвалов, псалтирей и гуслей» (Неемия 12:27)
«Когда строители положили основание храму Господню, тогда поставили священников в облачении их с трубами и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа по уставу Давида, царя Израилева» (1 Ездры 3:10)
4. Менааним (ивр.), цевницы, систры, струны (церковносл.), αὐλοῖς, χορδαῖς (греч.) – рама, в которую вставлены свободно передвигающиеся кольца на стержнях или маленькие тарелочки, издающие шум и звон при покачивании или сотрясении рамы. Такие инструменты существовали во многих культурах – в частности в Египте. В наши дни систр в качестве музыкального инструмента сохранила Коптская Церковь.
«Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах» (2 Царств 6:5)
5. Паамон, паамоним (ивр.), звонец, позвонок (церковносл.), κώδων (греч.) – небольшие колокольчики, пришитые к одеянию священника.
«Позвонок и яблоко, позвонок и яблоко, по подолу верхней ризы кругом для служения, как повелел Господь Моисею» (Исход 39:26)
6. Шалишим, гусли, кимвалы. Кимвалы играли роль не столько музыкальную, сколько литургическую, их звук отмечал начало пения и делил псалмы на части. В Псалме 150 упоминается два разных типа кимвал, но разница между ними неясна. Возможно, они отличались размерами и материалом. Шалишим — ударный инструмент, название которого часто переводится как «систр» или «тимпан» (см. выше).
«Когда они шли, при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами» (1 Царств 18:6)
7. Мециллот (ивр.), узда, убор (церковносл.), χαλινὸν (греч.) – род бубенчиков.
«В то время даже на конских уборах будет начертано: "Святыня Господу", и котлы в доме Господнем будут, как жертвенные чаши перед алтарем» (Захария 14:20)
Как бы ни менялся от эпохи к эпохе и состав музыкальных инструментов, используемых для духовных песнопений, и подход к созданию гимнов, неизменным остается одно – стремление прославить Бога в наиболее красивых и выразительных формах.
Закончим наш краткий обзор цитатой из Мартина Лютера: «Прекрасная музыка - это искусство пророков, способное успокоить душевные волнения; это один из самых великолепных и восхитительных подарков, которые дал нам Бог».
Добро пожаловать в Кирху Святого Михаила на богослужения (там звучат орган, ручные колокола и разные духовые инструменты) и на традиционные органные концерты!