Кино, это довольно легкомысленное дело, особенно если главной его темой является — смерть. Но смерть в кино не всегда прозаична и, к сожалению, обыденна — в высказываниях постановщиков она необходима, чтобы подчеркнуть важность жизни. И, само собой, любви. Новая работа Маржан Сатрапи — а если быть точнее, опять сборник новелл — как раз об этом. А попутно авторка отдаёт дань уважения «мегаполису на Сене».
Жанр: комедия, драма
Продолжительность: 1 час 50 минут
Постановка: Маржан Сатрапи
В ролях: Моника Беллуччи, Бен Элдридж, Андре Дюссолье, Росси де Пальма, Эдуардо Норьега и прочие
Производство: Франция
Год: 2024
Оперная певица Джованна (Моника Беллуччи) объявлена безвременно почившей. Грусть-печаль, но не совсем! Потому что её муженёк Рафаэль (Эдуардо Норьега), приехав за любимой в морг, слышит из печально известного продолговатого ящика — прекрасный женский вокал. Ошибка, стало быть! Жива, получается! Стареющую оперную диву извлекают из свежевыструганного, и везут праздновать возвращение к жизни. Теперь Джованна с нетерпением ждёт полных горечи и совершенно замечательных для профилактики тщеславия некрологов в газетах. Но реальность такова, что певица давно забыта публикой. И даже прежний богемный круг знакомств не бросается оплакивать знаменитость.
А ещё тут имеется каскадёр Майк (Бен Олдридж), который в силу профессии находится накоротке со смертью ежедневно. Когда-то он мечтал стать драматическим актёром и воспевать силушку шекспировских сюжетов.
Есть пенсионерка Долорес (Росси де Пальма). Чудовищную тягу к курению вредной старушенции, порицает всё её окружение. Но её мало волнуют предупреждения близких. Она курит в своё удовольствие и, кажется, готова к встрече с «костлявой» гораздо смиреннее, чем каскадёр Майк и оперная певица Джованна. Долорес уверена, что всегда сможет договориться с Богом, и знает особую молитву о продлении собственных прокуренных деньков. Уморительнее всего, что в этом обращении к Создателю, пенсионерка прославляет не величие райских садов, а …киновселенную Альмодовара.
Наконец, у нас есть эпизод о подростке Мари-Сериз (Шарлин Эман). Самый мрачный в сборнике и достаточно дерзкий. В сети распространяется видео максимально эротического содержания, которое, так скажем, нарушает конфиденциальность Мари-Сериз. Гремучая смесь общественного позора и юношеского пристрастия к отчаянным решениям — гонят её грешное тело прямиком на мост. Чтобы трагически уйти в легендарную муть Сены. Но её прямо с моста похищает неизвестный с весьма маньяческими намерениям и садистскими наклонностями. Благо, сцена эта сопровождается озорной лёгкостью — переосмысления «Мучениц» Паскаля Ложье в этом «беспечном альманахе про смерть» зрителю было бы многовато.
«Что в конечном итоге имеет значение в жизни, так это стиль и достоинство», — говорит телезвезда Эдуард (Андре Дюссолье), герой псевдо философских вставок между эпизодами. Он обращается к зрителям в своём прощальном шоу. Но, мне думается, к комы в действительности обращены его речи — не является загадкой.
В картине «Райский Париж» французско-иранской художницы и создательницы комиксов Маржан Сатрапи — всё про смерть, и ничего про неё. Некоторые эпизоды просто прекрасны даже будь они самостоятельными короткометражными работами. Некоторые, как, например, тот, где бармен скорбит по своей жене и полностью заваливает своей скорбью ритм повествования. Но, в целом, это очень «живое», так называемое «летнее кино». А омрачает его не взятая ключевая тематика, а настойчивая фестивальность и, то тут то там, проброшенная феминистическая нота.
Ещё показалось небрежным наплевательское отношение к некоторым линиям. Вроде как, некоторые новеллы имеют связующие нити, а некоторые — будто забыли вырезать на монтаже. Возможно, в этом была заложена какая-то идея, но до меня она пока не дошла. Видимо, выслали курьером.
Помимо первоклассного актёрского состава, в «Райском Париже» удивительно контрастная музыка Паскаль Ленгань (как в недавнем сборнике новелл Йоргоса Лантимоса, о котором мне тоже посчастливилось рассказать). В зависимости от эпизода она исполняет меланхолические, наполненные счастьем или нежно-лирические песни в разной стилистике подачи. На финальных титрах можно услышать, как поёт и сама Сатрапи. Вокал у неё далёк от грандиозного, но всё компенсирует мелодичность французского языка.
На выходе мы видим не самую стройную и ритмически выдержанную «нарезку» историй, в которых главное место уделяется не столько романтике, или, боже упаси, романтике смерти — сколько общему значению человеческих встреч. Постановщица слишком увлекается каким-то набором анекдотических ситуаций с налётом загробной тематики, уводя зрителя либо от напряжения (в некоторых отрывках), либо от повествовательности созерцаемого. И если назвать происходящее гэгами или монтажной шелухой у вашего покорного слуги рука не поднимется, то чересчур наивным подходом к реализации это я назвать очень даже смогу. Необязательная кинопродукция, в которой, тем не менее, можно увидеть новую роль Моники Беллуччи. А это уже, знаете ли, немало!
Автор: Продолговатый ящик для сайта Альтерлит