Повествование открывается эпиграфом: “Шум – это бесконтрольные мысли человека, а без должного контроля человек провоцирует поступь хаоса” (The noise is a man's thoughts unfiltered, and without a filter a man is just chaos walking).
Контроль шума – это центральная идея сюжета. Мужчины стали думать громко: и когда бодрствуют, и когда спят. Их мысли во время сна раздражают даже сильнее храпа.
Сюжет рассказывает о далёком будущем 2257 года AD на планете Новый мир. Это колонизированная планета, где поселились люди, покинувшие Землю, когда на ней уже невозможно стало жить. Действие начинается в городке Прентисс, где власть захватили мужчины, а женщин здесь и вовсе нет. Как заявляет мэр города Дэвид Прентисс (Мадс Миккельсен), их убили местные чудовища спэки.
Главным героем истории является молодой фермер, высаживающий свёклу, Тодд Хьюитт (Том Холланд). Он восхищается мэром и одновременно находится в конфликте с его сыном Дэйви. Тодд хочет вырваться за границы своего городка, и однажды ему это удаётся. На территорию Прентисса падает космический челнок с единственным выжившим на борту. Им оказалась девушка Виола (Дейзи Ридли), она и её команда должны были разведать ситуацию на планете, так как связь с первой волной переселенцев была потеряна.
Для мэра Прентисса Виола представляет опасность, так как она может предупредить свой корабль о происходящем в Новом мире, а по его задумке было бы здорово захватить корабль с новой волной переселенцев и поработить их. Потому Виоле нужно скрыться из города Прентисс, добраться до передатчика, чтобы подать сигнал кораблю, а Тодд Хьюитт приходит ей на помощь.
"Шум" и впечатления после просмотра
Научно-фантастический боевик “Поступь хаоса” режиссёра Дага Лаймана (Doug Liman) можно рассматривать с двух сторон. Одна – скучная, потому что сам фильм не особенно интересен; это какой-то перевёртыш комедии Мэла Гибсона “Чего хотят женщины”. Он хотя и поднимает темы пола и токсичной маскулинности, но не пытается углубиться в рассуждения и предложить пищу для размышления.
Вторая – ироничная, так как отображает профессиональную суть режиссёра, который всегда пытается привнести новые сюжетные идеи и отрицает расписание съёмок, не воспринимая его как план того, что он должен сделать за определённый день. “Поступь хаоса” как будто свидетельствует, что никто не пришёл режиссёру на помощь, чтобы спасти процесс, и всё пошло в хаотичном и сумбурном ключе.
Хаотичный режиссёр сделал фильм о мыслях, сеющих хаос
“Поступь хаоса” скорее вызывает больше вопросов, чем даёт ответов, показав историю. В этом фильме словно и нет внятной истории, он больше похож на черновой вариант масштабного повествования, который вроде бы начали, но неожиданно бросили. Странно такое видеть за подписью режиссёра, который делает в целом очень даже неплохие фильмы.
Комедийный боевик “Мистер и миссис Смит” с Брэдом Питтом и Анджелиной Джоли собрал 468 миллионов долларов по всему миру; в нём муж и жена страдали в браке, который зашёл в тупик, но и понятия не имели о том, кем являются на самом деле. Интересная метафора супружеской жизни, когда молчание “взрывается” шпионской игрой и погонями. А в 2002 году вышел боевик “Идентификация Борна”, положивший начало самому радикальному переосмыслению шпионского жанра со времён “Доктора Ноу” (1962) Теренса Янга.
Хотя, наверное, его удачи – это заслуга людей, с которыми он работает на съёмочной площадке. Известно, что творческий процесс Лаймана является неорганизованным, приправленным постоянным выдвижением новых идейпрямо во время съёмок. Это вынуждает сценаристов, продюсеров и съёмочную группу работать сверхурочно и стоит студиям миллионов бюджетных средств. Продюсеры и ассистенты режиссёра даже научились приспосабливаться к хаотичному стилю работы Лаймана, часто беря на себя то, что обычно должен делать сам режиссёр. Боссы Universal, правда, исключили Лаймана из франшизы про Джейсона Борна после того, как команде пришлось пережить болезненный производственный опыт.
И опять парадокс. Актёры хотят с ним работать, невзирая на такие трудности. Том Круз всё ещё собирается сделать фильм с действием, развивающемся в открытом космосе с Дагом Лайманом. Сам Лайман подтвердил, что они оба увлечены этой идеей (у боевика пока нет названия – только кодовое обозначение Untitled Tom Cruise/SpaceX Project). Впервые о проекте речь зашла в 2020году, и, как сообщается, Universal может выделить на производство 200 миллионов долларов. Круз заработает более 60 миллионов долларов за свою роль продюсера и актёра, исполняющего главную роль.
Каким получился фильм “Поступь хаоса”
Сценарий вольно опирается на янг-эдалт роман Патрика Несса “Не выпуская нож из рук” (The Knife of Never Letting Go) 2008 года. Этот роман входит в цикл научно-фантастических романов, который как раз называется “Поступь хаоса” (Chaos Walking). Первый драфт сценария был написан Чарли Кауфманом ещё в начале 2010-х, но за десять лет претерпел большие изменения. Итоговый вариант написан Кристофером Д. Фордом (“Человек-паук: Возвращение домой” 2017 года).
Суть романа Патрика Несса была в том, чтобы показать, как переселенцы, пытаясь избежать насилия на родной планете, создают город в Новом мире, но устанавливают порядок, основанный на насилии.
Но фильм не выдаёт такой же отчётливой идеи, как роман, все линии словно и не нуждаются друг в друге, они идут вольно, не углубляясь и не развиваясь так, чтобы вызвать отклик в зрителе. Здесь есть молодой фермер Тодд Хьюитт, он сирота, его опекают два взрослых мужчины – Бэн и Киллиан (в рамках современной повестки, когда однополые родители берут на воспитание детей, эта концепция вполне понятна). Настоящие родители Тодда умерли – отец ещё до того, как мальчик родился, а мать Карисса в войне со спэками, по заявлению мэра Прентисса. Тодд находится в полной информационной изоляции, потому что ему ничего не рассказывают о прошлом, кроме выгодных мэру фактов. Других источников информации в городе нет – все книги были уничтожены, и новое поколение не умеет читать.
Молодая представительница новой волны поселенцев Виола тоже не очень ярко прописана, вся её роль сводится к бегу от мэра Прентисса и какой-то невнятной передаче сигнала. Вопрос в том, для чего необходимо её присутствие в сюжете; а также – для чего необходим дуэт Виолы и Тодда. По сути, они своим объединением ничего не привносят в сюжет, не меняют ход событий, не раскрывают тайн, которые бы объяснили происходящее. Единственное, на что в их отношениях можно обратить внимание – это саркастическая зарисовка того, как мужчины и женщины не понимают друг друга, из-за чего у них возникают конфликты. Только на их примере кое-как была обыграна идея мыслей, которые невозможно скрыть.
Здесь оставили за скобками роль коренного населения Нового мира – спэков. Тодд и Виола, спасаясь от погони, оказались лицом к лицу с одним из них, и Виола подала идею Тодду, что скорее эти существа не опасны. Сам спэк в этот момент ушёл обратно в свою деревню, никому не причинив вреда. Спэки являются символом опасности, которая внушена злоумышленником для отвлечения внимания от истинного зла. Включение спэков в сюжет было важно, чтобы оттенить образ мэра, изобличить его, открыв его истинные мысли, которые он научился прятать (в отличии от остального населения). Но сюжет ограничился лишь кратким упоминаем о них.
Интересная идея того, что мужчины стали “открытой книгой” из-за того, что их мысли, так называемый "Шум", очень сложно скрыть, остаётся поверхностной. При просмотре я всё время думала, как это сложно прятаться и интриговать, когда голова словно радио передаёт всё, что в ней происходит. И при этом я ждала поворот, который покажет эту проблему. Казалось бы, мужские мысли напоказ – это благодатная тема для сюжета. Это могло бы дать возможность либо утвердить стереотипное мнение, что мужчины думают “только об одном”, либо дать этому мнению совершенно новое направление. Например, дать понять, что “Чувства людей гораздо интереснее их мыслей”, как писал Оскар Уайльд. Но дальше элементарного подслушивания это не продвинулось.
К сожалению, и главная злая сила этого сюжета не сработала. Злодеем в “Поступи хаоса” является мэр города Дэвид Прентисс в яркой сутенёрской шубе. Но образ получился однобоким, харизмы Мадса Миккельсена не хватило, чтобы вдохнуть жизни в лицо со шрамами. Это и не Зорг из “Пятого элемента”, и не Кальвин Кэнди из “Джанго Освобождённого” или Ханс Грубер из “Крепкого орешка”. Если вспомнить хотя бы этих троих злодеев – даже зная их злодейскую суть, – то возникает перед глазами целостный образ с типичными манерами. На их фоне мэр даже в вычурной шубе остаётся блеклым. Мэр однозначно плохой, подлый, лицемерный и трусливый. Я не читала роман, может в тексте лучше объясняется причина, почему были убиты все женщины, но в фильме причина их уничтожения звучит крайне глупо. Своим образом мэр Дэвид Прентисс являет глупую квинтэссенцию тиранических мужчин, боящихся признать женщин равными себе. И не находит другого выхода кроме кровопролитья. Но это так неизящно, что совсем неинтересно.
Возможно, поверхностные линии в фильме можно объяснить тем, что продюсеры рассчитывали на два продолжения, так как в цикле Патрика Несса три романа. И “Поступь хаоса” расценивался как знакомство с Виолой и Тоддом Хьюиттом. Но сборы у фильма были провальными, что о продолжении речи не может быть.