Найти в Дзене
Модный Подкаст

Этнические узоры: от традиций к подиуму

Оглавление

Этнические узоры — это не просто декоративные элементы, а глубокие символы, несущие в себе историю, культуру и идентичность народов. В последнее столетие они стали неотъемлемой частью модной индустрии, переходя от традиционного использования в народных костюмах к изделиям дизайнеров с мировым именем.

Тенденции моды постоянно указывают на разнообразные этнические источники: африканские, дальне-, ближневосточные, среднеазиатские, американские, европейские и славянские мотивы. Они могут цитироваться достаточно буквально, а могут определять цветовую гамму или декоративное решение, присутствовать как яркая метафора или тонкий оттенок, соединяясь с другими стилями и темами.

Особенное влияние на дизайнеров оказала русская мода со славянскими изображениями, узорами и натуральными материалами. Об этом мы подробнее расскажем в этой статье.

Поль Пуаре и коллекция «Казань»

Поль Пуаре, парижский модельер начала XX века, известен тем, что кардинально изменил женскую моду. Он предложил рубашечный покрой женского платья без корсета, вернул в обиход античные платья в виде туники и пеплоса, ввел моду на кимоно, высокую талию, турецкую юбку-шаровары, чалму с эгретами, похожие на абажур юбки и первым в мире создал коллекцию платьев на русскую тему.

К внедрению этнического стиля в свои коллекции его подтолкнули русские балетные сезоны Сергея Дягилева. В 1911 году Поль Пуаре на машине отправился в Россию за вдохновением. Он остался в восторге от народных русских костюмов – сарафанов, кокошников, косовороток, кичек, шалей, платков и, вернувшись в Париж, в 1912 году он создал коллекцию «Казань». Для своих моделей обычно он использовал шелк, шифон, бархат, тяжелые парчовые ткани, но в русской серии невозможно было обойтись без льна, Пуаре впервые использовал в своей работе и эту ткань. Платья в его коллекции украшены бордюрами с золотисто-жёлтой вышивкой в виде стилизованных изображений солнца, красными кружевными вставками и вышивкой в виде птиц, химер, сердец, геометрических русских мотивов.

Коко Шанель и «русские» коллекции

Следующий шаг к современному пониманию этнического стиля в моде сделала Габриэль Шанель. В «русских» коллекциях 1923-24 гг. она использует не только декоративную составляющую русского костюма, но и функциональный рубашечный крой. В прошлой статье об истории дома Chanel мы рассказывали о том, что Коко Шанель начала сотрудничество с домом Kitmir, который создала великая княгиня Мария Романова. Именно в то время в коллекциях французского модного дома появляются разноцветные узоры, стеклянные бусины и пайетки, меховые пальто, вязаные куртки «апаш», шейные платки землекопа и комбинезоны механиков. На элементах одежды появляется характерные русские узоры.

Ив Сен Лоран и «Opéra-Ballets Russes»

В этой коллекции 1976 года Сен Лоран попробовал переосмыслить богатое наследие России и наполнить его собственным художественным видением, не потеряв самого главного — загадочного и непостижимого характера русской культуры.

Лучше всего коллекцию описывают воспоминания москвички Кати Перцовой, которая покинула СССР и 20 лет проработала в доме YSL в качестве дизайнера:

«Свободные блузки, туники, подпоясанные тяжелыми шелковыми шнурами, широкие присборенные длинные нижние и верхние юбки, драгоценные ткани, замшевые жилеты, отороченные мехом, расшитые черным бисером пальто из золотой парчи, вышитые болеро, бархаты, шелка, представляемые красавицами в русских платках, замшевых сапогах на высоких каблуках с меховой оторочкой и золотыми шнурами, шапки Мономаха с соболями...».

После показа коллекции «Русские оперы и балеты» роскошные пышные юбки с широким поясом, объемные вышитые блузы, меховые жилеты, дубленки, расписные платки, зимние шапки с меховой отделкой, «русские» сапоги станут классикой десятилетия.

Следом русская тема проявилась и в коллекциях других домов — Ungaro, Christian Dior, а мех, дубленки и высокие сапоги вошли в моду во всем мире.

В 1992 году на вопрос журналистки журнала Elle о том, какое самое прекрасное воспоминание за тридцать лет работы осталось у дизайнера, Ив Сен Лоран ответит: «Коллекция, вдохновленная Россией. Может, это не самая лучшая из моих коллекций, но точно самая красивая».

Жан-Поль Готье и надписи на кириллице

Новые грани этнического стиля находит в своих коллекциях 1980-х и 1990-х гг. Жан-Поль Готье.

Концепция Готье — коллаж из жанров и стилей, в котором этнические элементы находят новое осмысление. Свободная игра со смыслами и творческими источниками и разрушение стереотипных представлений о «красоте» и «правильности» в моде, постоянные эксперименты с материалами и технологиями часто опираются на фольклорные образы. Например, в коллекции сезона осень-зима 1986-1987 в качестве принтов были использованы надписи на кириллице.

Фантазия Готье в 2010 пошла дальше и он не стал ограничиваться одной культурой в своем показе, он объединил Китай, Монголию, Мексику и Африку. Готье показал всем, что такое настоящее смешение стилей — шапки-ушанки, китайские шелковые платья, цыганские платки, африканские чурбаны. Во время показа его коллекции, традиционную французскую марсельезу исполняли одновременно на аккордеоне, балалайке и африканских барабанах.

Сейчас Жан-Поль Готье выбрал новый формат работы над своими коллекциями: он каждый сезон приглашает других дизайнеров для переосмысления своих архивных работ. Поэтому до сих пор в новых показах Готье можно встретиться отсылки к этническим узорам. Так было и на показе осень-зима 2023.

Этнические узоры представляют собой богатое наследие, которое соединяет прошлое и настоящее. Они рассказывают истории о культуре, традициях и идентичности народов. В современном мире этнические узоры остаются неотъемлемой частью моды и продолжают вдохновлять дизайнеров по всему миру. Как народные традиции и национальные узоры влияют на работу якутских дизайнеров, мы показали в выпуске «Красота по-якутски», смотрите его на нашем канале.