Найти в Дзене
Спортс“

Форма «Челси» – в стиле панк-рока 70-х. Лондон был его культурной столицей

Sex Pistols и The Clash болели за «Челси».

Сезон новых форм заканчивается. И чуть ли не больше всех впечатлил «Челси». Третий комплект от Nike внезапно вдохновлен панк-культурой семидесятых.

-2

Такие дерзкие отсылки встречаются нечасто.

-3

От футболки веет духом бунтарства – грубый паттерн вдруг сочетается с розовыми вставками. Идеально вписывается перевернутый двойной свуш – фишка третьих комплектов от Nike этого сезона. Здесь же, по задумке, это символ единения мужского и женского футбола. Но на форме «Челси» он идеально воплощает анархию. Еще Nike разработал несколько паттернов, поэтому не все играют в одинаковом дизайне.

-4

Футболку легко принять за вещь из коллекции Вивьен Вествуд, которая протащила панк-стиль в высокую моду. На майке выделяется клетчатый узор. Панки его уважали. А Вествуд одевала в клетчатые костюмы легендарную группу Sex Pistols.

-5

Отсылка к лондонскому панку получилась действительно меткой и глубокой.

Панк-рок взлетел в Лондоне – революцию запустили Sex Pistols (они прошлись по самой королеве в песне)

-6

Слово «панк» американские музыкальные критики ввели в семидесятых. Так характеризовали гаражные группы (часто репетировали в гаражах), игравшие сырой и энергичный рок-н-ролл. Простая музыка, кустарные концерты, агрессивное исполнение, вопли в кульминационные моменты. Панк-рок перенял многое, но стал более заметным культурным явлением.

Панк-рок зарождался в США, уверенно развивался в Австралии. Но получил культовый статус в Великобритании (а особенно в Лондоне). Возможно, из-за подходящей почвы. Рост безработицы привел к тому, что британская молодежь, особенно из низших классов, все меньше доверяла правительству. Подстегивали популярность панка экономическое неравенство, милитаризм и цензура.

-7

Панки отвергали все, иногда проваливаясь в нигилизм. «Нет Элвису, Битлам или Стоунз», – декларировали The Clash в одноименной песне. Фронтмен Джо Страммер так описывал философию группы: «Панк-рок должен быть нашей свободой. Мы должны делать то, что захотим». Неудивительно, что панк часто ассоциируют с анархией и вседозволенностью. Панки бунтуют против мейнстрима, популярности и лоска. Внешним видом они крушат стандарты: вызывающая одежда, дерзкие принты, бардак на голове (и в душе).

Панк-группы записывали короткие песни с резкими и порой примитивными мелодиями, используя минимум аппаратуры. В текстах часто поднимали социальные и политические темы, направленные против истеблишмента. Многие исполнители сами себя продюсировали и продвигали, потому что хотели оставаться в андеграунде и жестко топили против коммерциализации.

Панк-революцию в Лондоне запустила группа Sex Pistols. Все началось с того, то в мае 1975 года в столицу Великобритании вернулся Малькольм Макларен, недолго проработавший менеджером группы New York Dolls в Нью-Йорке, где и приобщился к панк-движению. Макларен пытался навязывать группе провокационный имидж (например, советскую символику), но получилось не очень.

-8

Вернувшись из Штатов, Малькольм стал менеджером группы The Strand, которая позднее стала известна как Sex Pistols. Создатели группы Стив Джонс и Пол Кук часто зависали в магазине одежды Макларена. Потом к группе присоединился басист Глен Мэтлок. А со временем внимание продюсера привлек странный посетитель, носивший футболку с надписью «Я ненавижу Pink Floyd». Так Джон Лайдон стал вокалистом. Слова Sex Pistols Макларен когда-то услышал в США. Кажется, так называлась одна уличная банда.

Важный момент для британской панк-сцены – концерт американской группы Ramones в Лондоне в июле 1976-го. Многих это шоу вдохновило. Спустя несколько месяцев – в ноябре – на лейбле EMI вышел первый сингл Sex Pistols Anarchy in the U.K. В тексте воспевали анархию (хотя участники группы не причисляли себя к анархистам).

Уже 1 декабря участник группы Стив Джонс в прямом эфире обматерил ведущего телеканала, который брал интервью у Sex Pistols. И их популярность только росла! Потом парни покатили в первое турне «Анархия», на протяжении которого дебоширили в отелях и разжигали новые скандалы. EMI не выдержала и расторгла контракт, но волна уже накатила на Англию.

-9

К концу 1976 года многие поклонники Sex Pistols сформировали свои группы, включая Clash, Siouxsie and the Banshees, the Adverts, Generation X, the Slits и X-Ray Spex.

Настоящего огня Sex Pistols дали в мае 1977-го, когда вышел второй сингл группы God Save the Queen. Макларен арендовал катер на Темзе, на котором Sex Pistols исполняли песню вживую. Перфоманс закончился новым скандалом и арестом Макларена, но популярность группы достигла пика.

Сама песня стала верхом дерзости. В ней Sex Pistols шатали устои монархии, оскорбляли королеву и осуждали ее правление. Сингл всего за неделю достиг рекордного количества продаж в Великобритании. Но сколько же шума было вокруг. Дошло до того, что на фабрике по производству пластинок рабочие объявили забастовку, поскольку не хотели участвовать в такой пошлятине. А на участников группы и Макларена совершили вооруженное нападение (никто серьезно не пострадал).

Отдельная история с обложкой – там рот и глаза королевы Елизаветы ΙΙ заклеили газетными обрывками (глаза – надписью God Save the Queen, а рот прикрыло название группы). Изначально думали о более дерзком варианте: рот планировали скрепить булавкой, а в правом углу добить фразой She Ain’t No Human Being (можно перевести как «Она уже не человек»). Но из-за резонанса дали заднюю.

В конце семидесятых Sex Pistols распались. Примерно тогда же панк раскололся на различные фракции.

Недалеко от стадиона «Челси» находится культовый для панков бутик

-10

В презентации формы «Челси» упомянул бутик Worlds End, который в 10 минутах ходьбы от «Стэмфорд Бридж» – на улице Кингс-Роуд. В семидесятых магазин принадлежал продюсеру Sex Pistols Макларену и его гражданской жене Вивьен Вествуд. Назывался он тогда SEX. Туда постоянно захаживали панки: пообщаться и приодеться.

В мире моды саму Вествуд называют королевой панка. Она одевала Sex Pistols и других музыкантов. И вообще перенесла философию молодого жанра на одежду. Разрезанную, разорванную, вывернутую наизнанку, украшенную цепями и заклепками. В 1977-м Вествуд к выходу сингла God Save the Queen сделала футболку с принтом портрета Елизаветы II, на котором проткнула королеве губу булавкой (оригинал футболки хранится при «Метрополитен-музей» в Нью-Йорке).

-11

Улица Кингс-Роуд так и манила панков.

Когда эра панка прошла, Вествуд рассталась с Маклареном, ушла в высокую моду, основала мегауспешный модный бренд Vivienne Westwood и переименовала бутик в Worlds End. Нотки панка всегда присутствовали в ее коллекциях. Как и образы, построенные на ассоциации с обликом королевы Елизаветы II.

Лондонский панк переплетен с футболом и «Челси» (есть даже группа с таким названием)

И да, между лондонским панком и «Челси» действительно есть связь. За «синих» болеют Пол Кук и Стив Джонс из Sex Pistols. Джо Страммер из The Clash фанател от «Челси» и даже коллекционировал атрибутику в юности, а когда стал старше, жадно поглощал из газет новости о любимой команде.

В семидесятых в Лондоне даже была панк-группа «Челси». Назвали ее в честь района. Но их гитарист Билли Айдол болел за футбольный «Челси».

Клуб еще тогда взаимодействовал с панками. В программке матча «Челси» – «Вулвз» (11 декабря 1976 года) на 16-й странице размещена реклама сингла New Rose группы The Damned с черно-белым изображением обложки.

-12

А вот группа The Clash написала свой лучший альбом London Calling благодаря футболу.

К концу семидесятых дела шли скверно. Коллектив остался без менеджера, но решил продвигать себя самостоятельно. Мужики заперлись в студии, целыми днями работали и почти не контактировали с внешним миром.

Единственное различение – ежедневный футбол на площадке рядом со студией. Отличный способ разгрузить голову, почувствовать командный дух и сбросить пар перед работой в студии. Музыканты гоняли мяч, пока ноги не отказывали. Каждый день к ним присоединялись мальчишки из местной школы.

И это тоже прелесть футбола. Он может объединять даже отчаянных панков и школьников.

Puma обошла adidas и Nike в топ-лигах. Кто одевает клубы Европы?

Фото: Rudi Keuntje/Geisler-Fotopress, Alberto Pezzali/ZUMA Press, BRIGANI-ART/HEINRICH, imago stock&people via www.imago-images.de/Global Look Press; Gettyimages/Mirrorpix, Carl Court; East News/Estate of Shirley Baker/Mary Evans Picture Library/East News, AP Photo/Press Association; chelseafc.com