18 век: Рококо и классицизм
В искусстве XVIII века влияние барокко постепенно сменяется стилем рококо и классицизма, что также отражается в изображениях Адама и Евы. Картины этого времени часто демонстрируют идеализированные, чувственные сцены, где акцент делается на грациозности и красоте. Сцена грехопадения воспринимается скорее не как драматическая, а как эстетически привлекательная. Ева изображается в кокетливой позе и становится воплощением любви. Таковы иллюстрации Уильяма Блейка к поэме Мильтона "Потерянный рай".
Французский художник Жан-Батист Сантерр внес свои штрихи в классицистическую традицию XVIII века. Его «Адам и Ева» изображены с большей сдержанностью, чем в барочных работах предыдущих веков. В этой картине прослеживается влияние классицизма: герои более статичны, их эмоции выражены менее экспрессивно. Фигуры изображены в стиле академической живописи с идеализированными пропорциями, что отражает стремление художников этого времени к гармонии и красоте.
Здесь также проявляется интерес к человеческому телу, но это тело более утонченное и облагороженное. Картина Сантерра, как и многие произведения искусства XVIII века, отличается спокойствием и ясностью, акцентируя внимание на формальной красоте, а не на эмоциональной драме.
19 век: Символизм и романтизм
В XIX веке картина «Адам и Ева, оплакивающие Авеля» (1803) французского художника Франсуа-Паскаля-Симона Жерара воплощает характерную для романтизма эмоциональную насыщенность.
Жерар изобразил первых людей не в момент искушения или изгнания, а в состоянии глубочайшего горя — они оплакивают смерть своего сына Авеля. Эта работа отражает сдвиг от религиозного догматизма к человеческим чувствам и внутренним переживаниям, что характерно для искусства того времени.
Символизм Одилона Редона
Картина Одилона Редона, французского символиста, кардинально отличается от классических изображений. На картине "Две убегающие фигуры (Адам и Ева)" герои лишены физической конкретности, а сюрреалистическая атмосфера передает психологическую драму и внутренние конфликты героев. Редон делает акцент на таинственности и духовности, предлагая зрителю интерпретировать произведение через свои собственные эмоции и чувства.
Первая часть тут
Подробно об изображении Адама и Евы в XX веке читайте в 3 части