Найти тему

«Корова и скрипка» Малевича: изображение и смысл

Наши современники хорошо знают творчество К. Малевича, но в культурном поле знакомство с супрематизмом начинается и заканчивается, как правило, распиаренными работами художника: «Черный квадрат», «Прямоугольник и круг», «Супрематизм», «Спортсмены», «Девушка с гребнем в волосах». А если посмотреть на работы великого художника не с точки зрения живописного искусства, а взглянуть на них как на текст. Вот, например, в статье О.Б. Заславского читаем:

«Вопреки высказываниям самого Малевича и общепринятым представлениям об алогичности этой картины, в ней обнаружена стройная система. Ключевую роль при этом играет явление «язык как подтекст».

Мне показалось важным обратить внимание на семиотику изображения и образов. Подсказкой будет название картин. В 1913 г. Малевичем были созданы три картины – «Туалетная шкатулка», «Станция без остановки» и «Корова и скрипка». Все три написаны на дереве и были созданы из частей одной и той же этажерке, что, по-видимому, объяснялось бедностью художника, только переехал в Москву, нет заказов, нет работы.

В начале 1914 года, накануне Первой мировой войны, Малевич объявил, что «отказывается от разума» и создал новое течение живописи — алогизм. Программной работой в новом духе стала картина «Корова и скрипка». При этом сам автор счел необходимым пояснить эпатажный смысл сюжета обстоятельной надписью на обороте: «Алогическое сопоставление двух форм – «корова и скрипка» – как момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудками».

Казимир Малевич. Корова и скрипка. 1913-1914. Дерево, масло. Государственный Русский музей
Казимир Малевич. Корова и скрипка. 1913-1914. Дерево, масло. Государственный Русский музей

Разбирая эту работу Малевича с позиции семиотики, О.Б. Заславский пишет: «Скрипка и корова, при всем их внешнем несоответствии, связаны мотивом звучания. Причем это звучание реализуется при помощи не названных, но подразумеваемых слов и словесной игры. В частности, сюда относится соотношение между словами «сМЫЧок» и «МЫЧание». Также, обнаружена отсылка к характерной для христианства теме жертвы».

Другая работа «Станция без остановки. Кунцево», где в клубах паровозного дыма возникает раздробленный на грани мелькающий за окном вагона поселковый пейзаж, тоже является ярким примером алогизма, выраженного не красками, а образом, заявленном в названии.

Казимир Малевич. Станция без остановки. Кунцево. 1913-1914. Дерево, масло. Государственная Третьяковская галерея
Казимир Малевич. Станция без остановки. Кунцево. 1913-1914. Дерево, масло. Государственная Третьяковская галерея

В 1915 году в России появилось новое авангардное течение – супрематизм – оригинальный жанр изобразительного искусства, который Малевич вместе с другом Велимиром Хлебниковым перевели как «превосходство». Концепция его заключалась в том, что форма и цвет должны доминировать над остальными аспектами искусства, словно они – главный природный дар, посредством которого можно выразить любые эмоции и мысли.

Неутомимый певец беспредметности Малевич приложил руку и к дизайну вполне земных и осязаемых вещей. Рекламисты давно убедились, что успех продукта зависит от соотношения богатого содержания и лаконичной формы: чем глубже смысл, тем короче должна быть форма подачи.

Малевич применял эти принципы к утилитарным предметам – и создал знаменитый чайник с получашками.

-3

В декабре 2014 г. на аукционе в Брно (Чехия) Белый супрематический чайник Малевича был продан за 11,5 тыс. евро. Чистота формы, смысловая палитра геометрической игры – все это дает дополнительные смыслы арт-объекту.

Благодаря Малевичу бытовые предметы стали объектом внимания художников — то, что раньше считалось прикладным ремеслом, стало приравниваться к искусству.

Например, дизайн флакона одеколона «Северный», разработанный К. Малевичем. Стеклянный айсберг с белым медведем на вершине обеспечил неслыханную популярность парфюмерному изделию, выпускавшемуся в России на протяжении практически всего прошлого столетия, авторство Казимира Малевича в свое время стало почти для всех не только неожиданным, но и невероятным фактом.

Флакон одеколона по эскизу Казимира Малевича выпускали на Бахметьевском стекольном заводе. Фото из журнала «АРТХРОНИКА» №5-6 (2002)
Флакон одеколона по эскизу Казимира Малевича выпускали на Бахметьевском стекольном заводе. Фото из журнала «АРТХРОНИКА» №5-6 (2002)

Так работы русского художника стали вдохновлять рекламщиков. По его картинам создают модные коллекции кутюрье.

-5

А его имя и идеи используют создатели билбордов:

-6

Как Вы думаете, сколько аллюзий и смысловых отсылок использовано в этих рекламных текстах?

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ