Образ Андрея Болконского в романе Льва Толстого "Война и мир" — это сложнейший из характеров, возможно, даже самый многогранный. На протяжении всего повествования он пребывает в вечном поиске, терзается внутренними противоречиями, пытается разгадать смысл жизни и найти своё истинное предназначение.
Понятия счастья и несчастья для Болконского постоянно меняются, словно он пытается поймать мерцающий свет маяка, который ведет его по жизненному пути. Давайте попытаемся понять, как он воспринимал эти понятия на разных этапах своей судьбы.
С самого первого появления князя Андрея перед нами предстаёт гордый, уверенный в своём превосходстве человек. Он точно знает, что его предназначение в жизни особенное, возвышенное. Эта убеждённость видна даже в его первом разговоре с Пьером, где Андрей проявляет покровительственное отношение, общается как отец с сыном, но в то же время говорит с неким оттенком снисхождения.
Что же может сделать счастливым такого человека? Для князя Андрея счастьем была слава. Во времена войны 1805 года его одолевает жажда героизма, стремление к подвигу. Он представляет себе, как спасает армию, когда всё кажется потерянным, и вот — миг истины: Болконский с знаменем в руках мчится впереди, но падает. И в этот момент происходит нечто удивительное: вместо гордости за свершённый подвиг он забывает о славе, а взор его устремляется в бесконечное, высокое небо, по которому бегут облака. Впервые он думает о родных — отце, жене, сестре и ребёнке, которых он готов был оставить ради славы. Этот момент становится переломным: жизнь ради славы заканчивается.
Теперь для Болконского счастье связано с семьёй, с внутренним покоем. Он уходит в собственные дела, стараясь найти радость в простых, земных вещах. Но это счастье оказывается для него слишком приземлённым, противоречащим его гордому идеалу — "небу".
Значимый разговор с Пьером в Богучарове оставляет глубокий след в душе Болконского. Пьер высказывает мысль, что если есть Бог и загробная жизнь, то высшее счастье заключается в стремлении к истине, добродетели, в любви и вере. Хотя князь Андрей и спорит с другом, внутри него что-то шепчет: "Правда, верь этому". Всей его жизни было суждено измениться после встречи с Наташей Ростовой. Её юная непосредственность и живость возвращают Андрея к жизни, пробуждают в нём надежду на счастье и веру в любовь.
Болконский едет в Петербург, где начинает общаться с передовыми людьми своего времени и работать над реформаторскими проектами, стремясь оказать влияние на общество. Но вновь он оказывается в той самой суете, от которой однажды уже бежал на войну.
Спустя семь лет, пережив боль измены Наташи, он снова уходит от пустой петербургской жизни. Наступает Бородинское сражение, где князь Андрей получает смертельное ранение. В этот момент его больше не влечёт небо — его взор обращён к земле. Он завидует траве, цветам, а не облакам, как когда-то. В душе Болконского происходит глубокий перелом: впервые он думает не о себе, а о других. Для него открывается новое счастье — счастье любви ко всем людям. Он испытывает жалость даже к своему злейшему врагу Анатолю, которого прежде мечтал убить. Смертельно раненый, Андрей лежит в избе в Мытищах, думая о том, что ему открылось "новое счастье", независимое от материальных благ, счастье души, счастье любви, которое может понять любой человек, но истинно осознать — только один Бог.
Последние минуты жизни князь Андрей проводит с Наташей. И, возможно, эти мгновения были для него самыми счастливыми. Он даже говорит, что если бы эта рана свела его с ней, то он ни о чём не жалеет.