Найти в Дзене
Всегда Котов

Кашира. Забытые Имена. Михаил Хренников

Материал несколько запоздал: оригинал был опубликован 30 июля 2022 г в группе Кашира как Кашира. Я был уверен, что она есть и в блоге. Но её там не оказалось. Восполняю упущенное. Естественно, с новой информацией, появившейся за два года

Существует люди, которые оставили след в истории нашего города, при этом были начисто забыты. Есть идея осветить эту темную историческую область. Вот, к примеру, кто-то помнит человека по фамилии Хренников?

Михаил Дмитриевич Хренников
№ в Госкаталоге:29391345  № по КП (ГИК):КККМ ОФ 4341/1
Михаил Дмитриевич Хренников № в Госкаталоге:29391345  № по КП (ГИК):КККМ ОФ 4341/1

Нет, не советский композитор с именем Тихон, автор песни "Что так сердце растревожено", а Михаил Дмитриевич, инженер, изобретатель, автор советского водомерного корабельного движителя? А ведь этот интересный и талантливый человек жил и работал в Кашире!

Фотография. Хренников Михаил Дмитриевич, инженер-конструктор, в рабочем кабинете. 
№ в Госкаталоге:46441250 № по КП (ГИК):КККМ ОФ 4342/13
Фотография. Хренников Михаил Дмитриевич, инженер-конструктор, в рабочем кабинете.  № в Госкаталоге:46441250 № по КП (ГИК):КККМ ОФ 4342/13

Михаил Дмитриевич родился в Орле в 1902 г. , видимо в купеческой семьи (мать точно из купеческого сословия, отец - мещанин, служил чиновником). До 1918 года Миша учился в гимназии, а затем, при новой власти, попал в отдел Просвещения.

Удостоверение № 36 Хренникову М.Д.  26 марта 1920 г
№ в Госкаталоге:29393853 № по КП (ГИК):КККМ ОФ 4341/3
Удостоверение № 36 Хренникову М.Д.  26 марта 1920 г № в Госкаталоге:29393853 № по КП (ГИК):КККМ ОФ 4341/3

В начале 30-х мы находим нашего героя на Енисее, где Михаил Дмитриевич уже строит корабли. Для Сибири водный транспорт - основной, и развитие Красноярской верфи (верфь в центре Евразии, за 4 тыс.км до ближайшего океана - такой себе сюр!).

Водометный катер типа К-40. Продукция Красноярской судоверфи. Инженер-конструктор Хренников Михаил Дмитриевич 1951 г
№ в Госкаталоге:46443076 № по КП (ГИК):КККМ ОФ 4342/8
Водометный катер типа К-40. Продукция Красноярской судоверфи. Инженер-конструктор Хренников Михаил Дмитриевич 1951 г № в Госкаталоге:46443076 № по КП (ГИК):КККМ ОФ 4342/8

Верфь строит речные суда. Река - проблемный водоем: глубоководные участки сменяются мелями и порогами, необходимо проходить не только большие реки, но и их мелководные притоки, и поэтому перед красноярскими корабелами постоянно стоит проблема создания судов под подобные противоречивые задачи. Винтовой и колесный привод подходят ограничено. А вот водомёт - самое то.

Водометный катер конструкции М.Д. Хренникова на реке Енисей. Так считает музей. Но железнодорожные мосты (один с двумя фермами, другой с четырьмя) утверждает обратное. 
№ в Госкаталоге:29394334 № по КП (ГИК):КККМ ОФ 4342/4
Водометный катер конструкции М.Д. Хренникова на реке Енисей. Так считает музей. Но железнодорожные мосты (один с двумя фермами, другой с четырьмя) утверждает обратное.  № в Госкаталоге:29394334 № по КП (ГИК):КККМ ОФ 4342/4

На протяжении 30-40-х годов Хренников создаёт и доводит до ума свой движитель. Строятся опытные образцы, идут испытания. Даже в самые тяжелые годы войны. В 1946 Хренников уже главный инженер верфи. А в 1948-м он заканчивает с отличием Красноярский лесотехнический институт по специальности технолог деревообработки. В начале 50-х Хренникова, уже известного и уважаемого в своей области человека, переводят в Каширу, на судостроительный завод.

Тут тоже вроде река Енисей. С точки зрения музея. Но как не узнать за спиной у мужчин контуры родного города? Вот Преображенский собор, вот Всехсвятская церковь на кладбище.
№ в Госкаталоге:29394337 № по КП (ГИК):КККМ ОФ 4342/27
Тут тоже вроде река Енисей. С точки зрения музея. Но как не узнать за спиной у мужчин контуры родного города? Вот Преображенский собор, вот Всехсвятская церковь на кладбище. № в Госкаталоге:29394337 № по КП (ГИК):КККМ ОФ 4342/27

Здесь он работает главным инженером, а иногда, судя по его письму директору завода, занимается научной деятельностью, внедрением и отработкой своих изобретений. Красноярские коллеги также не забывают Михаила Дмитриевича, пишут письма и поздравления. Один из кораблей Хренникова в 1958-м году даже был представлен на Всемирной выставке в Брюсселе вместе с теплоходом на подводных крыльях и атомным ледоколом "Ленин".

Листок из журнала со статьей М.П. Антонова «Высокая оценка экспонатов речного транспорта СССР на Всемирной выставке 1958 г. в Брюсселе».
№ в Госкаталоге:29394345  № по КП (ГИК):КККМ ОФ 4341/25
Листок из журнала со статьей М.П. Антонова «Высокая оценка экспонатов речного транспорта СССР на Всемирной выставке 1958 г. в Брюсселе». № в Госкаталоге:29394345  № по КП (ГИК):КККМ ОФ 4341/25

Подробно о жизни Михаила Дмитриевича Хренникова можно прочитать в статье "ЭНТУЗИАСТ ВОДОМЕТНОГО СУДОСТРОЕНИЯ. К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИНЖЕНЕРА-КОНСТРУКТОРА М.Д. ХРЕННИКОВА", написанной в 2022 году Светланой Васильевной Кухта – ведущим архивистом КГКУ «Государственный архив Красноярского края»

Справка № 550863/27 Хренникову М.Д. о принятии к рассмотрению заявки на предполагаемое изобретение "Движительный реверсивно-рулевой водометный комплекс", май 1956 г.
№ в Госкаталоге:29393819  № по КП (ГИК): КККМ ОФ 4342/17
Справка № 550863/27 Хренникову М.Д. о принятии к рассмотрению заявки на предполагаемое изобретение "Движительный реверсивно-рулевой водометный комплекс", май 1956 г. № в Госкаталоге:29393819  № по КП (ГИК): КККМ ОФ 4342/17

В Кашире Михаил Дмитриевич жил он в Полевом переулке, д.11 (район Каширского института). В августе  1956-го Хренников пишет заявление на имя директора КССЗ с просьбой оказать ему содействие в проведении работ по внедрению нового движительного комплекса и освобождении его самого на 45 дней от прочих работ. А  29 сентября 1956 года умирает.

Заявление главного инженера Хренникова М.Д. директору Каширского судостроительного завода Я.И. Кудринскому об оказании помощи в вопросе оформления новой конструкции, об освобождении от исполнения обязанностей главного инженера завода
№ в Госкаталоге:29393846 № по КП (ГИК):КККМ ОФ 8687/1
Заявление главного инженера Хренникова М.Д. директору Каширского судостроительного завода Я.И. Кудринскому об оказании помощи в вопросе оформления новой конструкции, об освобождении от исполнения обязанностей главного инженера завода № в Госкаталоге:29393846 № по КП (ГИК):КККМ ОФ 8687/1

Видимо, эта работа окончательно подорвала здоровье изобретателя и не позволила прославить Каширу так же, как Красноярск. Похоронен Михаил Дмитриевич на Троицком кладбище Красноярска.

Попробуем оценить время работы Хренникова в Кашире по косвенным данным. Тут нам поможет список построенных КССЗ судов. До 1952 года судов с приводом Хренникова в списке продукции не имеется. Основная продукция завода до 1952-го года - баржи проекта К-48. И вдруг появляется абсолютно новая продукция. Смело можно считать этот год годом прихода изобретателя на завод. Хотя имеется одно "Но": теплоход проекта МБКХ-5. Головное судно построено Каширским СРЗ в 1951! А судно это мог построить только Хренников.

Данные на суда проекта МБКХ5 с сайта Водный транспорт
Данные на суда проекта МБКХ5 с сайта Водный транспорт

Во время "хренниковской" пятилетки, в Кашире изготавливали водометные суда: в 1952-м - 4, в 1953-м - 8, в 1954 - целых 27(максимальный годовой выпуск), в 1955 - 6, в 1956 - м (год смерти Михаила Дмитриевича) - 18. Без Хренникова производство водомётных судов в Кашире быстро сошло на нет: 1957-й - 24, 1958 -12. В 1959-м выпущен последний теплоход проекта МБКХ-5 с символичным именем "Кашира" (вторая "Кашира" в истории проекта, первое судно было построено в 1952-м, возможно это головное судно проекта, просто года выпуска перепутаны).

Данные на судно с сайта Водный транспорт
Данные на судно с сайта Водный транспорт

Суда носили имена городов России: Ногинск, Таруса, Нолинск, Михайлов. Сохранился, вероятно, только экспериментальный катер в Красноярске, как памятник на Красноярской судоверфи.

МБКХ-5 на постаменте
МБКХ-5 на постаменте

Вся память о Хренникове, вместе с его телом, уехала в Красноярск, где его до сих пор помнят, как великого человека, совершившего прорыв в речном судостроении, и прославившего Красноярск. Основная масса материала о нем - фонды Красноярского краеведческого музея. В Кашире не осталось ничего, хоть и все серийные машины Хренникова произведены именно у нас. Красноярская верфь закрыта, как и КССЗ. Память поросла бурьяном.

Вот всё то, что удалось собрать по этой теме. Естественно, хотелось бы узнать больше. Да и судостроительный завод давно просит, чтобы его восстановили.

Котов Роман сентябрь 2024г.

Адрес оригинальной статьи: https://vsegdakotoff.blogspot.com/2024/09/blog-post.html