Найти в Дзене
Живописные истории

10 фактов о художнике Хендрике Аверкампе

Оглавление

На протяжении веков в Нидерландах люди всех возрастов с удовольствием выходили на лёд, когда он замерзал.

И никто не изображал это так восхитительно, как Хендрик Аверкамп (1585-1634), ставший пионером зимнего пейзажа как самостоятельного жанра.

«Ледовые забавы», 1610 г.
«Ледовые забавы», 1610 г.

1. Следовал фламандским традициям

Аверкамп вырос в Кампене, но основам своего ремесла научился в родном Амстердаме (где родился), где некоторое время учился у знаменитого в то время фламандского пейзажиста Гиллиса ван Конингсло (1544-1607).

В последующие годы Аверкамп стал первым голландским художником, специализирующимся на написании зимних пейзажей.

2. Пережил зиму 1608 года

В 1608 году Хендрик испытал на себе очень холодную, но вдохновляющую его на новые картины зиму.

В Нидерландах не было столь длительных и сильных заморозков более сорока лет.

Водные пути и даже большие части залива Ваддензе были покрыты внушительным слоем льда.

«Зимний пейзаж с конькобежцами», 1608 г.
«Зимний пейзаж с конькобежцами», 1608 г.

3. Создал один из самых известных зимних пейзажей

Аверкампу было всего около 23 лет, когда он написал «Зимний пейзаж с конькобежцами».

Благодаря высокой точке обзора, картину очень интересно рассматривать на предмет действий людей и животных во время суровой зимы 1608 года.

«Зимний пейзаж с конькобежцами», фрагмент
«Зимний пейзаж с конькобежцами», фрагмент

4. Был «De Stomme» (Немым)

Глядя на его картины, можно практически услышать шум издаваемый фигурами на них.

Однако сам художник не мог испытывать ничего подобного.

Немой’, как называли его современники, не говорил и, вероятно, был глухим.

«Зимний пейзаж с конькобежцами», фрагмент
«Зимний пейзаж с конькобежцами», фрагмент

5. Вдохновлялся Брейгелем

Художник черпал вдохновение в зимних сценах, написанных Питером Брейгелем Старшим (1525-1569) около 1565 года.

Гравюра по картине Брейгеля
Гравюра по картине Брейгеля

Повествовательные, богато детализированные зимние пейзажи Аверкампа сильно напоминают картины его фламандского предшественника.

Аверкамп, возможно, видел работы Брейгеля, когда был учеником у Гиллиса ван Конингсло, и изучал их по гравюрам с его картин.

«Зимний пейзаж с конькобежцами у замка», 1608 г.
«Зимний пейзаж с конькобежцами у замка», 1608 г.

6. Очень внимательный

Среди величайших качеств Хендрика Аверкампа — его наблюдательность.

Более двухсот фигур образуют почти энциклопедический ряд небольших зимних сцен в «Зимнем пейзаже с конькобежцами»: от спорта и игр до передвижения на санях, падающих конькобежцев и людей справляющих нужду.

«Зимний пейзаж с конькобежцами», фрагмент
«Зимний пейзаж с конькобежцами», фрагмент

7. Жизнерадостен

На картинах Аверкампа никогда не идет снег.

В отличие от некоторых своих современников, художник не стремился показать суровость зимы, полной осадков и ледяных ветров: у него всегда преобладает веселье.

Хотя и ужасы зимы при желании можно найти.

«Зимний пейзаж с конькобежцами», фрагмент
«Зимний пейзаж с конькобежцами», фрагмент

8. Развивался

Около 1620 года картины Аверкампа с бесчисленными маленькими фигурками уступают место сценам широких замерзших каналов и затопленных полей.

Фигуры ближе к картинной плоскости и более подробны, чем в его ранних работах.

«Резвящиеся на замерзшем канале в городе», ок. 1615/20 гг.
«Резвящиеся на замерзшем канале в городе», ок. 1615/20 гг.

9. Не делал различий между классами

В работах Аверкампа можно увидеть как богатых, так и бедных людей.

Что, например, хорошо видно на картине внизу.

В центре нищий пытается собрать себе немного денег, пока более обеспеченные, катаются на льду, а самые богатые, спрятавшись от мороза за бархатной маской, смотрят на всё происходящее со стороны.

«Развлечения в городе», 1620 г.
«Развлечения в городе», 1620 г.

10. Имел сокровищницу фигур

Аверкамп регулярно повторял фигуры в своих композициях, часто даже не адаптируя их костюмы к меняющейся моде.

Он был плодовитым рисовальщиком, создававшим огромное количество предварительных набросков.

Благодаря этой богатой сокровищнице визуального материала, художник мог черпать вдохновение всю свою жизнь.

-11

Серия статей "Факты о художниках и картинах":

Факты о художниках и картинах | Живописные истории | Дзен
-12