Где: Самарский театр драмы им. Максима Горького
Когда: 31 августа 2024, в 18:00
Продолжительность: около 2-х часов
Режиссёр: Владимир Золотарь
31 августа побывала на необычном мероприятии — лаборатории молодой режиссуры. В её рамках в театр приглашаются сторонние режиссёры, которые за неделю должны поставить эскиз спектакля с актёрами театра. После представления эскиза проводится его обсуждение с артистами, зрителями и театральными критиками. В этом году в Самарском театре драмы лаборатория была посвящена произведениям А. Н. Островского.
Идея проведения таких лабораторий мне очень нравится, так как это даёт много возможностей как для театра, так и для режиссёров. Для театров это шанс пополнить свой репертуар новыми и интересными постановками, а для режиссёров — найти площадку для реализации своих творческих замыслов.
Честно скажу, большинство спектаклей, которые я видела в Самарском драматическом театре, мне совершенно не нравятся. Хотя в театре есть всё для того, чтобы делать качественные постановки: хорошее техническое оснащение, неплохая работа с декорациями и светом, нормальные актёры. Но вот с самими спектаклями и их режиссурой реально какая-то беда. Большинство спектаклей то скучные, то пошлые. Поэтому в проведении режиссёрских лабораторий Самарский драмтеатр точно нуждается.
Волей случайного просмотра афиши Самарского театра драмы я попала на показ эскиза спектакля «Гроза». Ехала на это мероприятие не столько из-за постановки, сколько из-за желания послушать мнение зрителей и критиков после увиденного.
⛈ Впечатления от эскиза спектакля
Владимир Золотарь решил не ставить «Грозу» в оригинальном виде, а, как любят многие режиссёры, перенес действие в современность. Но, на мой взгляд, адаптировать главную идею произведения под наше время в рамках эскиза не получилось. Режиссёр обозначил в спектакле множество каких-то современных проблем, но, к сожалению, ни одну из них так и не раскрыл. Тут вроде есть какой-то задел на проблему разницы между поколениями, на что-то связанное с влиянием массовой культуры, на проблему жестокости в современном мире, но все эти идеи начаты и ни одна из них логически не закончена. В итоге получается какая-то каша.
Также в этой постановке получились странные образы Кабанихи и Катерины. Тут особо не видно, чтобы Кабаниха представляла какую-то невероятную угрозу для Катерины, а Катерина выглядит просто какой-то придурковатой))
Ещё из странного: на протяжении всего спектакля мелькают кадры из фильма «Танцующая в темноте». Через проведение параллелей с этой лентой режиссёр что-то хотел нам сказать. Но только он не учёл того, что этот фильм похоже смотрел только он 🤪
Актёры со своими ролями справились в основном достойно, кроме актёра, исполнявшего роль Бориса. Там не то, чтобы плохая актёрская игра, там просто полное её отсутствие. Как будто артист заболел и его пришлось срочно заменить на сотрудника костюмерного цеха 👀
А ещё в спектакле был Павел Дуров. Ну, правда, только на экране, когда Кабаниха смотрела новости по телевизору))
В общем, эскиз получился очень сумбурным и каким-то бессмысленным.
🎤 Обсуждение эскиза
После показа спектакля некоторые зрители задали свои вопросы режиссёру и поделились своим мнением об увиденном. Послушать впечатления окружающих было даже интереснее, чем смотреть спектакль. Это как читать комменты под статьями на Дзене, но только вживую. Тоже были как адекватные комментарии, так и высказывания странных субъектов 😂
Были те, кому постановка понравилась, были и те, кому не очень. Но лучше всех выразила своё мнение о спектакле приглашенный из Москвы театральный критик Екатерина Морозова. Она идеально высказала все те претензии к эскизу, которые я осознавала, но никак не могла сформулировать у себя в голове.
В общем, Лаборатория молодой режиссуры — это интересный формат мероприятия. Вот бы ещё спектакли в её рамках тоже были интересными 😉
А вы когда-нибудь бывали на таких мероприятиях?