Короткий рассказ. История из жизни. История отношений. Семейные отношения. Ссора супругов. Грустная история.
На конец я дожила до долгожданной субботы. Неделя была тяжелой, и я порядком устала. К счастью детей обещала забрать на выходные их бабушка, и мы с мужем могли рассчитывать на полноценный отдых.
Я постучала в родительскую дверь. Была бы моя воля, я бы просто оставила своих детей с их вещами на пороге и убежала бы без оглядки, как это делают в комедийных фильмах. Как бы сильно я не любила их, они были в том возрасте, когда у них была куча энергии, бешеное любопытство и полное отсутствие понимания, что такое ответственность и аккуратность. Поэтому порой нам приходилось в буквальном смысле умолять бабушек и дедушек взять их на выходные. Терпения не хватало ни у кого.
На конец за дверью послышались шаги, и на пороге показался мой отец.
- А я думала ты на рыбалку уедешь. – удивилась я. Однако мне было не принципиально кому именно передать любимых внуков.
- Мама ушла.
- Ну ничего. Думаю, ты с ними справишься до ее возвращения. Она надолго?
Отец посмотрел на меня хмурым взглядом. Он развернулся и пошел обратно в квартиру. Я немного растерялась из-за его поведения.
- Заходите. – Я подтолкнула детей следовать за ним.
Отец прошел на кухню и сел за стол. Я отправила детей в комнату к игрушкам, по котором они уже успели соскучиться.
- Да объясни ты толком, что с тобой? Почему ты такой хмурый? – я привыкла видеть папу жизнерадостным человеком. Даже когда он болел, его позитив всегда был при нем.
- Я же говорю, мама ушла.
- И что? Куда? В магазин? Или к тете Свете?
- Совсем ушла. Бросила меня. – папа придвинул к себе пепельницу и стал прикуривать сигарету. Мама никогда не разрешала курить в доме, поэтому для меня это было нонсенсом. Он даже при нас старался не курить, хотя мы уже давно все выросли.
У меня пропал дар речи. Я не знала, что сказать. Оглянувшись, я только теперь заметила гору грязной посуды в раковине, упаковки из-под еды на столешнице и даже разводы на немытом полу.
- И давно ей нет?
- Уже третий день… - пробубнил он.
- И ты успел развести такой бардак за два с половиной дня? – отец с детства приучал нас к чистоте и порядку, поэтому нынешняя обстановка никак не соответствовала его правилам.
Я опустилась на соседний стул. Я даже не знаю, что меня расстроило больше: то, что родители поссорились, или то, что мой долгожданный отдых накрылся медным тазом. Мало того, что я не смогу оставить детей на выходные у родителей, так еще и придется убираться в их квартире, потому что папа явно был не в состоянии это седлать. Неужели уход мамы так подкосил его?
Я встала с места и приступила к мытью посуды.
- Так и что произошло? Почему вы поссорились?
- Не знаю… - отец не относился к той категории людей, которые любили изливать душу. Хотя он действительно мог просто не понять, на что обиделась мама. Хоть они и были уже вместе 30 лет, он так и не стал знатоком женской психологии.
- Она просто молча ушла? Может вы до этого о чем-то спорили? Или ты что-то сказал, а она обиделась?
- Не помню… Мы кушали, а она встала и ушла.
- Без вещей?
Отец утвердительно кивнул.
- Ну а ты хотя бы знаешь куда?
- Светка звонила, сказала, что Люда пока у нее поживет.
По крайней мере известно, где она сейчас находится.
Папа докурил сигарету, и я тут же забрала у него пепельницу.
- Давай завязывай с этим. Если мама узнает, что ты курил на ее кухне, она точно не вернется. Поиграй пока с внуками, а я во всем разберусь.
Следующие пару часов я наводила порядок в квартире. Вещи были разбросаны повсюду, как и грязные чашки. Неужели он ушел в депрессию из-за ухода мамы и поэтому так расклеился?
У меня не укладывалось в голове, как можно просто так уйти из дома, да еще и после 30 лет брака. У мамы должен был быть серьезный повод для этого. Вот только какой именно?
Заглянув в холодильник, я увидела абсолютно пустые полки. Это было не удивительно. И чем бы он питался, если бы я не приехала на выходные? Неужели маме совсем его не жалко?
- Я в магазин! Скоро вернусь! – крикнула я отцу, обуваясь на пороге.
К счастью мамина сестра Света жила неподалеку. Отец хоть раз сходил к ней, чтобы помириться? Или так и просидел все эти дни дома?
Я набрала продуктов в супермаркете и на обратном пути зашла к тете.
- Мариночка! Как я рада! Вот ты без повода никогда ко мне лишний раз не зайдешь! – встретила меня такими шуточными упреками моя тетя.
- Так поэтому мама к вам переехала? Чтобы я наконец к вам в гости зашла? – я рассмеялась ей в ответ и обняла. У меня были хорошие отношения с тетей Светой, однако времени не хватало, лишний раз зайти к ней на чай.
- Конечно. Ведь мир крутится вокруг тебя. – послышался упрек из кухни. В дверном проеме показалась мама. Она была в халате своей сестры, что подтверждало то, что она ушла в спешке и не захватила сменные вещи.
- И что же такого ужасного случилось, что ты решила уйти из дома в твоем то возрасте? – я поставила руки на бока, чтобы выглядеть более осуждающе. Не то чтобы я хотела всерьез упрекнуть маму, но она действительно смогла меня поразить своей выходкой.
- Ты мне еще тут про мой возраст расскажи, папина заступница. Сама только замуж вышла, а меня уже жизни учить пришла.
Я никогда не видела маму на столько негативно настроенной. Наверное, папа ее действительно обидел.
- Девочки, давайте чайку попьем. И все подробно обсудим. – тетя Света стала подталкивать меня в сторону кухни.
- Тебе зеленый или черный с бергамотом? – спросила она, суетясь возле чашек с чайником.
- Без разницы.
Я сидела напротив мамы и внимательно смотрела на нее. Она же в свою очередь смотрела в окно. Осень была в самом разгаре и за окном живописно падала желтая листва. Мама всегда не ровно дышала к этому времени года.
- Может ты все-таки поделишься тем, что между вами произошло? – мне не терпелось уже выяснить причину конфликта. Я уже смирилась с тем, что мы с детьми поедем домой обратно, однако оставлять отца одного в таком состоянии мне не хотелось. Еще неделю в одиночку он может не выдержать. А ведь на нервной почве в его возрасте можно было и серьезно заболеть. – Ты не представляешь в каком он сейчас состоянии.
- Серьезно? Ты сейчас о его состоянии больше заботишься?
- Не оборачивай, пожалуйста, сказанное против меня. Я за тебя переживаю не меньше. Просто отец действительно не в себе. А вдруг он серьезно заболеет? Ты же сама себе этого не простишь.
Мама продолжала смотреть в окно. Однако я заметила одинокую слезинку, прокатившуюся по щеке. Она быстро смахнула ее, потому что не хотела выглядеть слабой в моих глазах.
- Устала… - это все, что вырвалось из нее.
Я не совсем поняла, что она имеет в виду.
- Ну это нормально. Все устают. При чем тут папа?
- Да от него я устала! – мама на конец посмотрела на меня. Впервые в ее глазах я увидела злость и негодование. Она была самым добрым человеком, из всех, кого я знала. И мне всегда казалось, что они живут с папой душу в душу. Я даже мечтала построить такие же теплые отношения с мужем, хотя нам это давалось сложнее.
- Ну бывает… Столько лет вместе… Зачем уходить то? Да еще и так резко? Давай мы тебе оплатим отпуск. Отдохнешь, развеешься и с новыми силами в бой!
Я не знала, что мне еще ей предложить. Я не допускала даже мысли о разводе родителей.
- Думаешь отпуск мне поможешь еще тридцать лет его терпеть? Все его эти поганые словечки и упреки?
Вот теперь я точно была удивлена. Никогда не замечала ничего подобного в разговоре между родителями. В моей памяти были только шуточные подколки, которыми они любезно обменивались. Может мама преувеличивает масштаб проблемы? Или вовсе просто надумала ее? Женщинам же свойственно принимать все близко к сердцу.
- Мам… Я не понимаю… Что он такого мог сказать? Ведь все же всегда хорошо было?
- Всегда? Хорошо? – она сделала паузу. – Это у вас всегда все хорошо было. Это у вас любящие папа и мама, которые никогда не ссорятся. Я тридцать лет все в себе держала, чтобы мои дети росли в дружественной атмосфере и выросли полноценными людьми.
Теперь это выглядело как упрек в нашу сторону. Как будто мама шла на жертвы ради нас, а мы слепые и наивные этого не понимаем.
- Что же такого делал наш отец, что ты его «терпела» все эти года?
Я начинала закипать. Папа был для меня образцом «отца», «мужа» и «главы семейства» всю жизнь. Неудивительно, что теперь я невольно встала на его сторону. Я не собиралась ссориться с мамой, но все к тому и шло.
Тетя Света на конец поставила передо мной чашку чая и пиалу с конфетами. Она положила руку мне на плечо, чтобы успокоить. Очевидно, она была лучше меня осведомлена и осознавала масштаб трагедии.
- Что-то ты идеализируешь своего папочку, моя дорогая. Думаешь он святой? – теперь уже мама еле сдерживалась. – Посмотрела бы я на тебя, если бы твой муж тебя морально унижал столько лет.
- На пример? Чем именно тебя унижал папа? – я искренне не понимала, о чем она говорит.
- «Говорил я тебе еще тридцать лет назад, что надо поросенка завести. Чтобы ты свои помои ему сразу наливала, а не мне на стол ставила!». – мама попыталась передразнить отца.
Она пристально посмотрела на меня. Я не могла поверить в то, что это мог сказать мой отец.
- А как тебе такое? «Может тебе с Наденькой лучше подружиться? Она хотя бы знает, как мужика своей стряпней не травануть. Поучилась бы у нее».
Мама продолжала напирать.
- «Вот Светка из говна конфетку может слепить, а ты любую конфетку в говно можешь лишь превратить. Вы точно сестры?»
После этой реплики у мамы снова потекли слезы. Она взяла салфетку и вытерла лицо.
У меня пропал дар речи. Может мне все это снится?
Я перевела взгляд на теть Свету, пытаясь понять правильно ли я все услышала. Та лишь утвердительно покачала головой. Кому же еще, как не единственной сестре маме могла жаловаться все эти года.
- А ты точно не преувеличиваешь? Он действительно сказал в такой грубой форме? Может он просто не удачно пошутил… - я отказывалась в это верить. Светлый образ моего отца стал темнеть в моем сознании.
- Конечно… Я же за тридцать лет стала плохо слышать… Или отупела в конец… - Мама сделала глоток чая, чтобы успокоиться.
- Но ты ведь замечательно готовишь! Тебя же все хвалят! – у меня в голове не как не могло все это уложиться. Это было крайне нелогично. У папы точно не было повода такое говорить.
- А ты думаешь, он это говорит, потому что его еда не устраивает? Разве он бы ее ел тридцать лет, если бы она была несъедобной? Да он бы даже не женился на мне, если бы я готовить не умела.
- Тогда почему он все это говорит?
- Да чтобы меня с грязью смешать! Ему просто удовольствие доставляет унижать меня, особенно если другие слишком хвалят. Мол, не зазнавайся. А то чересчур о себе много мнишь.
Я рефлекторно замахала головой, потому что отказывалась в это верить. Не могли же мы всю жизнь не замечать этого.
- Да, что далеко ходить. Мы недавно были у Антонины Николаевны на юбилее. Он попробовал соленья со стола и упрекнул меня, что мне ни в жизнь не научиться так готовить. Мол, я только продукты перевожу. А что ты думаешь?
Мама сделала паузу.
- Что?
- Это и были мои соленья! – она вскинула в воздух указательный палец. - Антонина Николаевна на столько их любит, что попросила заранее несколько банок на стол. А твой отец этого даже не понял! Он тридцать лет их ел, а похвалил только тогда, когда попробовал с чужого стола.
Теперь уже слеза прокатилась у меня. Мне было на столько жалко маму, что я сильно разозлилась на папу. Это был самый настоящий абьюз, который к тому же продолжался не один десяток лет.
- А теперь посмотри на него? Готова поспорить, квартира утопает в грязи и мусоре, а в холодильнике мышь повесилась.
Я утвердительно кивнула. Ведь так и было на самом деле.
- Потому что он ни разу в жизни палец о палец в доме не ударил. Вначале на него пахала только я, а потом выросли вы, и он стал «приучать к порядку» вас. А по сути все просто работали на то, чтобы у него в доме и пылинки не было.
- А с виду весь такой «отец года». – на конец добавила свой комментарий теть Света. – Никого никогда не ругает, все шуточки да веселье. А потом все матери вашей высказывает, что плохо вас воспитывает, ничему не научила.
Если бы отец зашел в этот момент в квартиру, я бы точно обрушила на него весь свой гнев и негодование. Получается нас обманывали все эти года, а растил нас самый большой лицемер на свете.
- Но почему ты терпела такое отношение столько лет? Почему не ушла раньше?
- Потому что нас учили так. «Стерпится - слюбится.» Развод - это унизительно. «Что люди скажут?» Мне мамка так говорила.
Мама вновь посмотрела в окно. Чтобы не говорили про то, что раньше жизнь была лучше, теперь по крайней мере она была свободней. Сейчас не обязательно было терпеть унижения всю жизнь, лишь бы тебя не осудили окружающие.
- Да и дети должны в полной семье жить. Не хватало еще, чтобы вы себя неполноценными чувствовали.
- А теперь мы себя отлично будем чувствовать, по-твоему? – я с недоумением посмотрела на маму. – Как мне теперь жить, зная, что тебя всю жизнь унижали, а мы даже не заступались.
- Еще не хватало, чтобы дети лезли в отношения родителей. – вновь высказалась теть Света. – Вы слава Богу выросли, теперь у вас свои семьи, вот и занимайтесь ими. А родители сами разберутся. Твоя мать сама решит как ей дальше жить.
Я хотела было возразить тете, однако мама посмотрела на меня и слегка кивнула. Ей нужно было время прийти в себя и решить, что дальше делать. Я теперь была в курсе проблемы и могла в любой момент поддержать ее. Оставалось только ждать, пока она сама на что-то решится.
Хоть мне и было обидно, что она столько лет от меня все скрывала, я могла ее понять. Я бы тоже не стала втягивать в свои проблемы детей. Сколько лет бы им не было. Да и в отношения супругов иногда лучше не лезть третьим лицам.
- Я принесу тебе вещи из дома. Если вдруг что-то понадобится или ты захочешь приехать к нам, то звони. Мы будем только рады помочь. – сейчас это был максимум того, что я могла ей предложить. Останется ли она с отцом или разведется, это будет ее личное решение, но теперь я буду рядом и буду внимательнее к ней.
- Только не говори братьям. Они вряд ли спокойно отреагируют, а ссориться с отцом им сейчас ни к чему. Если что я сама найду правильные слова. – сказала она мне вслед.
Это было ее право как матери. Поэтому я и не думала ее ослушаться.
Пакет с продуктами я все же донесла до квартиры родителей. Не знаю, что отец с ними будет делать, но готовить я ему явно не собиралась. Может так он поймет, сколько сил необходимо, чтобы приготовить себе что-то съедобное? Может именно жизнь в одиночестве поможет ему по достоинству оценить труды его жены, которая заботилась о нем все эти годы? Я искренне на это надеялась.
Я забрала детей и поехала к себе домой. Ссориться с отцом я не стала. У меня не было уже сил на выяснение отношений еще и с ним. Может когда-нибудь я выскажу все, что о нем думаю, но для начала пусть они разберутся между собой как супруги.