Итак, недавно посетили уже VII фестиваль исторических садов в парке Царицыно. Стараемся каждый год тут бывать, последние года три были-то точно. Если изначально это была именно реконструкция исторических садов, то затем сместилось в сторону авторских композиций ландшафтного дизайна. Тема этого года — Сады в искусстве.
Сфотографировать заглавную экспозицию без людей просто невозможно, поэтому я просто выбрал момент, когда людей будет поменьше:).
Дети природы, цари Земли. Тема этого сада — гармоничное сочетание искусственной и естественной среды. Там, где у человека прямой угол, геометрия, логика — в природе бесконечное разнообразие форм.
Живерни: сад тысяч цветов. Вдохновен Клодом Мане и его прудом с кувшинками, и перенесен на русскую почву. Использован принцип ярусности и разнообразия растений. Ивы, лаванда, ирисы, глициния и кувшинки.
Детство в саду. На создание этого сада авторов вдохновила картина Джона Сингера Сарджента — Гвоздика, лилия, лилия, роза, 1886г.
Сад — пространство для простых радостей. Дорожка из мелкой гальки ведет к его сердцу, где в окружении цветов скрыто уютное место для отдыха. Арт-объекты в виде белых шаров разного размера — напоминание о фонариках на картине Сарджента. Авторы попытались передать атмосферу чистой радости и беззаботных детских лет.
Сны далекой мельницы. Сад вдохновлен Желтой мельницей Славы Полунина, который расположен в предместье Парижа. В этом саду нужно забыть о возрасте и можно почувствовать себя ребенком — болтать ногами в прозрачной воде, ловить стрекоз, бросать камушки в воду и считать расходящиеся от них круги.
Мастерская Гжели. Весь сад выдержан в классических бело-синих тонах. В глубине сада стоят шкафы с произведениями гжельских мастеров на разных стадиях изготовления.
Безумный день или суматоха закулисья. Сад выполнен как закулисье МХАТа. Сегодня дают Бомарше.
Ностальгия. Здесь авторы черпали вдохновение от картины Наталии Гончаровой — Композиция с деревьями, 1920.
Видение розы. «Взгляни — я только призрак розы, что прикола ты на бал». Теофиль Готье. В 1911г Михаил Фокин поставил балет для Вацлава Нижинского и Тамары Карсавиной по мотивам этого стихотворения.
Хоббит: в гостях у Бильбо. Ну, тут вроде как и так все понятно:)
Времена года. Переосмысление. На смену времен года указывает встреча двух дорожек из гранитных плит, на пересечении которых растет угасающее дерево, символизирующее зиму. Как невозможно пройти по кругу времен года минуя какой-либо сезон, так невозможно пройти по саду, не встретившись с дыханием зимы.
Мураново. Счастливый дом. Сад посвящен усадьбе Мураново, как понятно из названия. Главная достопримечательность сада — имитация фасада мурановского дома, построенного в 1842г по проекту Евгения Боратынского, поэту и друга Пушкина. «Есть милая страна, есть угол на земле...»
Сад Магритта. Этот сад вырос из «Империи света», «Потерянного жокея» и «Сына человеческого» сюрреалиста Рене Магритта. Сад представляет собой прямоугольную комнату, его регулярная структура отсылает к итальянским террасным садам Ренессанса. Пруд в центре — символ зеркала, в котором отражается небо, как на многих картинах Маритта.
Аэлита. Сад будущего. В 2024г исполняется 100 лет фильму Якова Протазанова Аэлита — первому полнометражному фильму о полете в космос. Обилие красного цвета — символа Марса — сочетается с зеленым, земным цветом растений.
Цветочный сад Густава Климта. По одноименной картине Климта, написанной в 1907г. Всю площадь пейзажа пестрым ковром покрывают садовые цветы: циннии, маргаритки, маки и розы. Именно так выглядели на рубеже веков модные сады в загородных домах на английский манер. Края картины будто срезаны, пейзаж заключен в квадрат: для кадрирования Климт пользовался видоискателем из картона с вырезанным квадратным окошком.
Русский код Билибина. Сад посвящен картинам, созданным художником и иллюстратором Иваном Билибиным, где сказка сливается с образами русской старины и природы, и в нем оживают герои, знакомые нам с детства.
Сад мхов. История о том, как с течением времени человек, преодолевая страхи, которые часто являются лишь отражением внутреннего состояния, познает себя и меняется. Вдохновением послужила гравюра Приземление гусей на Катадо японского художника Китагавы Утамаро.
После осмотра садов мы еще немного послушали концерт. В общем, отличный вечер:).