Вот мы и добрались по алфавиту до Ленинграда. Я долго думал, как писать обзор про этот город. То ли за основу взять вокзалы, то ли просто пойти по алфавиту. Но решил в итоге не изобретать велосипед, а посмотреть просто по времени в пути, но одновременно со всех вокзалов. А иначе будет очень непропорционально: то густо, то пусто. И начнем давайте с тех поездов, которые были в пути более суток, но менее двух.
1961 год
Традиционно начинаем с 1961 года. И первый поезд, который удовлетворяет заданному ограничению - это:
- Ленинград-Моск-Архангельск. Время в пути у него было ровно 33 часа (00:50-09:50). И шел он сразу на Волховстрой, Тихвин, Вологду и Коношу.
- Ленинград-Вит.-Брест - 29 часов 16 минут (23:44-05:00). Шел через Витебск, Оршу и Минск;
- Ленинград-Моск.-Горький - 28 часов 53 минуты (11:45-16:38) через Бологое, Ярославль, Иваново;
- Ленинград-Вит. (хотя в справочнике в сводной таблице стоит Московский)-Днепропетровск - 45 часов 21 минута (19:52-17:13). Ну как-то это долговато, конечно, для маршрута через Дно, Оршу и Гомель;
- Ленинград-Вит.-Жмеринка - 39 часов 22 минут (20:15-11:37) через Дно, Витебск, Гомель, Чернигов;
- Ленинград-Вит.-Киев - 27 часов 50 минут (10:10-14:00) через Днол, Витебск, Гомель, Нежин. Этот поезд был самым быстрым. Но были и гораздо более медленные (3 шт), со временем в пути 35,5-37,5 часов);
- Ленинград-Вит.-Кишинев - 41 час 30 минут (14:00-07:30) через Дно, Витебск, Жлобин, Овруч, Казатин;
- Ленинград-Моск.-Котлас - 32 часа 23 минуты (20:00-04:25). Вот такое красивое время - 32:23 чрез Волховстрой, Вологду, Коношу;
- Ленинград-Вит.-Львов (хм, даже странно, почему, например, не Варшавский, может быть опять неточность; я уезжал этим направлением с Варшавского вокзала) - было аж два поезда со временем в пути 34-36 часов. Шли оба западным направлением через Псков, Вильнюс, Барановичи. Даже интересно, а почему, например, поезд на Брест также не отправили. Ветка через Дно и так поездами была хорошо насыщена. Видимо только из принципа - раз Брест - это Белоруссия, то значит с Витебского;
- Ленинград-Моск.-Москва-Бут. - 24 часа 06 минут (21:10-21:16). Естественно, что это не через Бологое, а через Пестово и Сонково;
- Ленинград-Моск.-Мурманск - аж 3 поезда со временем в пути 33-39 часов. Все шли через Волховстрой и Петрозаводск;
- Ленинград-Вит.-Одесса - 37 часов 24 минуты (19:11-08:35). Шел он через Дно, Витебск, Оршу, Казатин, Котовск. Второй поезд на Одессу был на 4 часа 5 минут медленнее. Он был летний. Причем интересно, что уходил он раньше - в 17:12, а приходил в Одессу позднее в 10:41;
- Ленинград-Моск.-Свердловск - время в пути 46 часов 24 минуты (23:09-21:33). Причем интересно, что второй поезд до Свердловска в двое суток не укладывался. Причем прилично не укладывался - 49 часов 41 минута. Оба шли через Волховстрой, Буй и Киров;
- Ленинград-Моск.-Севастополь - 43 часа 51 минута (14:50-10:41). Шел он через Бологое, Лихославль, Вязьму, Брянск, Харьков, Лозовую;
- Ленинград-Моск.-Симферополь - 43 часа 52 минуты (20:10-16:02). Надо же, всего на 1 минуту разница с севастопольским. Маршрут тот же;.
Достаточно насыщенно, конечно. И ведь это только один временной интервал 24-48 часов. Там, кстати, так интересно, что несколько поездов буквально на несколько минут в него не вписывались или наоборот были на несколько минут быстрее.
1969 год
Здесь жирным я буду выделять те поезда, которые оказались новыми для этого года. Ну и вокзал отправления буду указывать, если возникнет что-то нетипичное. А так всё-таки в Ленинграде всё в принципе предсказуемо:
Вот он - самый красивый вокзал Санкт-Петербурга. Обожаю Витебский вокзал! Итак, смотрим:
- Адлер - 40:13 и 46:04. Оба поезда укладывались в 48 часов;
- Архангельск - 27:52;
- Брест - выпал из этой группы поездов. У него теперь время в пути лишь 23 часа;
- Горький - 25:32 - всё тот же маршрут через Бологое, Ярославль, Иваново;
- Днепропетровск - 37:30;
- Жданов - 43:42. Раньше мариупольский был медленнее. Шел через Дно, Витебск, Смоленск, Брянск, Харьков, Красный Лиман;
- Киев - лишь один поезд остался со временем в пути более суток - 28:16. Остальные пошли быстрее;
- Кисловодск - 37:13. Еще одна новинка - поезд на курорты Северного Кавказа. Он и раньше был, но в эту группу не попадал. Шел с Московского вокзала через Бологое, Москву, Харьков, Лозовую, Ростов-на-Дону. Москва, видимо, Курская была (самое интересное, что поезд на Краснодар даже близко не вписывался в 48 часов);
- Кишинев - 37:37;
- Котлас - 24:32;
- Куйбышев - 41:04. С Московского вокзала через Бологое, Рыбинск, Ярославль;
- Львов - 28,5-29,5 часов - всё те же два состава. И здесь действительно уже указывается Варшавский вокзал;
- Мурманск - два поезда остались. Время в пути 26,5-27 часов;
- Новороссийск - 40:57. И этот поезд теперь помещался маршрутом в 48 часов. А маршрут-то был экзотичный. Даже не знаю вот, зачем им такое понадобилось: Бологое, Москва, Харьков, Лозовая, Джанкой, Керчь, паромная переправа. Был и еще один в Новороссийск, но у него время было более 2-х суток;
- Одесса - 2 поезда - 32-34 часа тем же маршрутом, что и ранее;
- Свердловск - оба поезда теперь укладывались в 48 часов. 38,5-40,5;
- Севастополь - 31:40;
- Симферополь - 36:52;
- Хмельницкая - 32:50. И это тоже новое направление. Шел поезд через Дно, Витебск, Коростень, Казатин;
- Челябинск - 45:32. Вот еще одно новое направление через Вологду, Киров, Пермь, Свердловск.
Всё стало намного быстрее! Эра паровозов постепенно уходило в прошлое, скорости существенно возросли.
1980 год
- Адлер - 43:05. Интересно, что было и еще два поезда сюда. Но у них время в пути 50 и 52 часа. Шли через Бологое, Поварово, Харьков;
- Анапа - 47:52. Еще одно новое направление в пределах двух суток. И эо тоже было через Керченскую переправу. Бологое, Брянск, Харьков, Джанкой;
- Архангельск - 27:05 - стал быстрее еще на 50 минут;
- Горький - выпал из этой группы. Там теперь ровно 18 часов. Но и маршрут другой через Бологое, Поварово, Владимир.
- Днепропетровск - 36:55 - стал идти на полчаса быстрее;
- Жданов - 34:51. За счет изменения маршрута (теперь с Московского вокзала) время уменьшилось аж на 9 часов. Старый поезд с Витебского также остался с тем же прежним временем в пути;
- Киев - лишь один поезд остался со временем в пути более суток - 28:23;
- Кисловодск - 40:46. Еще одна новинка - поезд на курорты Северного Кавказа. Он и раньше был, но в эту группу не попадал. Шел с Московского вокзала через Бологое, Москву, Харьков, Лозовую, Ростов-на-Дону. Москва, видимо, Курская была (самое интересное, что поезд на Краснодар даже близко не вписывался в 48 часов);
- Кишинев - 34:42 - быстрее почти на 3 часа;
- Кременчуг - 31:45. Открылось еще одно новое направление;
- Котлас - 25:34 - а вот этот стал на целый час медленнее;
- Куйбышев - 39:57. А вот этот на час быстрее;
- Лихая - 34:23 - новый поезд в этом интервале. Шел через Бологое, Рязань, Георгиу-Деж;
- Львов - 28,5-29,5 часов - всё те же два состава. И здесь действительно уже указывается Варшавский вокзал;
- Мурманск - три поезда снова. Время в пути 27-33,5 часа;
- Новороссийск - 41:41. Но он не через Керченскую переправу. А вот тот, что через нее в 48 часов больше не вписывался;
- Одесса - 2 поезда - 31-33 часа тем же маршрутом, что и ранее, но каждый на час быстрее;
- Свердловск - оба поезда теперь укладывались в 48 часов. 37-41 час;
- Севастополь - 33:19 - на полтора часа медленнее. А заодно пустили и еще один по этому маршруту - более медленный - 38:44;
- Симферополь - 36:24 - на полчаса быстрее;
- Трускавец - еще одно новое направление. У меня бабушка им на курорт ехала. С Варшавского вокзала 30 часов 16 минут;
- Хмельницкая - больше не было поезда;
- Челябинск - 47:11. Ну на пределе почти. Медленнее на 1,5 часа, чем раньше.
Варшавский вокзал тоже был красивым!
1989 год
Ну и последний год, которым мы традиционно заканчиваем рассмотрение поездов эпохи СССР:
- Адлер - 43:20. У двух других время по прежнему превышает 48 часов;
- Анапа - не удержалась в интервале. 8 минут запаса, которые были в 1980 году не хватило;
- Архангельск - 28:35 - стал на 1,5 часа медленнее;
- Астрахань - 45:46. Ускоренные поезд на Астрахань теперь вписывался в 48 часов. Шел через Бологое, Поварово, Рязань, Тамбов, Саратов;
- Волгоград - 38:10. И еще одна новинка в списке. шел через Бологое, Узловую, Елец;
- Воронеж - 24:33. И еще одна новинка. Шел через Бологое, Рязань, Мичуринск;
- Днепропетровск - 37:16 - стал идти на 20 минут медленнее;
- Жданов - 33:53. Это, правда, снова уже Мариуполь. Еще на час быстрее;
- Киев - лишь один поезд остался со временем в пути более суток - 30:10, причем его замедлили еще на 1,5 часа;
- Кисловодск - 41:07. На 20 минут медленнее;
- Кишинев - 35:23 - чуть медленнее пошел;
- Котлас - 26:07 - еще на полчаса медленнее стал;
- Куйбышев - 39:20. А вот этот на полчаса быстрее;
- Львов - 28,5-29,5 часов - всё те же два состава. Варшавский вокзал. Время осталось тем же, что и ранее;
- Мурманск - три поезда снова. Время в пути 27-35,5 часа. Самый медленный замедлили еще на 2 часа;
- Новороссийск - 40:22. Этот не через Керченскую переправу. Второй тоже уже сушей, но медленнее 48-ми часов;
- Одесса - 2 поезда - 31,5-33,5 часа тем же маршрутом, что и ранее, но каждый на полчаса медленнее;
- Свердловск - оба поезда теперь укладывались в 48 часов. 37-42 часа;
- Севастополь - 34:07 - на полчаса медленнее. И еще один более медленный 41 час 31 минуту;
- Симферополь - 36:14 - всего на 10 минут, но быстрее;
- Хмельницкая - больше не было поезда;
- Челябинск - 42:56. А вот этот ускорили аж на 4,5 часа! Но заодно пустили второй, который не вписывался в 48 часов, а шел через Бологое, Ярославль, Иваново, Горький, Казань - там 55:16.
Ну что сказать. Даже в таком маленьком интервале уместилась широчайшая география. Были и очень интересные маршруты. Например, Трускавец на канале вообще впервые попался, кажется. И некоторое время тоже как-то не укладывается в логику. Ну, например, севастопольский быстрее, чем симферопольский. Мне всегда казалось, что перевалочной базой на Южный берег Крыма был именно Симферополь. А поезда туда шли медленнее.
Про поезда, которые попадали в этот интервал уже в РФ можно почитать в следующей статье:
А ведь были поезда и на очень дальние расстояния! Но про это как-нибудь в следующий раз. Надеюсь, что завтра )