В это раннее июльское утро, когда солнышко было довольно высоко над горизонтом, на кухне своего дома собрались на завтрак супруги Филатовы. Хоть были окна открыты, но в комнате уже стоит духота. Слабый ветерок колышет занавески, но это не приносит облегчения. Хозяин дома уже собирался вкусить ароматный омлет, заботливо приготовленный супругой, но отложил вилку в сторону и обернулся на шум, доносящийся из прихожей. В дверном проёме показалась растрёпанная соседка Валентина. На глазах слёзы и такой испуганный вид, словно за ней гнались разбойники.
- Привет, Валюш, - поздоровалась Татьяна, выставляя на стол ещё тарелку. - Садись с нами завтракать. Что случилось-то? На тебе лица нет…
Валентина перевела дух и шлёпнувшись на стул за столом, разревелась. Татьяна положила гостье горячих ещё сырников в тарелку и пододвинула миску со сметаной. Валя глотнула из бокала чай и вдруг спросила:
- Тань, а у тебя нет случайно знакомого юриста?
Хозяйка переглянулась с мужем и удивлённо пожала плечами:
- Не знаю, надо подумать.
- Если бы ты знала, что случилось, - заохала Валентина раскачиваясь из стороны в сторону, шмыгая носом, но откусывая сырник. - Такое горе у меня… Такое…
Супруги внимательно слушают.
***
История Валентины уходила далеко в прошлое. Оказалось, что у неё есть родной брат Артём. Они давно не общались, потому что когда-то крепко поругались.
Артём старше её на пять лет и единственный родственник. Лет десять назад Валя пыталась наладить с ним отношения, но ничего не вышло. А полгода назад он сам позвонил:
- Ты Валентина, хорошо зарабатываешь, я знаю. И должна помогать родному брату.
- Не поняла, - удивилась Валя. - Ты здоровый лоб, а я тебе что-то должна? С чего это?
- Не хами, сестрёнка, - одёрнул он. – Не хочешь по-хорошему, будет по-плохому. Через суд добьюсь от тебя алиментов! Имею право! Плати мне ежемесячно по 30 000 рублей и мирно разойдёмся.
***
Артёма с детства родители баловали. Дело в том, что мальчик родился с лёгкой формой ДЦП. Его жалели, оберегали и всё позволяли.
Такое воспитание уже в 14 лет дало свои плоды. Карманные деньги он имел всегда, за которые никогда не отчитывался. От безнаказанности и полной свободы мальчик начал пить и курить.
К спиртному его приучили друзья, которые на много были старше. Отец одного из них спившийся алкоголик, вечно канючил деньги на «опохмелку». А у Артёма деньги водились регулярно. В их квартире и проходили попойки.
Поначалу Артём пил и курил тайком от родителей. Но вскоре молодой организм быстро привык к спиртному, и скрывать уже стало бесполезно.
Родители заметили пороки сына, но было уже поздно. Артём пришёл тогда домой пьяный. Конечно его никто не наказывал.
- Бедный мальчик, - причитала мать со слезами. – Он страдает от своей неполноценности и пытается найти друзей среди этих пьяниц.
- А, может, всё-таки ему врезать ремня, - неуверенно предложил отец. – Меня тоже отец в детстве драл, как сидорову козу. Помогло же…
- Нет! – закричала любящая мать и преградила дорогу в комнату пьяного сына.
Сын ограничился строгим предупреждением.
***
О хороших оценках Артёма в школе и говорить не приходится. Мальчик улился плохо, перебивался с двойки на тройку. Домашнее задание частенько делала его младшая сестра, которую просила мама:
- Валюша, ну реши ты за него задание. Ты же такая умница. Брат болен… Ну, пожалуйста…
Валя тоже жалела брата и вместо того, чтобы бежать во двор играть с подружками, сидела над уроками брата, который пьяный спал в комнате.
Мама настояла на том, чтобы Артём после школы поступил в платный ВУЗ.
- Мальчику нужно высшее образование, - уговаривала она отца. – Ну, не пойдёт же наш больной сын на завод?
Родители собрали нужную сумму и устроили мальчика. Но Артём учиться не хотел. Вместо лекций он посещал кафе и бары. Экзамены и зачёты сдавал со второго или третьего раза. Рефераты и шпаргалки писала ему сестра.
Как итог - на третьем курсе его отчислили, просто не пришёл на экзамены. Артём схитрил, не сказал об этом родителям, а деньги на обучение продолжал брать у родителей и каждый день отправляться, якобы на учёбу. Хорошо проводил время, тратил их на развлечения.
Родители случайно об этом узнали. Встретили на улице однокурсника сына.
- Валера, а почему ты не занятиях? – спросила Клавдия Михайловна. – Артём ушёл на лекции с утра.
- Какие лекции? – удивился Валерий. – Артёма дано отчислили из института. Он, разве вам не сказал?
Отец сходил в институт и забрал документы сына, которые уже сдали в архив. Дома пытались с ним поговорить, но он пришёл за полночь совершенно пьяным и болел два дня.
Отец устроил Артёма на работу. Долго уговаривал знакомого инженера взять сына учеником чертёжника. Но, мальчик продержался недолго. Больше никуда устраивать и позориться перед людьми родители не стали. Содержали сына лодыря и трутня сами.
Десять лет назад родители погибли в автокатастрофе. Валентина с братом поделила наследство пополам. Артём остался жить один в трёхкомнатной квартире родителей. Вале достался старый дом от родителей отца.
Валя продолжала опекать больного брата. Она неоднократно устраивала его на работу, но он трудиться не хотел. Увольнялся через 2-3 месяца.
Словно в насмешку ставил ультиматум.
- Меня такая работа не интересует, - заявлял он, выпуская сигаретный дым, развалившись в кресле. – Вот, если бы должность генерального директора с окладом не менее 300 000 рублей. То я бы подумал…
Валя понимала, что брату интересны только тусовки и развлечения. Скандал произошёл из-за денег. На счетах родителей остались сбережения. Именно их и требовал себе Артём:
- Ты работаешь, муж работает. Зачем тебе родительские деньги? А мне они нужны…
- Но я тоже имею на них право, - возмущалась Валя, ведь она сидела с маленьким сыном и нуждалась в них. – А муж работает, а не дурака валяет, как ты!
- Ах, так? – разозлился Артём - Знать тебя не желаю! Убирайся и больше не приходи! Нет у меня сестры!
Валя расстроилась и ушла. Они крепко поругались. Но на родительские деньги претендовать не стала:
«Чёрт с ними! Пусть забирает!» Где-то в душе он был её родным братом, и её было его жаль.
Артёму исполнилось сорок лет. Ни семьи, ни детей. Всё пьянки и праздники. Пока сбережения родителей не кончились, гулял. Закончились деньги, оказался никому не нужен. Тут он вспомнил про сестру.
«Добрые» люби научили, как высудить алименты. Достал себе нужные справки о плохом состоянии здоровья. Платный доктор выслушал жалобы пациента:
- Высокое давление, боль в ноге…
Юрист за деньги научил Артёма, что требовать у сестры.
- Я болен. Ты обязана меня содержать! – кричал Артём в трубку. - Ты должна платить мне алименты. Трудоспособных родителей у нас нет, поэтому ты должна меня содержать.
- Артём, но у меня семья, дети, - уговаривает Валя. - Давай, я устрою тебя на лёгкую работу, на пол дня…
- Нет! – заорал он. – Алименты! Ты должна мне платить алименты!
***
Валя приехала к брату, но не открыл дверь. На звонки не отвечал, не перезванивал.
Она получила от него несколько заказных писем. Он писал, что получил инвалидность и теперь нетрудоспособен. Денег нет, пособие крошечное.
Четыре дня назад Валя получила иск с требованием о выплате алиментов. В этот же день позвонил брат:
- Либо ты платишь добровольно, либо подам в суд. У меня на руках все документы. Не сомневайся, добьюсь. Если будешь препятствовать, испорчу тебе репутацию и вымотаю нервы, но своего добьюсь!
***
Выслушав соседку Татьяна поспешила в комнату и быстро вернулась с записной книжкой.
- Ты не волнуйся, Валя, мы решим это. Сейчас, сейчас, где-то был у меня телефон юриста… записывай.
Татьяна с мужем собрали немного денег и отдали Вале на судебные расходы. Они интересовались её судьбой и даже пришли на суд.
Но узнали, что Валентина подписала с братом досудебное соглашение о выплате ему ежемесячно 50000 рублей.
Татьяна даже рот открыла от удивления, глядя на Валентину, что шла с грузным мужчиной под ручку и охая:
- Артём, да как же так. Мы же родные. Как ты мог подумать, что я тебя брошу? Всё будет хорошо…
Татьяна махнула рукой и ушла домой. Теперь наблюдая, как частенько Артём навещал свою сестру и уходит от неё с полными сумками, она только молча качала головой.
Как-то встретив Валю на улицу, она поинтересовалась:
- Ты сама приняла такое решение или он тебе опять угрожал? Не понимаю…
- А что я могу поделать? – жалуется соседка. - Всё понимаю, - вздыхает Валентина вытирая слёзы. – Но, как мне быть? Как жить по справедливости? Ведь брата родного тоже жалко. Значит у меня судьба такая…
***
Возможно мы сами содержим трутней и усложняем себе жизнь. А может она права? Не знаю. Да, трудный выбор…