Найти в Дзене
Блог ЖД фотографа

Раньше было лучше. Показываю разнообразные и разноцветные поезда Курской области, от которых отказались РЖД.

А не посетить ли нам Курскую область? Ведь она - само очарование! Бескрайние поля, засеянные различными культурами, таинственные леса, небольшие, но очень уютные сёла и деревеньки, а также головокружительно просторная холмистая местность, от одного только вида которой захватывает дух. Тульская область, в которой началось это путешествие, также восхитительна: там, в городе Ефремове мы менее, чем за четыре часа, сфотографировали целых 12 различных тепловозов! Каких именно - читайте в первой части: А перед тем, как продолжить рассказ, я хочу напомнить вам о своём ТГ-канале с новостями блога: когда и куда я поеду, когда и где новое видео или статья, где и что я снимаю прямо сейчас и всё в таком духе. А ещё есть "всё, что движется". Его ведут несколько авторов, включая меня, и мы размещаем там ссылки на свои новые публикации о поездах, самолётах и другом транспорте. Итак, в Льгов мы с Денисом приехали рано утром 26 июля 2015 года, предварительно переночевав после Ефремова в Воронеже. На

А не посетить ли нам Курскую область?

Ведь она - само очарование! Бескрайние поля, засеянные различными культурами, таинственные леса, небольшие, но очень уютные сёла и деревеньки, а также головокружительно просторная холмистая местность, от одного только вида которой захватывает дух.

Тульская область, в которой началось это путешествие, также восхитительна: там, в городе Ефремове мы менее, чем за четыре часа, сфотографировали целых 12 различных тепловозов! Каких именно - читайте в первой части:

А перед тем, как продолжить рассказ, я хочу напомнить вам о своём ТГ-канале с новостями блога: когда и куда я поеду, когда и где новое видео или статья, где и что я снимаю прямо сейчас и всё в таком духе. А ещё есть "всё, что движется". Его ведут несколько авторов, включая меня, и мы размещаем там ссылки на свои новые публикации о поездах, самолётах и другом транспорте.

Итак, в Льгов мы с Денисом приехали рано утром 26 июля 2015 года, предварительно переночевав после Ефремова в Воронеже. Нас встретил вокзал нежно-зелёного цвета и чудесная погода: небо без единого облака и лёгкий ветерок вкупе с железнодорожным запахом поднимали настроение.

Льгов-Киевский. Фото: Panzer. А сам я к сожалению не стал фоткать вокзал.
Льгов-Киевский. Фото: Panzer. А сам я к сожалению не стал фоткать вокзал.

В силу специфики интересов сам Льгов мы не посмотрели, а сразу вызвали такси и отправились на переезд у остановочного пункта Марица, чтобы сфотографировать пару ожидавшихся там пассажирских поездов. Первый поезд был пойман уже в половине седьмого утра: это был Адлер - Санкт-Петербург, ведомый тепловозом ТЭП70-0541 в "морковной" окраске. "Морковный" ТЭП70 - это первый в сегодняшнем локомотив, который почти полностью исчез как из Курской области, так и с сети РЖД в целом, ведь все ТЭП70 перекрашены в корпоративные цвета.

ТЭП70-0541
ТЭП70-0541

На станции Конышевка, что расположена дальше на линии, пассажирский скрестился с небольшим местным грузовым поездом, который приехал к нам меньше чем через полчаса, а в голове у него стоял зелёненький ЧМЭ3-5576. На заднем плане видны просторы Курской области, а сбоку причудливой формы дерево, будто склонившееся в печали. Кстати, зелёные ЧМЭ3 тоже сейчас найти очень сложно - ещё один локомотив, который почти не встречается на РЖД.

ЧМЭ3-5576
ЧМЭ3-5576

Далее мы с Денисом целый час простояли на остановочном пункте, словно два приведения, ожидая ещё один пассажирский поезд сообщением Москва - Льгов, а минут за 5 до его прохода подошли к переезду, чтобы сделать фотографию с дороги. Морковный ТЭП70-0544 вышел просто замечательно!

-4

Два "морковных" ТЭП70 и зелёный ЧМЭ3 - не самый интересный улов по меркам 2015 года, ведь тогда и того и другого, а также и более эксклюзивного по России ездило предостаточно. Например, тот же поезд Москва - Льгов иногда возглавлялся тепловозом 2М62У-0237 из депо Орёл, окрашенным в синий цвет! Но нам, к сожалению, не фортануло.

С тепловозом 2М62У-0237 у меня есть только такое криворукое фото, сделанное в апреле 2015. А ещё в тот день я прокатился в его кабине, но об этом в другой раз.
С тепловозом 2М62У-0237 у меня есть только такое криворукое фото, сделанное в апреле 2015. А ещё в тот день я прокатился в его кабине, но об этом в другой раз.

Ну и всё, нечего больше делать во Льгове и его окрестностях, ведь теперь нас ждал Михайловский горно-обогатительный комбинат! У него есть собственная обширная железнодорожная сеть, на которой обитают удивительные электровозы, каких вы совершенно точно не встречали, если специально не интересуетесь поездами. Но до комбината ещё нужно доехать. Сначала прыгаем в одновагонную АЧ2 небесно-синего цвета сообщением Льгов - Брянск и едем до станции Арбузово, чтобы сделать пересадку. АЧ2 эксплуатировались до 2019 года, после чего РЖД их все списали, а маршруты передали Центральной ППК, которая выпустила на линию поезда РА3. Жаль АЧ2, могли бы и ещё покататься.

Не знаю теперь, почему, но почему-то нашу АЧ2 я фоткать не стал. Не сфоткал её салон и не сфоткал из её окошка головокружительные виды Курской области... Наверное, наслаждался моментом. А эта фотка сделана в 2019 году под Брянском, для иллюстрации пойдёт.
Не знаю теперь, почему, но почему-то нашу АЧ2 я фоткать не стал. Не сфоткал её салон и не сфоткал из её окошка головокружительные виды Курской области... Наверное, наслаждался моментом. А эта фотка сделана в 2019 году под Брянском, для иллюстрации пойдёт.

За окном - головокружительная Курская область. Холмы, поля, леса, врывающийся в распахнутую форточку летний свежий ветер... Наверное, именно именно такая картинка должна быть иллюстрацией к слову "воля". Скорее бы уже вернулось спокойное время, чтобы вновь можно было промчаться по этим очаровательным местам!

Своё фото из окна я сделать не догадался, но нашёл подходящее с этой линии в интернете.
Своё фото из окна я сделать не догадался, но нашёл подходящее с этой линии в интернете.

Кстати, это в 2015 году из Льгова можно было уехать на пригородном поезде в сторону Арбузово и далее - на Орёл, а с 16 августа 2024 года все пригородные поезда из Льгова куда-то подевались. Ну, как куда-то. Понятно, куда. Всё идёт по плану. Непонятно, правда, чей это план.

-8

На станции Арбузово у нас ожидалась почти двухчасовая пересадка на следующий пригородный сообщением Арбузово - Орёл. И я предложил Денису: что, если нам поехать не до Арбузово, а выйти на предыдущем остановочном пункте, и от него до Арбузово дойти пешком? Время у нас есть, вдруг поймаем что-нибудь интересное? В итоге решили этого не делать, но, выйдя на станции Арбузово, сразу же пожалели, увидев готовый к отправлению грузовой поезд с зелёным тепловозом 3ТЭ10М-1326, работавшим в две секции. Эх, могли бы сфоткать на красивом перегоне, а на станции в кругу скучных кустов! Но, чёрт возьми, как же эпично выглядит его дымное отправление! Кстати, все зелёные 2ТЭ10М РЖД тоже извели, перекрасив в корпоративные цвета.

-9

Уехал грузовой - и на станции Арбузово наступила почти гробовая тишина, слегка нарушаемая лишь лёгким летним ветерком; все станционные пути пустовали, а на выходных светофорах горели красные огни, оповещая нас о том, что в ближайшее время поездов не ожидается. Кругом - ни души. А милый одноэтажный вокзал 1975 года и панораму станции я по глупости своей не сфотографировал, так что опять покажу вам фотографии из интернета, чтобы передать эту, будто поставленную на паузу, атмосферу.

Денис остался на скамейке у вокзала, а я от нечего делать отправился изучать пристанционный посёлок, в котором, как и на станции, царила зловещая тишина, только к лёгкому ветерку добавлялся щебет пернатых - ласточек, воробьёв, аистов и... гусей. А вот людей в посёлке я почему-то не встретил. И фотографий самого посёлка тоже, к сожалению, не сделал.

Примерно в полдень появился пригородный поезд на Орёл - двухвагонная АЧ2, которая отвезла нас на станцию Михайловский Рудник в городе Железногорске. Курская магнитная аномалия, между прочим! Недолго думая, мы взяли такси и поехали в промзону на окраину города, где проходит железная дорога горно-обогатительного комбината. Она не принадлежит РЖД, и все локомотивы, которые были там в 2015 году, эксплуатируются до сих пор. Поезда здесь ездят даже чаще, чем в Нижегородском метро: например, НП1-065 был пойман уже через пару минут после нашего приезда.

НП1-065 построен в Новочеркасске в 2014 году.
НП1-065 построен в Новочеркасске в 2014 году.

Поезда на Михайловском ГОКе представляют собой полтора десятка думпкаров (вагонов-самосвалов), запряжённых тяговым агрегатом. Что же это за зверь такой? К примеру, в состав тягового агрегата НП1 входит капотный электровоз на напряжение 10 кВ 50 Гц, а также два моторных думпкара, которые помогают электровозу преодолевать крутые затяжные подъёмы в карьере и в шахтах. НП1 - это новые российские тяговые агрегаты, которые строит Новочеркасский электровозостроительный завод, а машина 065 на фото выше - 2014 года постройки. Следующий поезд появился уже через 8 минут, ведомый ещё одним новочеркасским агрегатом НП1-030 2008 года постройки. Думпкары, относящиеся к агрегату и прицепные думпкары можно отличить невооружённым глазом. Сами справитесь?

Подсказываю: у думпкаров в составе тягового агрегата есть специальные отсеки для электрических аппаратов.
Подсказываю: у думпкаров в составе тягового агрегата есть специальные отсеки для электрических аппаратов.

Из более старого - тяговые агрегаты Днепропетровского электровозостроительного завода. Перед вами - ОПЭ1АМ-130 1988 года постройки, в состав которого, помимо электровоза и моторного думпкара входит дизельная секция, благодаря которой пепелац может работать на неэлектрифицированных ветках. Впрочем, ОПЭ1АМ бывают и без неё. По имеющейся информации, настоящий номер агрегата - 013, а 130 ему присвоили на ГОКе, чтобы в документах не путать с ОПЭ2-013... Ох уж эти бюрократы!

-14

А это ОПЭ2-017 - тяговый агрегат Днепропетровского завода, построенный в 1977 году. Между прочим, редкий зверь: всего их было построено 19 штук, из которых в России эксплаутируются только 7. От ОПЭ1АМ данный агрегат принципиально ничем не отличается, как и от нового НП1 - тот же электровоз с теми же двумя моторными думпкарами. Не отличается он и от ОПЭ1А, которые, впрочем, нам в тот день не повстречались.

-15

Попался нам и местный тепловоз "хозяйка" ТЭМ2-2489, который тянул куда-то пять вагонов-хопперов. Состав думпкаров с породой на американских горках комбината "Тэмке" не по зубам, вот и выполняет она различные хозяйственные работы.

-16

Не обошлось и без небольшого инцидента. Кому-то из машинистов мы не понравились, поскольку примерно через 40 минут после начала съёмки к нам на "Буханке" приехали местные охранники. Мы объяснили им, кто такие и зачем фотографируем, они отнеслись с пониманием, но попросили фотографировать со стороны автомобильной дороги, так как в противном случае мы вроде как находимся на территории ГОКа. Для вида мы ушли с насиженного места, но позже вернулись и сделали ещё пару фотографий. Сначала проехал НП1-047.

А затем, спустя 40 минут, вернулся ОПЭ1АМ-130, который где-то сгрузил руду и двигался порожняком. Тем временем приехало такси и мы с успешным уловом покинули пути Михайловского ГОКа. Хотелось бы сюда вернуться, но из-за так называемой "чрезвычайной ситуации" в Курской области сейчас реакция на фотоаппарат, скорее всего, будет неадекватной. Ну его... До лучших времён.

-18

Такси высадило нас на станции Курбакинская, где мы, ожидая наш пригородный до Орла, сфотографировали зелёного крокодила 3ТЭ10М-2722.

-19

А из окна АЧ2 был пойман ещё один эксклюзив - тепловоз М62-1376, приписанный к депо Курск, который стоял у ворот пункта технического осмотра локомотивов. Эксклюзивность в том, что на всей Московской железной дороге только депо Курск обладало одиночными круглофарыми "Машками", которые впрочем, к 2020 году были все бесславно сданы в металлолом. Не обошла эта участь и почти музейную "Машку" № 1396, которая с 2012 года участвовала в динамических экспозициях на различных железнодорожных праздниках в Щербинке. Ироды, ну почти музейную "Машку"-то за что?! Выходит, РЖД собственноручно уничтожили свою историю?

-20

Ближе к Орлу на станции Лужки попался зелёненький ЧМЭ3-6166.

-21

В самом Орле у нас оставалось больше часа до отправления нашего поезда в Москву, поэтому мы решили немного полазить по станции. Тут нам попалась вереница законсервированных электровозов ЧС2К приписки депо Орёл, которые уже в 2015 году начали выводиться из эксплуатации. Кстати, ЧС2К были последними пассажирскими машинами в Орле. Их ранний уход неудивителен: после 2014 года исчезли все поезда, идущие в Харьков и далее, так что с оставшимися перевозками вполне справлялась Москва-Пассажирская-Курская. А орловские ЧС2К постепенно все были сданы в металлолом.

-22

Попалась нам и синяя одиночная "Машка" с квадратными фонарями, которая занималась хозяйственными работами в Орле и его окрестностях. В 2018 тепловоз был списан.

-23

А ещё Орёл в 2015 году был заповедником, где водилось много зелёных электричек ЭР2. Приписаны они были к депо Новомосковск, но обслуживали, помимо Новомосковского узла, всю линию от Тулы до Курска, а также иногда попадали на маршрут Тула - Москва. Машина 1133, в частности, ездила в Москву аж до 2020 года, сильно контрастируя с уже тогда запущенными "Иволгами" и ЭП2Д. И вообще, благодаря продлённому сроку службы, этот поезд оказался долгожителем и был списан лишь в 2023 году.

-24

А вот поезд ЭР2-1236 сохранялся тогда в оригинальном виде: с ужасными форточками, которые, хоть и поднимались вверх, обеспечивая вентиляцию, зато кнопку разблокировки нужно было бить молотком, чтобы эту несчастную форточку поднять. Теперь проблема не актуальна: поезд списан в 2018 году.

-25

А дальше что? А дальше Денис сел в вагон, а я запрыгнул в ЧС7, поздоровался со знакомой локомотивной бригадой и с ними доехал прямо до Москвы... Ну а как вы хотели? Работали с ними в одном депо, как-никак! Но удостоверение и специальная форма на проезд в кабине были у меня, на всякий случай, при себе. Экспресс Белгород - Москва быстро домчал нас до Курского вокзала, на чём путешествие и закончилось.

Что хотелось бы сказать напоследок? Жаль, что силами руководства Московской железной дороги столько локомотивов были утрачены безвозвратно. М62 - вырезаны под корень, АЧ2 - остались только в виде автомотрис для руководителей, а зелёные, рыжие, синие и другие цветные локомотивы перекрашены в корпоративные цвета. Зато сама Курская область никуда не подевалась, и я очень хотел бы вновь прокатиться от Льгова до Арбузово в несущемся по полям двухвагонном поезде, очень хотел бы вновь увидеть крокодилоподобные тяговые агрегаты, и очень хотел бы, в конце концов, посмотреть на сами города Льгов и Железногорск, которые в рамках давней поездки 2015 года не получили от меня ни грамма внимания.

ЧС6-096 с поездом Москва - Белгород. В подобном я и возвращался из Орла в 2015 году.
ЧС6-096 с поездом Москва - Белгород. В подобном я и возвращался из Орла в 2015 году.

Только вот возможным это станет лишь в том случае, если наши важные дяди договорятся с их важными дядями о прекращении обмена летающими взрывающимися железяками. Беда в том, что всё выглядит так, будто бы как их дядям, так и нашим, прекращение обмена летающими железяками не очень-то и нужно... В общем, мира Курской области, России и нашим соседям!

С вами был Блог ЖД Фотографа. Тыкайте, пожалуйста, лайк, пишите ваше мнение в комментариях, а пока я готовлю новые материалы, можете прочитать о живописной железной дороге Курск - Воронеж, на которую сейчас лучше не соваться.

А также можете поддержать канал приобретением сувенира.

До скорого!