А не посетить ли нам Курскую область?
Ведь она - само очарование! Бескрайние поля, засеянные различными культурами, таинственные леса, небольшие, но очень уютные сёла и деревеньки, а также головокружительно просторная холмистая местность, от одного только вида которой захватывает дух.
Тульская область, в которой началось это путешествие, также восхитительна: там, в городе Ефремове мы менее, чем за четыре часа, сфотографировали целых 12 различных тепловозов! Каких именно - читайте в первой части:
А перед тем, как продолжить рассказ, я хочу напомнить вам о своём ТГ-канале с новостями блога: когда и куда я поеду, когда и где новое видео или статья, где и что я снимаю прямо сейчас и всё в таком духе. А ещё есть "всё, что движется". Его ведут несколько авторов, включая меня, и мы размещаем там ссылки на свои новые публикации о поездах, самолётах и другом транспорте.
Итак, в Льгов мы с Денисом приехали рано утром 26 июля 2015 года, предварительно переночевав после Ефремова в Воронеже. Нас встретил вокзал нежно-зелёного цвета и чудесная погода: небо без единого облака и лёгкий ветерок вкупе с железнодорожным запахом поднимали настроение.
В силу специфики интересов сам Льгов мы не посмотрели, а сразу вызвали такси и отправились на переезд у остановочного пункта Марица, чтобы сфотографировать пару ожидавшихся там пассажирских поездов. Первый поезд был пойман уже в половине седьмого утра: это был Адлер - Санкт-Петербург, ведомый тепловозом ТЭП70-0541 в "морковной" окраске. "Морковный" ТЭП70 - это первый в сегодняшнем локомотив, который почти полностью исчез как из Курской области, так и с сети РЖД в целом, ведь все ТЭП70 перекрашены в корпоративные цвета.
На станции Конышевка, что расположена дальше на линии, пассажирский скрестился с небольшим местным грузовым поездом, который приехал к нам меньше чем через полчаса, а в голове у него стоял зелёненький ЧМЭ3-5576. На заднем плане видны просторы Курской области, а сбоку причудливой формы дерево, будто склонившееся в печали. Кстати, зелёные ЧМЭ3 тоже сейчас найти очень сложно - ещё один локомотив, который почти не встречается на РЖД.
Далее мы с Денисом целый час простояли на остановочном пункте, словно два приведения, ожидая ещё один пассажирский поезд сообщением Москва - Льгов, а минут за 5 до его прохода подошли к переезду, чтобы сделать фотографию с дороги. Морковный ТЭП70-0544 вышел просто замечательно!
Два "морковных" ТЭП70 и зелёный ЧМЭ3 - не самый интересный улов по меркам 2015 года, ведь тогда и того и другого, а также и более эксклюзивного по России ездило предостаточно. Например, тот же поезд Москва - Льгов иногда возглавлялся тепловозом 2М62У-0237 из депо Орёл, окрашенным в синий цвет! Но нам, к сожалению, не фортануло.
Ну и всё, нечего больше делать во Льгове и его окрестностях, ведь теперь нас ждал Михайловский горно-обогатительный комбинат! У него есть собственная обширная железнодорожная сеть, на которой обитают удивительные электровозы, каких вы совершенно точно не встречали, если специально не интересуетесь поездами. Но до комбината ещё нужно доехать. Сначала прыгаем в одновагонную АЧ2 небесно-синего цвета сообщением Льгов - Брянск и едем до станции Арбузово, чтобы сделать пересадку. АЧ2 эксплуатировались до 2019 года, после чего РЖД их все списали, а маршруты передали Центральной ППК, которая выпустила на линию поезда РА3. Жаль АЧ2, могли бы и ещё покататься.
За окном - головокружительная Курская область. Холмы, поля, леса, врывающийся в распахнутую форточку летний свежий ветер... Наверное, именно именно такая картинка должна быть иллюстрацией к слову "воля". Скорее бы уже вернулось спокойное время, чтобы вновь можно было промчаться по этим очаровательным местам!
Кстати, это в 2015 году из Льгова можно было уехать на пригородном поезде в сторону Арбузово и далее - на Орёл, а с 16 августа 2024 года все пригородные поезда из Льгова куда-то подевались. Ну, как куда-то. Понятно, куда. Всё идёт по плану. Непонятно, правда, чей это план.
На станции Арбузово у нас ожидалась почти двухчасовая пересадка на следующий пригородный сообщением Арбузово - Орёл. И я предложил Денису: что, если нам поехать не до Арбузово, а выйти на предыдущем остановочном пункте, и от него до Арбузово дойти пешком? Время у нас есть, вдруг поймаем что-нибудь интересное? В итоге решили этого не делать, но, выйдя на станции Арбузово, сразу же пожалели, увидев готовый к отправлению грузовой поезд с зелёным тепловозом 3ТЭ10М-1326, работавшим в две секции. Эх, могли бы сфоткать на красивом перегоне, а на станции в кругу скучных кустов! Но, чёрт возьми, как же эпично выглядит его дымное отправление! Кстати, все зелёные 2ТЭ10М РЖД тоже извели, перекрасив в корпоративные цвета.
Уехал грузовой - и на станции Арбузово наступила почти гробовая тишина, слегка нарушаемая лишь лёгким летним ветерком; все станционные пути пустовали, а на выходных светофорах горели красные огни, оповещая нас о том, что в ближайшее время поездов не ожидается. Кругом - ни души. А милый одноэтажный вокзал 1975 года и панораму станции я по глупости своей не сфотографировал, так что опять покажу вам фотографии из интернета, чтобы передать эту, будто поставленную на паузу, атмосферу.
Денис остался на скамейке у вокзала, а я от нечего делать отправился изучать пристанционный посёлок, в котором, как и на станции, царила зловещая тишина, только к лёгкому ветерку добавлялся щебет пернатых - ласточек, воробьёв, аистов и... гусей. А вот людей в посёлке я почему-то не встретил. И фотографий самого посёлка тоже, к сожалению, не сделал.
Примерно в полдень появился пригородный поезд на Орёл - двухвагонная АЧ2, которая отвезла нас на станцию Михайловский Рудник в городе Железногорске. Курская магнитная аномалия, между прочим! Недолго думая, мы взяли такси и поехали в промзону на окраину города, где проходит железная дорога горно-обогатительного комбината. Она не принадлежит РЖД, и все локомотивы, которые были там в 2015 году, эксплуатируются до сих пор. Поезда здесь ездят даже чаще, чем в Нижегородском метро: например, НП1-065 был пойман уже через пару минут после нашего приезда.
Поезда на Михайловском ГОКе представляют собой полтора десятка думпкаров (вагонов-самосвалов), запряжённых тяговым агрегатом. Что же это за зверь такой? К примеру, в состав тягового агрегата НП1 входит капотный электровоз на напряжение 10 кВ 50 Гц, а также два моторных думпкара, которые помогают электровозу преодолевать крутые затяжные подъёмы в карьере и в шахтах. НП1 - это новые российские тяговые агрегаты, которые строит Новочеркасский электровозостроительный завод, а машина 065 на фото выше - 2014 года постройки. Следующий поезд появился уже через 8 минут, ведомый ещё одним новочеркасским агрегатом НП1-030 2008 года постройки. Думпкары, относящиеся к агрегату и прицепные думпкары можно отличить невооружённым глазом. Сами справитесь?
Из более старого - тяговые агрегаты Днепропетровского электровозостроительного завода. Перед вами - ОПЭ1АМ-130 1988 года постройки, в состав которого, помимо электровоза и моторного думпкара входит дизельная секция, благодаря которой пепелац может работать на неэлектрифицированных ветках. Впрочем, ОПЭ1АМ бывают и без неё. По имеющейся информации, настоящий номер агрегата - 013, а 130 ему присвоили на ГОКе, чтобы в документах не путать с ОПЭ2-013... Ох уж эти бюрократы!
А это ОПЭ2-017 - тяговый агрегат Днепропетровского завода, построенный в 1977 году. Между прочим, редкий зверь: всего их было построено 19 штук, из которых в России эксплаутируются только 7. От ОПЭ1АМ данный агрегат принципиально ничем не отличается, как и от нового НП1 - тот же электровоз с теми же двумя моторными думпкарами. Не отличается он и от ОПЭ1А, которые, впрочем, нам в тот день не повстречались.
Попался нам и местный тепловоз "хозяйка" ТЭМ2-2489, который тянул куда-то пять вагонов-хопперов. Состав думпкаров с породой на американских горках комбината "Тэмке" не по зубам, вот и выполняет она различные хозяйственные работы.
Не обошлось и без небольшого инцидента. Кому-то из машинистов мы не понравились, поскольку примерно через 40 минут после начала съёмки к нам на "Буханке" приехали местные охранники. Мы объяснили им, кто такие и зачем фотографируем, они отнеслись с пониманием, но попросили фотографировать со стороны автомобильной дороги, так как в противном случае мы вроде как находимся на территории ГОКа. Для вида мы ушли с насиженного места, но позже вернулись и сделали ещё пару фотографий. Сначала проехал НП1-047.
А затем, спустя 40 минут, вернулся ОПЭ1АМ-130, который где-то сгрузил руду и двигался порожняком. Тем временем приехало такси и мы с успешным уловом покинули пути Михайловского ГОКа. Хотелось бы сюда вернуться, но из-за так называемой "чрезвычайной ситуации" в Курской области сейчас реакция на фотоаппарат, скорее всего, будет неадекватной. Ну его... До лучших времён.
Такси высадило нас на станции Курбакинская, где мы, ожидая наш пригородный до Орла, сфотографировали зелёного крокодила 3ТЭ10М-2722.
А из окна АЧ2 был пойман ещё один эксклюзив - тепловоз М62-1376, приписанный к депо Курск, который стоял у ворот пункта технического осмотра локомотивов. Эксклюзивность в том, что на всей Московской железной дороге только депо Курск обладало одиночными круглофарыми "Машками", которые впрочем, к 2020 году были все бесславно сданы в металлолом. Не обошла эта участь и почти музейную "Машку" № 1396, которая с 2012 года участвовала в динамических экспозициях на различных железнодорожных праздниках в Щербинке. Ироды, ну почти музейную "Машку"-то за что?! Выходит, РЖД собственноручно уничтожили свою историю?
Ближе к Орлу на станции Лужки попался зелёненький ЧМЭ3-6166.
В самом Орле у нас оставалось больше часа до отправления нашего поезда в Москву, поэтому мы решили немного полазить по станции. Тут нам попалась вереница законсервированных электровозов ЧС2К приписки депо Орёл, которые уже в 2015 году начали выводиться из эксплуатации. Кстати, ЧС2К были последними пассажирскими машинами в Орле. Их ранний уход неудивителен: после 2014 года исчезли все поезда, идущие в Харьков и далее, так что с оставшимися перевозками вполне справлялась Москва-Пассажирская-Курская. А орловские ЧС2К постепенно все были сданы в металлолом.
Попалась нам и синяя одиночная "Машка" с квадратными фонарями, которая занималась хозяйственными работами в Орле и его окрестностях. В 2018 тепловоз был списан.
А ещё Орёл в 2015 году был заповедником, где водилось много зелёных электричек ЭР2. Приписаны они были к депо Новомосковск, но обслуживали, помимо Новомосковского узла, всю линию от Тулы до Курска, а также иногда попадали на маршрут Тула - Москва. Машина 1133, в частности, ездила в Москву аж до 2020 года, сильно контрастируя с уже тогда запущенными "Иволгами" и ЭП2Д. И вообще, благодаря продлённому сроку службы, этот поезд оказался долгожителем и был списан лишь в 2023 году.
А вот поезд ЭР2-1236 сохранялся тогда в оригинальном виде: с ужасными форточками, которые, хоть и поднимались вверх, обеспечивая вентиляцию, зато кнопку разблокировки нужно было бить молотком, чтобы эту несчастную форточку поднять. Теперь проблема не актуальна: поезд списан в 2018 году.
А дальше что? А дальше Денис сел в вагон, а я запрыгнул в ЧС7, поздоровался со знакомой локомотивной бригадой и с ними доехал прямо до Москвы... Ну а как вы хотели? Работали с ними в одном депо, как-никак! Но удостоверение и специальная форма на проезд в кабине были у меня, на всякий случай, при себе. Экспресс Белгород - Москва быстро домчал нас до Курского вокзала, на чём путешествие и закончилось.
Что хотелось бы сказать напоследок? Жаль, что силами руководства Московской железной дороги столько локомотивов были утрачены безвозвратно. М62 - вырезаны под корень, АЧ2 - остались только в виде автомотрис для руководителей, а зелёные, рыжие, синие и другие цветные локомотивы перекрашены в корпоративные цвета. Зато сама Курская область никуда не подевалась, и я очень хотел бы вновь прокатиться от Льгова до Арбузово в несущемся по полям двухвагонном поезде, очень хотел бы вновь увидеть крокодилоподобные тяговые агрегаты, и очень хотел бы, в конце концов, посмотреть на сами города Льгов и Железногорск, которые в рамках давней поездки 2015 года не получили от меня ни грамма внимания.
Только вот возможным это станет лишь в том случае, если наши важные дяди договорятся с их важными дядями о прекращении обмена летающими взрывающимися железяками. Беда в том, что всё выглядит так, будто бы как их дядям, так и нашим, прекращение обмена летающими железяками не очень-то и нужно... В общем, мира Курской области, России и нашим соседям!
С вами был Блог ЖД Фотографа. Тыкайте, пожалуйста, лайк, пишите ваше мнение в комментариях, а пока я готовлю новые материалы, можете прочитать о живописной железной дороге Курск - Воронеж, на которую сейчас лучше не соваться.
А также можете поддержать канал приобретением сувенира.
До скорого!