Мизансцена – выразительное средство режиссера в воплощение художественного замысла. Виды мизансцен.
Мизансцена (фр. ) расположение на сцене.
Режиссер – понятие для театра относительное новое, а раньше вместо « режиссер» говорили «мизансцены такого-то». Мейерхольд, например, подписывал афиши «Автор мизансцен». Мизансцена – одно из важнейших средств образного выявления внутреннего содержания пьесы.
Существенный компонент режиссерского замысла . В характере мизансцен находит выражение стиль, жанр произведения.
Мизансцена – пластическое выражение мысли на сцене.
Искусство мизансцены заключено в особой способности режиссера мыслить пластическими образами. Как танец –язык балета, мизансцена-язык режиссера.
Мизансцена – наиболее выразительный прием для внешнего расположения актеров, соответствующее или вскрывающие внутренний процесс их взаимодействия. ( Начальник- на верху, подчиненный внизу. Если наоборот, значит их внутренние взаимоотношения таковы.)
В эпоху господства режиссера в театре, режиссер заранее разрабатывал все мизансцены постановки. И затем расставлял в них актеров. На сегодняшний день мизансцены прорабатываются совместно с актерами, рождаются на репетиции. Так как каждая мизансцена должна быть психологически оправдана актером, возникать естественно, непринужденно. Мизансцена д.б. правдивой, естественной, сценически выразительной.
Существует еще такое понятие как мизансцена образа- своя походка, мимика, манера игры. Физическое и пластическое проявление актера на сцене. Режиссер должен владеть законами лепки не только отдельных фигур, но и больших человеческих масс. Так называемая мизансцена толпы, она ( толпа) может быть индивидуальная и унифицированная.
Индивидуальная – Каждый актер имеет свою задачу.
Унифицированная- масса как единое целое, один организм. Виды мизансцен.
Мизансцены делятся на основные и переходные.
Основные- несут основную мысль.
Переходные – служат для технических перемещений. Не несут никакой смысловой нагрузки.
Симметричные мизансцены – имеющие основной –смысловой центр. Вокруг которого строится мизансцена.
Ассиметричные – не имеющие равновесия.
Фронтальные – статичные, массовые плоскостные
Диагональные – движение – справа- налево легче воспринимаются зрителем. Слева –направо борьба!
Хаотичные – хаос, сметение.
Ритмичные – повтор рисунка.
Барельефные – снизу вверх, в сочетании с глубиной.
Монументальные – стоп- кадр.
Круговые – круг законченность.
Полукруг- музыкально – танцевальные
Шахматные – расческа.
Горизонтальные – на полу.
Финальные –
- масштаб,
- статичность
- эмоциональность
Смена и взаимодействие мизансцен рождает образ. В театре мизансцены рождаются из драматургии и предлагаемых обстоятельств.
Мизансценирование- это процесс.
Искусство построения ярких выразительных мизансцен зависит от общекультурного уровня режиссера, от его художественного вкуса, знания жизни, понимания великих произведений живописи и скульптуры. Они должны служить образцами мизансцен.