Найти в Дзене
Закулиса Премудрая

Мизансцена – выразительное средство режиссера (конспект)

Мизансцена – выразительное средство режиссера в воплощение художественного замысла. Виды мизансцен.

Мизансцена (фр. ) расположение на сцене.

Режиссер – понятие для театра относительное новое, а раньше вместо « режиссер» говорили «мизансцены такого-то». Мейерхольд, например, подписывал афиши «Автор мизансцен».   Мизансцена – одно из важнейших средств образного выявления внутреннего содержания пьесы.

Существенный компонент режиссерского замысла . В характере мизансцен находит выражение стиль, жанр произведения.

Мизансцена – пластическое выражение мысли на сцене.

Искусство мизансцены заключено в особой способности режиссера мыслить пластическими образами. Как танец –язык балета, мизансцена-язык режиссера.

Мизансцена – наиболее выразительный прием для внешнего расположения актеров, соответствующее или вскрывающие внутренний процесс их взаимодействия. ( Начальник- на верху, подчиненный внизу. Если наоборот, значит их внутренние взаимоотношения таковы.)

В эпоху господства режиссера в театре, режиссер заранее разрабатывал все мизансцены постановки. И затем расставлял в них актеров. На сегодняшний день мизансцены прорабатываются совместно с актерами, рождаются на репетиции. Так как каждая мизансцена должна быть психологически оправдана актером, возникать естественно, непринужденно. Мизансцена д.б. правдивой, естественной, сценически выразительной.

Существует еще такое понятие как мизансцена образа- своя походка, мимика, манера игры. Физическое и пластическое проявление актера на сцене. Режиссер должен владеть законами лепки не только отдельных фигур, но и больших человеческих масс. Так называемая мизансцена толпы, она ( толпа) может быть индивидуальная и унифицированная.

Индивидуальная – Каждый актер имеет свою задачу.

Унифицированная- масса как единое целое, один организм. Виды мизансцен.

Мизансцены делятся на основные и переходные.

Основные- несут основную мысль.

Переходные – служат для технических перемещений. Не несут никакой смысловой нагрузки.

Симметричные мизансцены – имеющие основной –смысловой центр. Вокруг которого строится мизансцена.

Ассиметричные – не имеющие равновесия.

Фронтальные – статичные, массовые плоскостные

Диагональные – движение – справа- налево легче воспринимаются зрителем. Слева –направо борьба!

Хаотичные – хаос, сметение.

 Ритмичные – повтор рисунка.

Барельефные – снизу вверх, в сочетании с глубиной.

Монументальные – стоп- кадр.

Круговые – круг законченность.

Полукруг- музыкально – танцевальные

Шахматные – расческа.

Горизонтальные – на полу.

Финальные –

- масштаб,

- статичность

- эмоциональность

Смена и взаимодействие мизансцен рождает образ. В театре мизансцены рождаются из драматургии и предлагаемых обстоятельств.

Мизансценирование- это процесс.

Искусство построения ярких выразительных мизансцен зависит от общекультурного уровня режиссера, от его художественного вкуса, знания жизни, понимания великих произведений живописи и скульптуры. Они должны служить образцами мизансцен.