- Мне надо с мужем развестись и родительских его прав его лишить!
Именно эти слова я услышал от очередной посетительницы, даже здрасти прозвучало уже потом.
- И прав его родительских лишить с гарантией, что б даже алименты платить не смог! - последовало дальше, когда мы всё же обменялись приветствиями и посетительница представилась.
Очередная подруга соседки бабушки знакомой уже моей бывшей соседки по этажу. Тоже когда-то снимала тут помещение, потом перебралась куда-то ещё, но до сих пор посылает всех желающих получить консультацию или правовую помощь ко мне. Как правило люди предпочитают обращаться за помощью в разрешении серьёзных вопросов по рекомендациям бывших соседей и давних родственников, зато именно сарафанное радио приносит мне немало клиентов, правда и немало проблем, а люди они обычно не слишком денежные, но свой профит я имею и не гнушаюсь наклоняться даже за копейкой. Времена не самые лёгкие, конкуренция большая и я ни от какой работы не отказываюсь. Ну, почти ни от какой, ибо собственные принципы и правила есть и у меня.
- А чем вам так его алименты мешают? - задаю я первый уточняющий вопрос, хотя ответ уже знаю.
- А чтобы до конца жизни не мог к сыну приблизиться, чтобы не дай бог не пришлось ему эту скотину содержать в старости, - слышу я уже ожидаемый ответ. - Чтобы дорогу к нему забыл и из памяти своей выкинул.
- Видите ли, если вашего мужа лишить родительских прав, то алименты он всё будет обязан платить и никаких обязательств у вашего сына перед своим уже биологическим отцом не будет, а значит и содержать в старости не придётся. С точки зрения закона это будут посторонние по отношению друг к другу люди.
- Ах, вот как? Ну, и хорошо. Тогда наоборот помогите высудить с него побольше, чтобы, сволочь такая, всю жизнь помнил.
Так надо, чтобы он всю жизнь помнил или всё же забыл? Такой вопрос вертится у меня на языке, но я не задаю его.
- Вы расскажите мне, что случилось, - беру инициативу в свои руки.
Её зовут Елена. Женаты уже 14 лет. Есть двое детей. Сын, 12 лет и дочь, 8 лет. Всё было нормально, но сегодня днём на работе супружница зашла в почту мужа и ей на глаза попало электронное письмо, из коего следовало, что муж тайком от неё провёл генетический анализ на предмет наличия отцовства по отношению к сыну. Сказать, что Елена взбесилась, это ничего не сказать. Муж трубку не брал, ну, его по работе по таким закоулкам носит, что связь часто бывает недоступной. Тогда она собралась бежать домой собирать вещи и детей, чтобы уехать от этого козла к маме и уже оттуда разводиться. Но тут её состояние увидела начальница (та самая бывшая соседка по этажу) и расспросив в чём дело, посоветовала с кондачка такие важные вопросы не решать и проконсультироваться с юристом, благо у неё на примете есть отличный знаток юриспруденции (примечание: юриспруденция это наука о праве, если коротко. Правильно будет в данном случае говорить знаток законов или права). Ну, и собственно вот моя посетительница тут. Тест, к слову, оказался положительным, 100% именно её муж отец её сына.
- Ну, развестись с ним не сложно, - резюмирую я. - Вот поделить имущество и установить порядок общения с детьми будет сложнее.
- Это с какой стати? - вскидывается Елена. - С чего это с ним квартиру делить и порядок общения с сыном устанавливать после такой подлости?
- Закон, - коротко отвечаю я. - Его поведение хоть и возмутительно, но не даёт права ни лишить его части имущества при разводе, ни запретить видеться с сыном...
- После того, что он с ним сделал? - с гневом кричит Елена.
- А что он с ним сделал? - спрашиваю.
- Усомнился, что он его сын, - она прямо такие пышет негодованием.
- Он же ему об этом не сказал? - уточняю я. - Нет? Нет. Даже вам не сказал. Может он его третировал, издевался, бил, до того как результаты пришли? Нет? Ну, вот видите, за что его лишать родительских прав? То, что вы на него обиделись, не повод его лишать части совместного нажитого имущества и общения с сыном, по крайне мере, с точки зрения закона. Кстати, а что насчёт дочери? В отношении её его тоже лишать родительских права?
- Да, нет, - несколько ошеломлённо говорит Елена. - В ней же он не сомневался.
- А как вы это видите? - интересуюсь я. - Предположим, в субботу ваша дочь идёт гулять с вашим бывшим мужем, обратно приходит с подарками, посетив Мак или пиццерию, наигравшись в развлекательном центре, а ваш общий, как теперь подтверждено наукой, сын дома сидит и не может даже поболтать с папой?
Елена молчит.
- Ваш муж любит сына? -отвлекаю её от раздумий.
- Очень, - кивает она головой. - И дочь.
Опять молчание.
- Его поведение по отношению к детям, как-то изменилось?
- Да нет.
- А к вам?
- Тоже нет. Он правда иногда бывает мрачный. Сядет и молчит, даже на детей внимания не обращает, но потом проходит.
Снова пауза.
- Чего вы хотите добиться разводом? - тихо спрашиваю её. - Отомстить ему за то, что он в вашей верности усомнился? А заодно и детям? Он ранее высказывался или иным поводом давал понять, что подозревает, что сын не его?
- Нет, - тоже негромко отвечает Елена. - Ревновал, конечно, бывало, но редко. Я же поводов не давала.
- А вы его? - продолжаю допрос.
- И я, - сокрушённо вздыхает она, но тут же снова вспыхивает. - Но всё равно как он мог так со мной поступить?
- А он и не хотел так с вами поступать, - огорошиваю я её. - Если бы хотел, то устроил бы целое представление, а скорее просто изводил вас и сына придирками и подозрениями.
- Но я повода ему не давала! - возмущённо, но гораздо спокойнее чем раньше, кричит Елена.
- Верю, - успокаиваю я её. - Но может было что-то, чему вы значения не придали, а ему запало в душу. Может кто в уши ему лил, ну, всякие близкие и знакомые бывают. Иные хуже чужака. Говорю же, запало ему в душу, не давало покою и он решил раз и навсегда для себя этот вопрос проверить и закрыть его. Не факт даже, что в случае отрицательного результата он бы сказал вам об этом. Тут главное было знать правду.
- Да всё равно, - продолжает истерить моя посетительница. - Как он мог на меня такое подумать и ещё проверять меня?
- А откуда у вас пароль от его почты? - невзначай спрашиваю я.
- Да он пароли в блокнот записывает, вот я и подсмотрела, - не заметив подвоха отмахивается Елена и, всё поняв, замолкает на полуслове и краснеет.
- Вот и вы его тоже проверяете, - назидательно говорю ей. - Ещё, наверное, и телефон тоже, да? Вы поймите, мужчина может только на верность своей жены полагаться в вопросе кровного родства с ребёнком. Даже сейчас когда ДНК-тестирование появилось, далеко не многие к нему прибегают и только когда появились подозрения. Ревнивых параноиков не берём в расчёт, от таких надо держаться подальше даже без тайного тестирования с их стороны. Поэтому если уж появились такие сомнения и они не дают спокойно жить, то лучше пойти и проверить, чем изводить себя и жену с детьми. Разумеется если он из этого шоу с обвинениями и скандалом не устраивает. Тогда он, конечно, не достоин вас.
- Я понимаю вашу обиду, - продолжаю дальше. - Но подумайте вот о чём. Обида пройдёт, а проблемы вызванные разводом останутся. Даже если он любит детей, всё равно уже столько сколько сейчас, в ваш семейный бюджет отдавать не будет и вниманием дети будут обделены. Как его, так и вашим. Потом он создаст новую семью и будет вашим общим детям уделять внимания ещё меньше, а вам создать новую семью будет сложнее. Наше общество устроено так, что женщине легче, чем мужчине, найти себе полового партнёра без обязательств, а мужчине легче найти себе жену, пусть и неофициальную, чем женщине мужа. Да и как сложатся отношения вашего нового супруга и ваших детей от прежнего мужа? Другой вариант это отдать детей ему. Но не глупо ли разводиться с мужем из-за того, что он проверял ребёнка на своё отцовство, чтобы потом отдать этого ребёнка ему.
- Наверное, вы правы, - встаёт с места Елена. - Я ещё не знаю, что решу, но пока ничего делать не буду и просто подумаю.
- Вы мне должны за консультацию, - напоминаю ей. - Вон прайс висит.
Елена достаёт из кошелька несколько купюр и кладёт на край стола.
- Здесь больше, чем нужно, - предупреждаю её.