Если меня вдруг спросят: какую книгу ты бы взял на необитаемый остров, отвечу без раздумий: конечно, «Евгения Онегина». Роман Пушкина можно читать с любой страницы, учить наизусть, искать новые комментарии. И он не надоедает!
Поэтому представьте себе с каким интересом шел я на гастрольного «Онегина», привезенного на днях в столицу красноярским ТЮЗом. Интерес подогревался ещё и тем, что спектакль довольно свежий, прошлогодний, и что его поставил 32-летний Мурат Абулкатинов, назначенный недавно главным режиссером этого театра. А я уже посмотрел к тому времени три спектакля Мурата, и при всех к ним вопросам, они убеждали, что молодой режиссер точно не бездарен.
Однако «Онегин» разочаровал уже с первых минут. И дальше, как заметила одна театралка, были «невыносимые час сорок».
«Евгений Онегин» Абулкатинова — это не «собранье пестрых глав», как у автора, и не «лирические сцены», как у Чайковского, и уж тем более не «энциклопедия русской жизни», как у Белинского. Жанр определен как «сентиментальная трагедия». Главными героями стали Ленский (Салман Джумагазиев) и Татьяна (Татьяна Скрябина).
Основной цвет спектакля — серый. В эту краску выкрашена декорация — фасад мрачного двухэтажного дома. Это одновременно и усадьба Евгения, и Лариных, и московский дом, куда Онегин попал «с корабля на бал» и встретил Татьяну уже генеральской женой.
Здание оставляет впечатление позабытого-позаброшенного, а герои, включая массовку, она названа хором, больше напоминающие призраков, тоже одеты в серенькое, в немаркое. Здешний Онегин (Александр Дьяконов) никакой не «денди лондонский».
Для разнообразия в глубине правой кулисы висит большая хрустальная люстра. Лучше бы, конечно, не вешали: в Москве спектакль играли в Вахтанговском театре, и только ленивый не вспомнил, что главный художник этого знаменитого театра Максим Обрезков обожает использовать именно люстры. Вообще художнице «Онегина» москвичке Софье Шныревой попеняли, что в оформлении немало «цитат» из работ её коллег.
Спектакль Красноярского ТЮЗа «Евгений Онегин»
Режиссер перемонтировал роман. Финал перенесен в начало. Онегин натурально бегает за Татьяной — «за ней он гонится как тень». Оба тяжело, прерывисто дышат. И когда они оказываются за декорацией или за кулисами, это дыхание наводит на мысль не только и не столько о беге. И начинают разговор... с прозы: «Я замужем. Оставьте меня в покое. Я дала ему слово. Я буду ему верна».
К счастью, прозаических реплик минимум, но и пушкинские стихи, которые артисты и поют, и кричат, и шепчут, почему-то лишены легкости. Это какое-то выдохшееся шампанское. Действие заторможено. Нет эмоций, нет страстей, нередко стихи звучат монотонно. А набор оригинальных режиссерских приемов, всё его эстетство и «прогулки по подсознанию» оставляют ощущение дежавю. И в итоге кажутся однообразными. Вот, к примеру, весь женский состав спектакля истошно читает письмо Татьяны к Онегину.
Сам Марат признавался, что немного боялся ответственности перед классиком. «После премьеры мне стали говорить, что получился очень личный и необычный спектакль, хотя я искренне был уверен, что делаю совершенно классическую постановку, следуя точно за Пушкиным. Мне были важны простые вещи: плох ли Онегин, хорош ли, что заставило Татьяну написать это письмо, была ли у них любовь или это что-то другое. Для меня этот спектакль — помин души Онегина, трагедия пустого человека, у которого ничего не вышло, он в этой истории навсегда и, сколько не проигрывай, выхода нет, Онегин оказался в абсолютной пустоте...»
В наступившем сезоне нас ждет, как минимум, ещё один «Евгений Онегин», его поставит в столичном Театре им. Маяковского худрук Егор Перегудов, утверждающий, что «театр должен тронуть человека, не оскорбляя и не обижая, но при этом заставляя задуматься и почувствовать». Режиссер признался, что у него «паника, страх, интерес, влюбленность в Пушкина и новых артистов». Главные роли сыграет недавно принятая в труппу молодежь. Премьера назначена на декабрь. Надеюсь, это не будет серо.
Влад Васюхин для Альтерлит