Авторское название: Кабели приема питания с берега.
Предыдущую главу 15 читайте здесь.
Одним из завершающих этапов завершения ввода ГЭУ перед выходом в море является отсоединение кабелей приема питания с берега. Для обеспечения повседневной деятельности атомных подводных лодок проекта 670 предусматривалась возможность подключения кабелей питания с берега по постоянному току 220 – 260 вольт, переменному трехфазному току 380 вольт 50 гц. В материальном выражении – это около пяти 50-ти метровых, достаточно тяжелых проводов. К принадлежностям относятся стойки, на которые кабели укладывались, чтобы не касаться пирса и энергетический трап, обеспечивающий укладку кабелей между пирсом и корпусом лодки или между подводными лодками. Для лодки требовалось соединить колонки с электричеством, расположенные на пирсе к разъемам подводной лодки.
Банально простая конструкция, но требовались определенные усилия отключения и подключения кабелей. Вообще это должно быть авральной работой. Силами второго дивизиона, в котором я имел честь служить, эту работу не выполнить. Причина - вес кабелей, их длина и конструкция. Дивизион мог только отключить кабели от колонок питания на плавучем причале и отсоединить разъемы питания на прочном корпусе. Дальше требовалось их убрать от легкого корпуса и сложить на пирсе, причем сложить аккуратно.
Говорю об этой теме потому, что работа тяжелая, и выполнять ее, мало кто хотел. Однако без этого отсоединения лодка в море не выйдет, а при возвращении с моря без подключения к берегу не выведет ГЭУ из действия, что не позволит привести технические средства в содержание по-швартовому.
Часто работа с кабелями становилась предметом, мягко говоря, разногласий в экипаже. Обыденное сознание говорило, что кабели – это имущество, принадлежащее БЧ-5. А для выполнения поставленных задач требовалось поработать всем. Скандалы начинались из-за задержек приготовления к бою и походу или сброса защиты реактора после возвращения с моря.
Единственно правильным решением было объявлять аврал и всех свободных от вахты выводить наверх. Да и руководить этим должен не командир группы, а минимум помощник командира. Но кому хочется делать эту тяжелую работу, не совсем чистую, не совсем легкую, не всегда в светлое время суток, не всегда в теплую, безветренную погоду без дождя и снега?
Спустя около 30 лет мне удалось найти своего хорошего друга, с которым мы служили в 295 экипаже, это Александр Вениаминович Пепин. Штурман по образованию, а вообще уникальный офицер-подводник, эстет, сегодня капитан 1 ранга в запасе. При первом телефонном общении спустя много лет его главным эмоциональным воспоминанием был возглас: «Ты помнишь, как мы таскали кабели питания с берега!?». Это можно считать достойной оценкой скромному мероприятия с электрическими «веревками».
Работать приходилось и днем, и ночью; зимой, весной, летом и осенью; в дождь и снег; с ветром любой силы; температурой воздуха от +30 до – 40 градусов и при других неблагоприятных условиях. В нашем случае – была ночь, но в сентябре на улице был еще плюс, без дождя и ветра. Моего авторитета для организации работ не хватило. «Каштан» был изна@силован много раз, но команда «Кабельной команде выйти наверх для снятия кабелей питания с берега» растворялась в пространстве отсеков.
На помощь пришел командир дивизиона. Он сумел найти помощника командира и заставить его собрать кабельную команду (мой начальник был старше помощника и по возрасту, и по званию, да и в выражениях он не стеснялся).
Дальше все пошло как по нотам. Все командиры боевых частей были собраны в центральном. Им выписали правильные пилюли, после чего все младшие офицеры, мичманы и матросы вылетели наверх и начали делать то, что надо. Начальник спросил меня: «Ты все понял? Учись студент. Не стесняйся».
Так я и пытался делать, но не всегда это получалось.
Забегая вперед, скажу - с приемом электрического питания с берега нам повезло. Лодка пришвартовалась к тому же пирсу, от которого уходила в море. Довольно часто бывало не так. Тогда все, как бурлаки впрягались в перетаскивание кабельной веревки. С той разницей, что каждый бурлак имел свою веревку, а команда подводников тащила условно одну веревку. (нецензурное выражение на эту тему приводить не буду, думаю участники таких процессов его знают и легко вспомнят). Но это лирика, и касается она общих организационных вопросов.
Если посмотреть на кабели приема питания с берега с профессиональной точки зрения электрика, то следует отметить ряд мелких особенностей, влияющих на безопасность. Прежде всего – это сопротивление изоляции, состояние кабельных наконечников, маркировка жил кабелей. И эти особенности или облегчали жизнь электрикам, или заставляли разбираться с чередованием фаз, или искать пробой изоляции. Кабели – это простейшее прямолинейное устройство, а может доставить много проблем и существенно увеличить время подключения к береговому источнику. Жизнь заставила меня с уважением относиться и к кабелям, и к соединению с береговым источникам.
Конечно, в моей голове появилась и не исчезала идея о том, чтобы на каждом пирсе находился комплект кабелей для обеспечения стоянки кораблей. Это могло исключить проблемы. Но в 1996 году, когда я оставил военную службу кабельная проблема в Западной Лице оставалась такой же, как 1974 году.
Анатолий Григорьев. Редактировал Bond Voyage.
Все рассказы автора читайте в подборке.
=====================================================
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, поставьте автору лайк, напишите комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, отправьте ему ссылку. Спасибо за внимание.
Подписывайтесь на канал. С нами интересно!
======================================================