Автор повествует о решении идти служить после училища на АПЛ "Скат".
В этом году исполнилось 50 лет со дня выпуска из училища и начала офицерской службы. 30 июня 1974 года были вручены лейтенантские погоны и морской кортик.
Распределение на Краснознаменный Северный флот (КСФ) совпадало с моим желанием. Судьба была практически определена до выпуска – службу на новом формировании экипажа подводной лодки 705 проекта.
Примечание: Подводные лодки проектов 705, 705К «Лира», — серия советских атомных подводных лодок, единственный в мире серийный проект АПЛ на реакторе с жидкометаллическим теплоносителем. Небольшие высокоскоростные одновальные лодки с титановым корпусом не имели аналогов по скорости и манёвренности и были предназначены для уничтожения подлодок противника.
Трудности в техобслуживании этих подлодок и сокращение финансирования в связи с началом перестройки в стране привели к окончанию карьеры этих кораблей.
Максимальная скорость «Лир» составляет 41 узел (76 км/ч), как минимум одна лодка на испытаниях развила 42 узла (они уступали по скорости только К-222 проекта 661 «Анчар», которая установила рекордную скорость в 44,7 узла). «Лиры» могли преследовать любую подлодку и оторваться от любого преследования, на разгон до полного хода им требовалось всего около 1 минуты. Скорость лодки позволяла ей отрываться даже от многих противолодочных торпед, на циркуляцию с разворотом на 180° ей требовалось всего 42 секунды.
Радикальным новшеством стала численность экипажа. На других АПЛ (как советских, так и американских) службу несли по 80−100 человек, а в техническом задании на 705-й проект была названа цифра 16, причём только офицеров. Однако, в ходе проектирования численность будущего экипажа увеличивалась и в итоге достигла 30 человек, включая пять техников-мичманов и одного матроса (на которого возлагалась роль кока, а по совместительству дневального-уборщика, хотя первоначально предполагалось, что обязанности кока будет выполнять корабельный врач). Чтобы совместить такую малочисленность экипажа с огромным количеством оружия и механизмов, лодку пришлось очень серьёзно автоматизировать.
Приезжал командир электротехнического дивизиона, знакомый нашего командира роты, и по его рекомендации сагитировал нас согласиться с предложением служить в должностях инженера по постоянному току и инженера по переменному току. Вызов должен был быть в управлении кадров КСФ.
Вот только желание начать службу с "большого круга" (обучение) у меня и моего товарища Саши Козина пропала. Его тесть был тому виной. Он служил в то время помощником начальником строевого отдела Военно-морской академии. Связи были, уточняющую информацию он нам передал. Перспективы нас не обрадовали. Появились мысли - уклониться от обучения сразу после окончания училища.
Одним словом, мы приняли решение попытаться повлиять на судьбу сами. Скажу прямо, это удалось. Для этого на Север поехал за неделю до срока, указанного в предписании. В управлении кадров настаивал на том, что хочу служить в Западной Лице, где проходил стажировку. Мне пошли навстречу, и в тот же день на вечернем автобусе из Мурманска вместе с женой и годовалым сыном поехал в Североморск-7 (позже Мурманск-150, ныне Заозерск).
Была пятница, поэтому думал, что в отдел кадров 1-й флотилии поеду в понедельник. Моей семье повезло, и нас разместили в одноместном номере гостиницы «Северное сияние». Дополнительно дали раскладушку, сыну мы на журнальном столике оборудовали спальное место в чемодане (мечта оккупанта), с котором я приехал служить и привез часть формы. Остальную часть формы и одежду семьи теща выслала багажом в Мурманск с уведомлением до востребования на почту городка. Багаж состоял из пяти больших коробок из-под яиц.
Субботним утром на завтраке в ресторане гостиницы мы встретились с семьей сокурсника Фридмана Юрия Шаевича. Он приехал раньше и уже получил назначение в 3-ю дивизию. Но главное, что он сказал о том, что отдел кадров работает все выходные. После завтрака надел парадную лейтенантскую форму и рванул в губу Лопаткина, где и находился кадровый орган. Семью оставил в номере гостиницы.
Разговор с начальником отдела кадров был, что называется на понятиях и на доверии. Мое личное дело было в УК СФ, пришлось верить моим рассказам о том, что средний балл составлял более 4,75 и он был не красным, т.к. дипломный трояк получил на первом курсе. Моим желанием была служба на лодках второго поколения. В 1974 году это 3-я и 11-я дивизии. Начальник отдела кадров предложил со словами "Хорошо, мы Вас назначим в 7-ю дивизию". Я возразил. Там лодки первого поколения. Тогда он предложил для службы подводную лодку 675 проекта. Мое возражение стало довольно убедительным. Это же одно и тоже. После этого и небольшого раздумья начальник сообщил свое окончательное решение. 302 экипаж атомной подводной лодки К-25 670 проекта 11-й дивизии.
Примечание: Подводные лодки проекта 670 «Скат» — серия советских атомных подводных лодок, построенных в 1960-х — 1970-х годах на заводе «Красное Сормово». Сравнительно дешёвые и небольшого водоизмещения, вооружённые ПКР П-70 «Аметист», лодки типа «Скат» предназначались для уничтожения кораблей, идущих в составе конвоев, в основном — авианосцев в составе авианосных ударных групп.
Все подводные лодки проекта 670 после постройки входили в состав 11-й дивизии подводных лодок Северного флота, затем с 1974 по 1985 год все они были переведены на Тихоокеанский флот и входили в состав 10-й дивизии подводных лодок с базированием на Вилючинск.
Все лодки были исключены из боевого состава в начале 1990-х, утилизированы в 2000—2009 годах.
Мне это говорило мало о чем, но я согласился. Не 675 проект, не 7-я дивизия и не губа Нерпичья, расстояние до которой от городка в 5 раз больше, чем до губы Лопаткиной.
Таким образом можно сказать, что я изменил судьбу, предписанную в стенах училища. Стоило мне это недели лейтенантского отпуска.
Мой сокурсник и хороший товарищ Саша Козин, с которым нас сватали на 705 проект, решил не жертвовать отпуском и отгулял все, что причиталось выпускнику. Приехал в управление кадров Северного флота на неделю позже. О вызове на новостройку кадрах он не признался. Рассказал, что практика была в Западной лице. Туда его и послали. Но в то время, когда он приехал, для механиков оставались должности только на подводных лодках 675 проекта, куда и был назначен. Правда от своей судьбы ему уйти не удалось, т.к. 7 дивизия стала кузницей кадров для формирования новых экипажей на подводные лодки 705 проекта. Саша пошел по большому кругу. Наши семьи повторно повстречались в городке только через пять лет.
Анатолий Григорьев. Редактировал Bond Voyage.
Все рассказы автора читайте в подборке.
=====================================================
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, поставьте автору лайк, напишите комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, отправьте ему ссылку. Спасибо за внимание.
Подписывайтесь на канал. С нами интересно!
======================================================