Найти тему
Bond Voyage

Записки механика атомохода. Гл.17 Начало лейтенантской службы на АПЛ "Скат". "Лишние" люди в море

Начало цикла читайте здесь

Предыдущую главу 16 читайте здесь

Но вернемся к подготовке к выходу в море. К началу приготовления на борт пришел допущенный к самостоятельному управлению командир электротехнической группы. Уже старший лейтенант. Вот это был наверно единственным случаем за время службы на флоте, когда у меня не сложились отношения с человеком. Он категорично заявил, что из-за меня, мчудака, он вынужден идти в море. Хотя прошло менее месяца с момента моего назначения и физически не мог закрыть зачетный лист и допуститься к самостоятельному управлению.

А так как, по его мнению, я был откровенным бездельником мой визави ограничил свои действия вахтой на «Оке», приемом пищи, сном и тренировками молодого лейтенанта по всем корабельным расписаниям. Возможно, он был прав, но мне и самому было интересно личное участие в корабельных мероприятиях.

Для взаимодействия с центральным постом на кораблях ВМФ существовала определенная организация. Связующим звеном, при этом была система командных слов. Алгоритм был таков: команда Центрального поста (ЦП) – набор действий для выполнения требований команды – доклад по запросу о выполнении команды. Например: ЦП «Осмотреться в отсеках» - Отсек «Осмотр помещений, палуб, кают, работающих механизмов на предмет их правильного действия» - ЦП «Есть первый» (означает прием доклада предыдущего отсека и запрос второго отсека о необходимости доклада) – Отсек «Второй осмотрен. Замечаний нет» - ЦП «Есть второй» (означает, что доклад командира отсека принят). Немного похоже на спектакль с артистами, исполняющими определенные роли. Разница в том, что спектакль артисты играли для зрителей, а артисты на корабле играли свои роли для себя.

Помогала книжка «Командные слова». В ней расписаны все подаваемые центральным постом команды и ответы из отсеков, после выполнения мероприятий. Поэтому я ее временно прихватизировал из центрального. Конечно, с разрешения механика. Проверки отсека к выходу в море и к погружению командиром 3 дивизиона, старпомом и командиром БЧ-5 показала, что я совсем не чайник (со мной разговаривали, как с настоящим). Все что нужно было - сделано правильно. Спасибо матросу Читаве (трюмный второго отсека). А когда проводили проверку системы погружения и всплытия (ПиВ) даже не получил е@буков из ЦП.

Почему говорю о проверке системы ПиВ – потому, что бывали случаи, когда лодка становилась «раком». Такое происходило, если не открывался клапаны вентиляции или кингстоны цистерн главного балласта (ЦГБ). Один борт ЦГБ заполнен водой, а второй нет. Лодка получала серьезный крен. Неприятный момент. Причина – возможная подклинка гидравлического привода или манипулятора переключения гидравлики. Требовалось перевести этот привод на ручное управление, установить ключ – трещотку на привод клапана и открыть этот клапан. После докового ремонта такие ситуации происходили, если нарушалась регулировка клапана и привода. Бывали заморочки и с системой ВВД. Вручную этому я научусь позже. Но в этот раз все сработала, как швейцарские часы.

И еще было важным помнить, что проверка системы ПиВ связана с именно с теми кабелями приема питания с берега, о которых мы достаточно подробно поговорили выше. Если кабели не убрал – то их можно повредить. Или порвать или залить водой при продувании ЦГБ, получив короткое замыкание.

Позже, когда стал механиком, отдельно тренировал персонал каждого отсека готовить клапаны вентиляции и кингстоны к управлению гидравликой, снимать со стопоров, открывать их вручную. А пока, на уровне отсека, от меня требовалось проверить готовность клапанов вентиляции и аварийных захлопок только одной средней цистерны главного балласта. Правда эта цистерна была самой большой на подводной лодке и очень ответственной для обеспечения остойчивости и непотопляемости.

Рано утром лодка отошла от пирса и двинулась в сторону Мотовского залива. Все сидели по тревоге. Боевая готовность 2 объявлялась, через два часа после прохода острова Кувшин на выходе из Западной Лице.

Экипаж справился со всеми задачами. Командир, как мастер торпедного удара поразил все цели, поймал все торпеды и успешно пришвартовал подводную лодку к пирсу. Это позволило признать его атаку лучшей на Северном флоте. Нам дали призовой вымпел.

Что касается сдачи на самостоятельной управление, то успехи были крайне скромными. Закрыл несколько пунктов зачетного листа. Все были экзаменаторы были заняты. Тревог было больше, чем Боевой готовности два (БГ-2).

Для общего понятия о БГ-2: на вахте одна боевая смена, две другие отдыхают после смены или готовятся к заступлению. Это упрощенно.

Одно событие этого выхода хотелось бы описать, так как подобного я не встречал за все время службы. Выше я немного упоминал о бытовых неудобствах при сверхштатной комплектации. На третьи сутки все были изрядно измотаны. Вместо обеда решил отдохнуть на штатной койке, пока мой визави был на нес вахту на ПУ «Ока». Не успел рухнуть на нижнюю койку, как в каюту протиснулся командир группы управления БЧ-2 лейтенант Валера Клаас, прикомандированный к нам с 295 экипажа для сдачи в море зачетов на самостоятельное управление. Так как нижняя койка была занята мною он скромно положил свои 124 килограмма живого веса на верхнюю. И только он повернулся на правый бок, крепления койки обрывается. Я ничего не вижу, но слышу непонятный треск. Моментально сжался в комок, и получил удар койкой сверху. Пресс Валеры припечатал мое тело только в нескольких местах. Наиболее уязвимые части тела, отвечающие за отличие мужчины от женщины, оказались не поврежденными. После включения прикроватного светильника, нам стало весело. Я лежал на нижней койке, накрытый верхней койкой. Валера вместо верхней койки лежал на палубе.

Клаас испугался не меньше меня. Он же был в состоянии свободного падения. Причем без парашюта. Убедившись в том, что у меня нет переломов и повреждений он спокойно вздохнул. Снял с меня оборванную койку и сразу стал оценивать возможность восстановления потерянного спального места.

Добавьте описание
Добавьте описание

Новость об этом курьезном случае моментально облетела подводную лодку. Все юморили по поводу моего счастливого выживания после 120 килограммового прессования и мебельного кил@лера из БЧ-2. Касаемо оборванной койки – Валера отремонтировал ее за 30 минут. Хватило и крепежа, и инструмента. На самом деле он оказался хорошим технарем. Кроме этого, занимался резьбой по дереву и судовым моделированием. Правда этого случая с верхней койкой оказалось достаточно, чтобы он больше никогда в жизни не ложился спать и отдыхать на верхнюю койку, а соседи по каютам с удовольствием уступали нижнюю койку и сами добровольно перебирались на второй ярус.

Пожалуй, это все, чем запомнился первый выход в море. После швартовки мой визави с вещами рванул домой. При этом категорически предупредил, о том скоро он будет принимать у меня материальную часть, поэтому готовиться нужно серьезно и начинать это делать уже сегодня.

С приемом электрического питания с берега нам жутко повезло. Лодка пришвартовалась к тому пирсу, от которого уходила в море. Довольно часто, бывало, не так. Тогда все, как бурлаки впрягались в перетаскивание кабельной веревки. С той разницей, что каждый бурлак имел свою веревку, а команда подводников тащила условно одну веревку. (нецензурное выражение на эту тему приводить не буду, думаю участники таких процессов его знают и легко вспомнят). Но это лирика.

Анатолий Григорьев. Редактировал Bond Voyage.

Продолжение читайте здесь.

Все рассказы автора читайте в подборке.

Записки механика атомохода | Bond Voyage | Дзен

=====================================================

Дамы и Господа! Если публикация понравилась, поставьте автору лайк, напишите комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, отправьте ему ссылку. Спасибо за внимание.

Подписывайтесь на канал. С нами интересно!

======================================================