Предыдущую главу 14 читайте здесь.
Подводники атомных подводных лодок отличаются от дизелистов тем, что дизелисты быстро пускают дизеля, а атомщики достаточно долго заводят ядерную энергетическую установку.
Ввод ГЭУ по обычаям того времени начали после ужина на камбузе 11-й дивизии около 20.00. Отмену этой традиции удалось сделать Управлению государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Минобороны, которая доказала середине 80-х, что большая часть аварийных ситуаций, в том числе и навигационных на флоте происходила именно после вечерних вводов, ночных приготовлений к выходу и выходу в море под утро (4 -6 часов). А статус должности человека с электромеханическим образованием позволил достучаться до Министра Обороны и через него запретить в мирное время вводы ГЭУ после 18.00. А ведь начали слушаться. Спасибо Начальнику контр-адмиралу в то время Бисовке Н.З. Чтобы узнать это мне пришлось окончить Военно-морскую академию.
А в сентябре 1974 году 302 экипаж начал ввод ГЭУ согласно плану Штаба КСФ. И никаких сомнений в этом не было. Хотелось бы напомнить, лодка была после докового ремонта. Пребывание в доке на Судоремонтном заводе ВМФ тоже специфическое мероприятие. Побочным явлением этого ремонта – «подарки» слесарей, монтажников, оставленные в местах выполнения работ, а также появление грызунов в отсеках, как правило в трюмах и главных распределительных щитах (ГРЩ).
Ввод главной энергетической установки (ГЭУ) подводных лодок состоит из нескольких ключевых мероприятий:
- функциональная проверку систем управления и защиты ядерного реактора,
- комплексная проверка ГЭУ в целом,
- разогрев ядерного реактора и установки со скоростью 100 градусов в час (есть и экстренный ввод – 400 градусов в час),
- выход в турбогенераторный режим с приемом нагрузки на автономные генераторы.
Это упрощенное перечисление событий, включающих в себя строгий алгоритм последовательных пусков конкретных технических средств. В этой череде событий безусловно случаются определенные отказы, требующие немедленного их устранения, для исключения аварийной ситуации, возможно ядерно-опасной.
За пять часов ввода механик вынужден был объявить четыре аварийные тревоги, связанные с локальными возгораниям при запуске механизмов. Причины были банально простыми. Вспомнить конкретно через 50 лет сложно. Да и лейтенантом не думал, что когда-нибудь об этом вспомню. Объявлялась аварийная тревога, со словами запах гари в отсеке, центральный пост докладывал по береговому телефону оперативному дежурному флотилии, после этого уточнялась обстановка, заставляли осматриваться в отсеках, после этого давался отбой. Одна из тревог была вызвана попаданием крысы в главном распределительном щите неотключаемой нагрузки (третий отсек трюм) при переключении силовых автоматов. Последняя пятая тревога была в седьмом и связана со взрывом ФМТ-200Г. Раньше я уже про это писал в одном из эпизодов. За такие тревожные происшествия никто не наказывался, и никого не ругали. Вывод – лучше объявить и ошибиться, чем промолчать и угробить экипаж.
На учения в море выходила практически вся флотилия. Командующий флотилии был в здании штаба – это недалеко от пирса, где мы стояли. К нам на пирс приехал после четвертой тревоги около часа ночи. В центральный спускаться не стал. Вызвал командира, который сообщил об отсутствии последствий и необходимости ремонта технических средств.
Главное – на выход в море и участие в учениях ничего не влияло. Да и нагрузка на турбогенераторы была принята, от берега отключились, и лодка была готова к выходу в море.
Анатолий Григорьев. Редактировал Bond Voyage.
Все рассказы автора читайте в подборке.
=====================================================
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, поставьте автору лайк, напишите комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, отправьте ему ссылку. Спасибо за внимание.
Подписывайтесь на канал. С нами интересно!
======================================================