Найти тему
Bond Voyage

Записки механика атомохода. Гл.15 Начало лейтенантской службы на АПЛ "Скат". Ввод ГЭУ

Начало цикла читайте здесь

Предыдущую главу 14 читайте здесь.

Подводники атомных подводных лодок отличаются от дизелистов тем, что дизелисты быстро пускают дизеля, а атомщики достаточно долго заводят ядерную энергетическую установку.

Ввод ГЭУ по обычаям того времени начали после ужина на камбузе 11-й дивизии около 20.00. Отмену этой традиции удалось сделать Управлению государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Минобороны, которая доказала середине 80-х, что большая часть аварийных ситуаций, в том числе и навигационных на флоте происходила именно после вечерних вводов, ночных приготовлений к выходу и выходу в море под утро (4 -6 часов). А статус должности человека с электромеханическим образованием позволил достучаться до Министра Обороны и через него запретить в мирное время вводы ГЭУ после 18.00. А ведь начали слушаться. Спасибо Начальнику контр-адмиралу в то время Бисовке Н.З. Чтобы узнать это мне пришлось окончить Военно-морскую академию.

А в сентябре 1974 году 302 экипаж начал ввод ГЭУ согласно плану Штаба КСФ. И никаких сомнений в этом не было. Хотелось бы напомнить, лодка была после докового ремонта. Пребывание в доке на Судоремонтном заводе ВМФ тоже специфическое мероприятие. Побочным явлением этого ремонта – «подарки» слесарей, монтажников, оставленные в местах выполнения работ, а также появление грызунов в отсеках, как правило в трюмах и главных распределительных щитах (ГРЩ).

Ввод главной энергетической установки (ГЭУ) подводных лодок состоит из нескольких ключевых мероприятий:

  • функциональная проверку систем управления и защиты ядерного реактора,
  • комплексная проверка ГЭУ в целом,
  • разогрев ядерного реактора и установки со скоростью 100 градусов в час (есть и экстренный ввод – 400 градусов в час),
  • выход в турбогенераторный режим с приемом нагрузки на автономные генераторы.

Это упрощенное перечисление событий, включающих в себя строгий алгоритм последовательных пусков конкретных технических средств. В этой череде событий безусловно случаются определенные отказы, требующие немедленного их устранения, для исключения аварийной ситуации, возможно ядерно-опасной.

Фото автора.
Фото автора.

За пять часов ввода механик вынужден был объявить четыре аварийные тревоги, связанные с локальными возгораниям при запуске механизмов. Причины были банально простыми. Вспомнить конкретно через 50 лет сложно. Да и лейтенантом не думал, что когда-нибудь об этом вспомню. Объявлялась аварийная тревога, со словами запах гари в отсеке, центральный пост докладывал по береговому телефону оперативному дежурному флотилии, после этого уточнялась обстановка, заставляли осматриваться в отсеках, после этого давался отбой. Одна из тревог была вызвана попаданием крысы в главном распределительном щите неотключаемой нагрузки (третий отсек трюм) при переключении силовых автоматов. Последняя пятая тревога была в седьмом и связана со взрывом ФМТ-200Г. Раньше я уже про это писал в одном из эпизодов. За такие тревожные происшествия никто не наказывался, и никого не ругали. Вывод – лучше объявить и ошибиться, чем промолчать и угробить экипаж.

На учения в море выходила практически вся флотилия. Командующий флотилии был в здании штаба – это недалеко от пирса, где мы стояли. К нам на пирс приехал после четвертой тревоги около часа ночи. В центральный спускаться не стал. Вызвал командира, который сообщил об отсутствии последствий и необходимости ремонта технических средств.

Главное – на выход в море и участие в учениях ничего не влияло. Да и нагрузка на турбогенераторы была принята, от берега отключились, и лодка была готова к выходу в море.

Анатолий Григорьев. Редактировал Bond Voyage.

Продолжение читайте здесь.

Все рассказы автора читайте в подборке.

Записки механика атомохода | Bond Voyage | Дзен

=====================================================

Дамы и Господа! Если публикация понравилась, поставьте автору лайк, напишите комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, отправьте ему ссылку. Спасибо за внимание.

Подписывайтесь на канал. С нами интересно!

======================================================