Для многих их нас, когда мы смотрим фильмы, существуют только актёры и сюжет. Режиссёр и монтажёры где-то далеко, их не видно. Оператор – как бы «наши глаза», что на них обращать внимание? Смотрим и смотрим.
С художниками иное дело. Мы, конечно, видим костюмы и уделяем им внимание. Но нередко не отдаём отчёта, как многому мы обязаны художникам-постановщикам, создающим особую атмосферу фильма, в котором живут герои и развивается сюжет.
Пример такой работы – воспоминания Валерия Архипова - художника-постановщика фильма Маргариты Тереховой «Чайка» (2005):
«Одной из главных целей, стоявших передо мной как перед художником-постановщиком, было воссоздание достоверного быта, ощущения того, что здесь живут. Удочки в прихожей, побитый угол стола, смятая одежда … Поэзия детали … И поэзия природы. Если помните, в «Чайке» две части: первая – где герои полны надежды, вторая – где все идет к трагическому финалу. Первую решено было снимать весной, в импрессионистском духе. Вторую – осенью (в художественной манере, условно говоря, Сурикова). Чехов когда-то сделал в одной из стен дома три огромных окна, чтобы «впустить» внутрь природу (оно особенно любил весну, тающий снег, капель). Мы использовали его находку и отсняли часть материала в этой комнате, распахнув окна. Вообще, при съёмке первой части мы использовали язык художественных символов, обозначающих открытость и надежду (распахнутые двери, окна, открытая веранда). Снимая вторую часть (осень), мы закрыли шторы, заменили светлые обои на тёмные …»
Магия кино. Откуда она возникает? Кино, словно дом, в котором помимо тех, кто на виду, живут многочисленные привидения, не видимые глазу (режиссеры, операторы, монтажёры, художники). Они неслышно ступают, направляют, советуют, подправляют, одевают, украшают и … создают для нас магию.
Репортаж со съёмочной площадки фильма Маргариты Тереховой «Чайка» (2005)