Найти в Дзене

Решения GR. Часть 5. GR-деятельность в процессе разработки и принятия постановления или распоряжения Правительства РФ

Оглавление

<< Решения GR. Часть 4

Нормативные акты принимаются Правительством Российской Федерации во исполнение федеральных законов или актов Президента Российской Федерации. Важно иметь в виду, что Правительство Российской Федерации не имеет права принять акт, оказывающий влияние на граждан, бизнес и процессы взаимодействия граждан и бизнеса с государственными органами, если принятие такого акта не предусмотрено тем или иным федеральным законом или актом Президента Российской Федерации.

Также следует обратить внимание, что непосредственную разработку проектов актов Правительства Российской Федерации, как правило, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, к сфере деятельности которых относится предмет регулирования планируемого к принятию акта. Подготовка проектов актов Аппаратом Правительства Российской Федерации осуществляется в исключительных случаях.

Разработка и принятие распоряжения и (или) постановления Правительства Российской Федерации включает в себя следующие стадии:

1. Инициирование разработки акта.

Содержание стадии:

Разработка проектов актов Правительства Российской Федерации, направленных на реализацию положений определенного федерального закона[1] или акта Президента Российской Федерации, может осуществляться одновременно с проработкой проектов таких актов (такая схема, как правило, применятся для проектов о внесении изменений в уже действующие акты) или уже после их принятия (данная схема в основном применяется для проектов актов, создающих правовое поле в области, нормативное регулирование которой ранее не существовало - “новые” федеральные законы и указы Президента Российской Федерации).

Так или иначе, о планируемой разработке акта Правительства Российской Федерации становится известно в ходе проработки текста соответствующего законопроекта и проекта акта Президента Российской Федерации.

Возможные действия компании:

  • анализ возможных последствий принятия данного акта;
  • организация мониторинга хода разработки акта;
  • обеспечение участия представителей компании в мероприятиях профильных общественных организаций, на площадках которых планируется обсуждение законопроекта;
  • направление в адрес ведомства, ответственного за разработку проекта акта, официального письма с предложением о содействии в разработке такого акта (например, предложение о создании или участии в соответствующей рабочей группе ведомства).

2. Разработка федеральным ведомством текста проекта акта.

Содержание стадии:

Разработка проекта акта может осуществляется ведомством как полностью самостоятельно (в «закрытом» режиме), так и с привлечением экспертного сообщества, общественных организаций и отдельных интересных ведомству лиц. В результате данной стадии подготавливается редакция проекта акта (в составе: текст проекта акта, пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование) для размещения на общественное обсуждение.

Возможные действия компании:

  • формирование единой позиции компании в части желаемой редакции проекта акта;
  • обеспечение участия представителей компании в посвященных разработке данного проекта акта совещаниях, проводимых ответственным ведомством, и мероприятиях профильных общественных организаций;
  • направление предлагаемой компанией редакции проекта акта в ответственное ведомство.

3. Общественное обсуждение и оценка регулирующего воздействия проекта акта.

Содержание стадии:

Перед рассылкой текста проекта акта ответственным ведомством на согласование в другие заинтересованные ведомства и организации такой проект акта должен пройти процедуру общественного обсуждения[2] и, при необходимости, процедуру оценки регулирующего воздействия[3]. В этих целях текст проекта акта размещается ответственным ведомством на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. Срок общественного обсуждения и срок оценки регулирующего воздействия устанавливаются ответственным ведомством и должны составлять не менее 15 календарных дней и не менее 10 рабочих дней соответственно.

По результатам данной стадии ответственное ведомство обязано доработать проект акта с учетом поступивших предложений и замечаний, и опубликовать на сайте информацию о том, какие из предложений и замечаний были приняты и какие – не приняты, с указанием соответствующих причин. Доработанный текст проекта акта и отчет об отработке предложений, поступивших в разрезе оценки регулирующего воздействия, направляются ответственным ведомством в Минэкономразвития России для подготовки заключения, по результатам которого ответственному ведомству может быть предписано доработать данный проект акта повторно.

Возможные действия компании:

  • проведение анализа редакции проекта акта, размещенной на сайте для общественного обсуждения;
  • проверка текста проекта акта на предмет учтены ли предложения и замечания компании, если такие предложения и замечания ранее направлялись компанией в ответственное ведомство;
  • формирование или корректировка позиции компании в части желаемой редакции текста проекта акта;
  • направление позиции компании официальным письмом в адрес ответственного ведомства[4].

4. Направление проекта акта на согласование
в заинтересованные органы и организации и независимая антикоррупционная экспертиза.

Содержание стадии:

Доработанный по результатам общественного обсуждения и оценки регулирующего воздействия текст проекта акта направляется ответственным ведомством на согласование в заинтересованные органы власти и организации[5], а также размещается на сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы[6]. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Минюстом России.

Возможные действия компании:

  • направление в ответственное ведомство в официальном порядке предложений и замечаний компании в отношении желаемой редакции текста проекта акта в случаях, когда участие компании в процессах согласования предусмотрено соответствующими поручениями органов власти;
  • продвижение позиции компании посредством обращения в органы власти и организации, которые официально участвуют в процессе согласования проекта акта;
  • оперативная реакция в случаях, когда официально участвующие в согласовании ведомства и организации обращаются в компанию с просьбой оказать консультационную и (или) экспертную помощь в подготовке проектов предложений и замечаний к проекту акта;
  • оказание консультационной и (или) экспертной помощи заинтересованным органам власти и организациям в целях ускорения рассмотрения проекта акта.

5. Проведение согласительных процедур по результатам поступивших от органов и организаций предложений и замечаний.

Содержание стадии:

После поступления в ответственное ведомство предложений и замечаний к проекту акта от заинтересованных органов власти и организаций, требуется осуществить ряд согласительных процедур.

В первую очередь проект акта, как правило, дорабатывается с учетом тех предложений и замечаний, с которыми ответственное ведомство согласно. Далее формируются таблицы разногласий, содержащие свод учтенных и неучтенных предложений и замечаний к проекту акта, и ответственное ведомство проводит согласительные совещания с органами власти и организациями в целях устранения разногласий или их фиксации. По результатам согласительных совещаний оформляются протоколы, которые в обязательном порядке должны быть подписаны ответственными представителями участвующих в совещании сторон.

Возможные действия компании:

  • обеспечение участия уполномоченных представителей компании в согласительных совещаниях в целях продвижения позиции компании по желаемой редакции текста проекта акта в случаях, когда участие компании в процессах согласования предусмотрено соответствующими поручениями органов власти;
  • продвижение позиции компании посредством обращения в органы власти и организации, представители которых будут принимать участие в официальных согласительных совещаниях.

6. Направление доработанной редакции проекта акта в Минюст России, Минцифру России и Счетную палату Российской Федерации.

Содержание стадии:

Проект постановления Правительства Российской Федерации вместе с копиями официальных писем заинтересованных органов власти и организаций, а также протоколами согласительных совещаний, после завершения согласительных процедур направляется в Минюст России в целях проведений правовой и антикоррупционной экспертизы (получение заключения Минюста России на проекты распоряжений Правительства Российской Федерации не требуется). По результатам рассмотрения проекта акта Минюст России направляет в срок, не превышающий 30 дней, в ответственное ведомство заключение о наличии или отсутствии в проекте акта положений, провоцирующих коррупционные риски, а также заключение о соответствии проекта акта нормам Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, а также юридической практике.

Проекты актов, предусматривающих мероприятия по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, также направляются в Минцифру России в целях получения заключения, в котором дается оценка целесообразности проведения мероприятий по информатизации и (или) их финансирования.

Проекты актов, касающиеся расходных обязательств Российской Федерации (например, когда предусмотрено выделение дополнительного финансирования из федерального бюджета), направляются в Счетную палату Российской Федерации.

Возможные действия компании:

  • оказание консультационной и (или) экспертной помощи Минюсту России и Минцифре России в целях ускорения рассмотрения проекта акта.

7. Внесение проекта акта в Правительство Российской Федерации.

Содержание стадии:

После проведения всех необходимых согласительных процедур и получения заключений весь комплект документов вносится ответственным ведомством в Правительство Российской Федерации[7].

Возможные действия компании:

  • отслеживание факта внесения проекта акта в Правительство Российской Федерации;
  • отслеживание информации об ответственных подразделениях Аппарата Правительства Российской Федерации, которым будет поручено осуществлять подготовку проекта акта к принятию.

8. Проработка проекта акта в Аппарате Правительства Российской Федерации и его принятие.

Содержание стадии:

В первую очередь после внесения проекта акта в Правительство Российской Федерации департамент Правительства Российской Федерации, ответственный за выпуск данного проекта акта, проводит согласительные совещания, на которых рассматриваются таблицы разногласий по проекту акта и определяется финальная редакция текста проекта акта. В согласительных совещаниях принимают участие органы власти и организации, замечания которых не учтены или не полностью учтены в редакции проекта акта, внесенного в Правительство Российской Федерации.

По результатам проведения согласительных совещаний Аппаратом Правительства Российской Федерации вырабатывается финальная редакция проекта акта, которая направляется на выпуск – на подпись Председателю Правительства Российской Федерации.

Возможные действия компании:

  • обеспечение участия уполномоченных представителей компании в согласительных совещаниях в Аппарате Правительства Российской Федерации в целях продвижения позиции компании по желаемой редакции текста проекта акта, в случаях, когда участие компании в процессах согласования предусмотрено соответствующими поручениями органов власти;
  • продвижение позиции компании посредством обращения в органы власти и организации, представители которых будут принимать участие в официальных согласительных совещаниях, или непосредственно через департамент Правительства Российской Федерации, который организует проработку проекта акта;
  • оперативная реакция в случае, если ответственный департамент Правительства Российской Федерации обратится в компанию с просьбой оказать консультационную и (или) экспертную помощь в доработке проекта акта по результатам проведения согласительных совещаний;
  • осуществление мониторинга хода проработки проекта акта в Правительстве Российской Федерации и отслеживание момента, когда проект акта будет направлен на выпуск – на подпись Председателю Правительства Российской Федерации.

Решения GR. Часть 6 >>

ПРИМЕЧАНИЯ
[1] подробнее см. пункты 911-914 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260
[2] постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения»
[3] подробнее см. постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
[4] предложения и замечания по результатам рассмотрения законопроекта в разрезе общественного обсуждения и в разрезе оценки регулирующего воздействия могут быть направлены компанией в ответственное ведомство одним сводным письмом или отдельными письмами
[5] подробнее см. пункт 57 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260
[6] подробнее см. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
[7] подробнее см. пункт 61 регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации»