Нормативные акты федеральных ведомств выпускаются исключительно во исполнение федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и (или) актов Правительства Российской Федерации. Важно иметь в виду, что ведомство не имеет право принять акт, оказывающий влияние на граждан, бизнес и процессы взаимодействия граждан и бизнеса с государственными органами, если принятие такого акта не предусмотрено тем или иным федеральным законом, актом Президента Российской Федерации и (или) актом Правительства Российской Федерации[1].
Разработка и принятие нормативного акта федерального ведомства включает в себя следующие стадии:
1. Инициирование разработки акта.
Содержание стадии:
Разработка проектов актов федеральных ведомств, направленных на реализацию положений федерального закона, акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, в большинстве случаев, осуществляется после принятия соответствующего «вышестоящего» акта.
О планируемой разработке акта федерального ведомства, как правило, становится известно в ходе проработки текста соответствующего законопроекта, проекта акта Президента Российской Федерации или акта Правительства Российской Федерации.
Возможные действия компании:
- анализ возможных последствий принятия данного проекта акта;
- организация мониторинга хода разработки акта;
- обеспечение участия представителей компании в мероприятиях профильных общественных организаций, на площадках которых планируется обсуждение проекта акта;
- направление в ведомство, разрабатывающее проект акта, официального письма с предложением о содействии в разработке проекта акта (например, предложение о создании или участии в соответствующей рабочей группе ведомства).
2. Разработка федеральным ведомством текста проекта акта.
Содержание стадии:
Разработка проекта ведомственного акта может осуществляется ведомством как полностью самостоятельно (в «закрытом» режиме), так и с привлечением экспертного сообщества, общественных организаций и отдельных интересных ведомству лиц. В результате данной стадии подготавливается редакция проекта акта (в составе: текст проекта акта, пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование) для размещения на общественное обсуждение.
Возможные действия компании:
- формирование единой позиции компании в части желаемой редакции проекта акта;
- обеспечение участия представителей компании в посвященных разработке данного проекта акта совещаниях, проводимых ответственным ведомством, и мероприятиях профильных общественных организаций;
- направление предлагаемой компанией редакции проекта акта в ответственное ведомство.
3. Общественное обсуждение и оценка регулирующего воздействия проекта ведомственного акта.
Содержание стадии:
Проект ведомственного акта должен пройти процедуру общественного обсуждения[2] и, при необходимости, процедуру оценки регулирующего воздействия[3]. В этих целях текст проекта ведомственного акта размещается федеральным ведомством на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. Срок общественного обсуждения и срок оценки регулирующего воздействия устанавливаются ответственным ведомством и должны составлять не менее 15 календарных дней и не менее 10 рабочих дней соответственно.
По результатам данной стадии федеральное ведомство обязано доработать проект акта с учетом поступивших предложений и замечаний, и опубликовать на сайте информацию о том, какие из предложений и замечаний были приняты и какие – не приняты, с указанием соответствующих причин. Доработанный текст проекта ведомственного акта и отчет об отработке предложений, поступивших в разрезе оценки регулирующего воздействия, направляются ведомством-разработчиком в Минэкономразвития России для подготовки заключения, по результатам которого ведомству-разработчику может быть предписано доработать данный проект акта повторно.
Возможные действия компании:
- проверка текста проекта акта на предмет учтены ли предложения и замечания компании, если такие предложения и замечания ранее направлялись компанией в ответственное ведомство;
- формирование или корректировка позиции компании в части желаемой редакции текста проекта акта;
- направление позиции компании официальным письмом в адрес ответственного ведомства[4].
4. Направление проекта ведомственного акта на согласование в заинтересованные органы и организации и независимая антикоррупционная экспертиза.
Содержание стадии:
Доработанный по результатам общественного обсуждения и оценки регулирующего воздействия текст проекта акта, при необходимости, направляется ответственным ведомством на согласование в заинтересованные органы власти и организации[5], а также в обязательном порядке размещается на сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы[6]. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Минюстом России.
Возможные действия компании:
- направление в ответственное ведомство в официальном порядке предложений и замечаний компании в отношении желаемой редакции текста проекта акта в случаях, когда участие компании в процессах согласования предусмотрено соответствующими поручениями органов власти;
- продвижение позиции компании посредством обращения в органы власти и организации, которые официально участвуют в процессе согласования проекта акта;
- оперативная реакция в случаях, когда официально участвующие в согласовании ведомства и организации обращаются в компанию с просьбой оказать консультационную и (или) экспертную помощь в подготовке проектов предложений и замечаний к проекту акта;
- оказание консультационной и (или) экспертной помощи оказание заинтересованным органам власти и организациям в целях ускорения рассмотрения проекта акта.
5. Проведение согласительных процедур по результатам поступивших от органов и организаций предложений и замечаний.
Содержание стадии:
После поступления в ответственное ведомство предложений и замечаний к проекту акта от заинтересованных органов власти и организаций, требуется осуществить ряд согласительных процедур.
В первую очередь проект акта, как правило, дорабатывается с учетом тех предложений и замечаний, с которыми ответственное ведомство-разработчик согласно. Далее формируются таблицы разногласий, содержащие свод учтенных и неучтенных предложений и замечаний к проекту акта, и ответственное ведомство проводит согласительные совещания с органами власти и организациями в целях устранения разногласий. По результатам согласительных совещаний формируется финальная редакция проекта ведомственного акта.
Возможные действия компании:
- обеспечение участия уполномоченных представителей компании в согласительных совещаниях в целях продвижения позиции компании по желаемой редакции текста проекта акта в случаях, когда участие компании в процессах согласования предусмотрено соответствующими поручениями органов власти;
- продвижение позиции компании посредством обращения в органы власти и организации, представители которых будут принимать участие в официальных согласительных совещаниях.
6. Утверждение, государственная регистрация и опубликование ведомственного акта
Содержание стадии:
После формирования финальной редакции проект ведомственного акта подписывается руководителем ведомства-разработчика, и акту присваиваются советующие реквизиты: номер и дата. В случае выпуска совместного акта несколькими ведомствами, руководитель каждого из ответственных ведомств подписывает такой акт, и каждое ведомство присваивает акту свои уникальные (не повторяющиеся) реквизиты.
Если ведомственный акт затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливает правовой статус организаций или имеет межведомственный характер, то такой акт направляется в Минюст России для осуществления государственной регистрации[7]. Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Минюстом России, как правило, в срок до 15 рабочих дней с даты получения акта. Необходимо иметь ввиду, что Минюст России имеет право по ряду причин отказать в регистрации ведомственного акта и вернуть его на доработку ведомству-разработчику.
Прошедший государственную регистрацию ведомственный акт подлежит опубликованию, в том числе на «Официальном интернет-портале правовой информации».
Возможные действия компании:
- осуществление мониторинга хода подписания и государственной регистрации ведомственного акта.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] подробнее см. раздел V. Порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов при осуществлении нормативного регулирования в установленной сфере деятельности (для федеральных органов исполнительной власти, наделенных соответствующими полномочиями) Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти»
Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации
от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»
[2] постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения»
[3] подробнее см. постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
[4] предложения и замечания по результатам рассмотрения законопроекта в разрезе общественного обсуждения и в разрезе оценки регулирующего воздействия могут быть направлены компанией в ответственное ведомство одним сводным письмом или отдельными письмами
[5] подробнее см. пункт 3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»
[6] подробнее см. постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
[7] подробнее см. раздел II. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»