Внесенный в Государственную Думу в установленном порядке законопроект[1] регистрируется аппаратом Государственной Думы, размещается в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота Государственной Думы и направляется в профильный комитет Государственной Думы (комитет, к сфере полномочий которого относятся рассмотрение вопросов, поднимаемых законопроектом) для оценки соответствия комплекта материалов законопроекта всем необходимым требованиям[2].
В случае положительного решения по комплекту материалов законопроекта Совет Государственной Думы назначает один из комитетов Государственной Думы ответственным по данному законопроекту, а также законопроект и материалы к нему направляются Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Общественную палату, а также в Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.
Важно иметь в виду, что в ходе проработки законопроекта все версии законопроекта и все сопутствующие материалы (решения, поправки и т.п.) в обязательном порядке размещаются в открытом доступе в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота Государственной Думы, посредством которой в любой момент, зная регистрационный номер законопроекта, можно оперативно с указанными документами ознакомиться.
1. Подготовка законопроекта к первому чтению.
Содержание стадии:
По решению ответственного комитета законопроект с сопроводительным письмом за подписью председателя комитета Государственной Думы может быть направлен в государственные органы, другие организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также для проведения экспертизы.
Для работы над законопроектом комитет может создать рабочую группу, включающую в себя представителей органов государственной власти, организаций, экспертов и специалистов.
Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы проходит открыто, с приглашением представителя органа власти, внесшего законопроект, и может освещаться в средствах массовой информации.
По результатам получения отзывов, предложений и замечаний, а также по результатам заседания рабочих групп и заседания комитетов текст законопроекта может быть скорректирован (доработан).
Финальная редакция законопроекта и материалы к нему направляются ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Государственной Думы в первом чтении.
Возможные действия компании:
- анализ возможных последствий принятия законопроекта;
- формирование единой позиции компании в части желаемой редакции проекта текста заключения или официального отзыва Правительства Российской Федерации;
- обеспечение участия уполномоченных представителей компании в согласительных совещаниях в ФОИФ и АПРФ в целях продвижения позиции компании в случаях, когда участие компании в процессах согласования предусмотрено соответствующими поручениями органов власти;
- продвижение позиции компании посредством обращения в органы власти и организации, которые будут принимать участие в официальных согласительных совещаниях в ФОИФ и АПРФ;
- оперативная реакция в случаях, когда ведомство - головной исполнитель, иные участвующие в процессе ведомства и организации или курирующий законопроект департамент АПРФ обращаются в компанию с просьбой оказать консультационную и (или) экспертную помощь в разработке соответствующих проектов документов;
- обеспечение участия уполномоченных представителей компании в заседаниях соответствующих рабочих групп и комитетов Государственной Думы;
- направление предлагаемой компанией редакции законопроекта в ответственный комитет Государственной Думы.
2. Рассмотрение законопроекта в первом чтении, подготовка поправок к законопроекту, подготовка законопроекта ко второму чтению.
Содержание стадии:
При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости.
В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума устанавливает срок представления поправок к законопроекту. Срок представления поправок, как правило, не может быть менее 15 дней. Поправки к законопроекту могут вносится только субъектами законодательной инициативы (подробнее о субъектах законодательной инициативы поговорим в отдельной статье).
Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, представляются в ответственный комитет Государственной Думы в виде изменения редакции статей, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта, – то есть в виде конкретных редакций текста законопроекта. Замечания общего, не конкретизированного характера (например, «следует смягчить формулировки» или «необходимо ужесточить ответственность») Государственной Думой не рассматриваются и не учитываются, – это крайне важно иметь ввиду при подготовке поправок к законопроекту.
Ответственный комитет изучает и обобщает внесенные поправки, а также проводит заседание, по результатам которого формируется три перечня поправок: перечень поправок, рекомендованных к принятию, перечень поправок, рекомендованных к отклонению, и перечень поправок, по которым не принято решений.
Подготовленный ко второму чтению законопроект вместе с материалами к нему (перечни поправок и ряд иных документов) рассылается Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, в Правительство Российской Федерации, субъекту законодательной инициативы, внесшему законопроект, как правило, не позднее чем за 7 дней до его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.
Данная стадия является самым важным и ответственным этапом, в рамках которого компания имеет возможность продвинуть свою позицию по законопроекту и обеспечить ее непосредственное отражение в тексте законопроекта. В случаях, когда позиция компании не была учтена при подготовке законопроекта Правительством Российской Федерации или иным субъектом законодательной инициативы, данная стадия – это последний шанс скорректировать текст законопроекта необходимым образом (в рамках проработки Государственной Думой данного законопроекта в текущей сессии).
Возможные действия компании:
- анализ возможных последствий принятия законопроекта в редакции, подготовленной ко второму чтению;
- формирование единой позиции компании в части желаемой редакции проекта поправок к законопроекту;
- обеспечение участия уполномоченных представителей компании в согласительных совещаниях в ФОИФ и АПРФ в целях продвижения позиции компании в случаях, когда участие компании в процессах согласования предусмотрено соответствующими поручениями органов власти;
- продвижение позиции компании посредством обращения в органы власти и организации, которые будут принимать участие в официальных согласительных совещаниях в ФОИФ и АПРФ;
- оперативная реакция в случаях, когда ведомство - головной исполнитель, иные участвующие в процессе ведомства и организации или курирующий законопроект департамент АПРФ обращаются в компанию с просьбой оказать консультационную и (или) экспертную помощь в разработке соответствующих проектов документов;
- обеспечение участия уполномоченных представителей компании в заседании комитета, на котором формируются финальные редакции перечней поправок, в целях донесения официальной позиции компании до законодателя и включения необходимых компании поправок в перечень поправок, рекомендованных к принятию.
3. Рассмотрение законопроекта во втором чтении, подготовка законопроекта к третьему чтению.
Содержание стадии:
В ходе второго чтения Государственной Думой принимаются решения о принятии или отклонении поправок к законопроекту, а также решение о принятии (или отклонении) законопроекта в целом[3].
Законопроект, принятый во втором чтении, в течение пяти дней направляется в Правительство Российской Федерации, а также – в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.
Необходимо иметь в виду, что после принятия законопроекта во втором чтении, при его подготовке к третьему чтению и рассмотрении в третьем чтении никаких содержательных изменений в текст законопроекта внесено быть не может.
Возможные действия компании:
- инициация нового законопроекта или включения необходимых компании положений о внесении изменений в законодательство в иной законопроект, подготавливаемый в настоящее время ко второму чтению, в случае, если необходимые компании поправки к законопроекту не приняты во втором чтении или когда редакция положений принятого во втором чтении законопроекта в целом противоречит интересам компании.
4. Рассмотрение законопроекта в третьем чтении и финальные стадии принятия законопроекта.
Содержание стадии:
В третьем чтении Государственной Думой рассматривается финальная редакция законопроекта, подготовленная по результатам принятых во втором чтении поправок и юридико-технических (не содержательных) правок.
В случае, если в третьем чтении законопроект не одобрен, он считается отклоненным.
При принятии законопроекта в третьем чтении он приобретает статус федерального закона (но пока не вступившего в силу) и направляется на рассмотрение в Совет Федерации.
Совет Федерации имеет право отклонить федеральный закон и вернуть его на повторное рассмотрение в Государственную Думу[4], но на практике такая ситуация складывается не часто, в исключительных случаях. После одобрения федерального закона Советом Федерации он направляется на подпись Президенту Российской Федерации.
Президент Российской Федерации также имеет право отклонить федеральный закон и вернуть его на повторное рассмотрение в Государственную Думу[5], но происходит это еще реже, чем отклонение федерального закона Советом Федерации.
Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации».
Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу[6].
В случае, когда в финальной редакции федерального закона позиция компании учтена, задачу по внесению в изменений законодательство, которая решалась в рамках данного законопроекта, можно считать выполненной.
Возможные действия компании:
- инициация нового законопроекта или включения необходимых компании положений о внесении изменений в законодательство в иной законопроект, подготавливаемый в настоящее время ко второму чтению, в случае, если необходимые компании поправки к законопроекту в финальной редакции федерального закона или когда положения принятого федерального закона в целом противоречит интересам компании.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] подробнее см. статью 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
[2] оценка соответствия законопроекта требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
[3] подробнее см. подробнее см. статью 123 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
[4] подробнее см. Глава 14. Повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных Советом Федерации Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
[5] подробнее см. Глава 15. Повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
[6] подробнее см. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»