Все мы видели руины – развалины белого мрамора от портиков и колонн, но только недавно узнали мы, что скульптуры греков были цветными, и их боги не смотрели на мир пустыми закатившимися глазами, их боги смотрели на мир цветными зрачками и не были слепы. В Фанагорийском музее в Тамани я видела черепки, которые были живее нынешних. Они были цветные, как те скульптуры, на них замирали атлеты, летели птицы, и открывалось окно в удивительный мир гимнов, где музыка только начиналась, и человек не разучился называть предметы, давая им чудесные имена.
Не будет больше долгой челобитной,
А лишь простые в воздухе слова.
Кто ты такой, со мной не говорили,
Да я б и не поверила.
А что в тебе от человека? Ветер.
Что от огня – огонь, от слов – слова.
И никакой устойчивости, тверди,
И никакого смертного родства.
В стихах Анны Аликевич так много цвета, это убористый плат текста, богато вышитый мифами и отсылками к ним, песнями, заклинаниями жриц и пифий, всем тем, чего так не хватает современности с ее минимализмом. Они насыщенны образами, местами даже перегружены богатой словесной глиной, той самой, из которой боги лепили людей. Магия и цвет – вот отличительные черты её стихов.
Степь. Я видела ее много раз, и она завораживала меня своим простором и бескрайним воздухом. Когда горизонт можно обнять глазами и бежать на край света, и все еще не кончится это зеленое море. В стихах Анны очень много простора и ветра. Они широки и необъятны, как миф. Первоначальны, просты и в тоже время узорчаты.
Уже не существующим ты кажешься порой:
Так лист все призрачней в руках ветров.
И даже волос твой вдруг превратился в нитку,
И исчезает сказка под горой. <…>
И скоро только в голове моей
Слова твои, в моих ладонях дремлют,
И на ходу качаются во мне,
Словно несу тебя из старой в ту же землю.
Для человека, искушенного любовью к Слову, Древняя Греция везде. Её признаки и знаки не требуют подтверждения, их можно заметить, был бы опыт внимания. В стихах Анны много любви. Это тоска современного человека по гимнам древности, по монотонному звучанию театрального хора или божественного посвящения. Заметки прошлого и прошедшего – вот что пишет Душа, запоминая свои воспоминания для будущего.