Очень расстроили латвийскую элиту слова эстонского эксперта о том, что авиакомпания airBaltic близка к банкротству: защищать национального авиаперевозчика бросились все кому не лень
Все началось с довольно неожиданного сообщения самой компании airBaltic. Выступая перед инвесторами с отчетом о результатах первого полугодия, исполнительный директор авиакомпании Мартин Гаусс заявил, что airBaltic в первом полугодии этого года работала с убытками в размере 88,8 млн евро по сравнению с прибылью за тот же период прошлого года, пишет газета "Сегодня".
Но все это, дескать, мелочи. Оборот перевозчика за этот период вырос на 16,5% и составил 339,3 млн евро. Выручка авиакомпании в первом полугодии составила 76,5 млн евро, увеличившись на 39,2%, а средний показатель заполняемости самолетов вырос с 74,5 до 76,9%.
То есть все хорошо, можно даже сказать, прекрасно. Ну а убытки - ну с кем не бывает? Бизнес большой, всякое случается - главное, что перспективы отменные.
По словам Гаусса, убытки авиакомпании, несмотря на положительные показатели, связаны с дефицитом двигателей Pratt & Whitney в 2024 году, снижением стоимости валют и расходами на досрочное погашение предыдущих облигаций.
Летающая пирамида
Однако в Эстонии, которая даже какое-то время назад рассматривала идею покупки акций airBaltic, не стали делать вид, что все хорошо. Там будущее авиакомпании оценили пессимистично.
"На мой взгляд, эта бизнес-модель не является правильной. Это старомодная модель национальной авиакомпании, которая в таких масштабах не окупается. Как у нас было с Estonian Air: пытались расшириться, полагая, что эффект масштаба принесет прибыль. Но на это уйдет много времени и потребуются огромные инвестиции", - заявил эксперт по авиации Тоомас Петерсон, который ранее возглавлял Estonian Air.
По его словам, такой проект - в принципе не для получения прибыли. В то же время у латвийцев есть аргумент, который мог бы быть актуален и для Эстонии: без этой компании вы бы просто не смогли вылететь из этой части света.
"Самым негативным сигналом было то, что они получили кредит под 14,5%, что сегодня просто ужасно. Это фактически указывает на то, что с финансовой точки зрения это просто какая-то пирамидная схема, которая в какой-то момент обязательно рухнет", - добавил Петерсон.
Это нормально?
Сказанное эстонцем в общем-то довольно очевидная вещь для любого стороннего наблюдателя. Если фирма берет в долг под такие большие проценты, значит, действительно у нее большие проблемы.
Кроме того, мы знаем, что и ранее airBaltic уже не раз ходила с протянутой рукой в правительство. И каждый раз, кто бы сомневался, причины займов были крайне уважительными. И каждый раз власти, скрипя зубами, деньги выдавали. Разве это нормальный бизнес?
Однако латвийское экспертное сообщество мнение Тоомаса Петерсона резко осудило. Причем это сделали и независимые от правительства люди.
"То, что в результатах первого полугодия появляются убытки, может вызвать истерику у людей, которые не понимают. Но я бы сказал, что это нормальная часть развития этой компании. Конечно, все не очень хорошо, потому что хотелось бы, чтобы компания зарабатывала миллиард евро каждые 5 минут, но в реальной жизни мы видим, что ситуация налаживается", - заявил, в частности, финансовый эксперт Гиртс Рунгайнис.
Чемодан без ручки
Другие специалисты напирали на то, что государственную компанию нельзя мерить мерками частного бизнеса, это особый случай. И действительно.
Нельзя не признать, что airBaltic - это чемодан без ручки, нести который властям очень трудно. Однако стоимость вещей, находящихся в этом неудобном багаже, явно перевешивает соображения насчет того, что не пора бы от этой ноши избавиться.
Своей деятельностью airBaltic греет экономику совсем неплохо, создавая массу рабочих мест не только непосредственно в самой компании, но и в смежных отраслях. В общепите, например, в торговле топливом, в транспортных и логистических услугах и т. д. Даже вороватые бомбилы в спортивных штанах, что крутят ключи на пальце в Рижском аэропорту, - и те довольны. Хотя, конечно, без услуг этих людей можно было бы как-нибудь обойтись.
Наличие у Латвии airBaltic, несомненно, дает и дополнительный приток туристов. Сейчас он ослаб из-за геополитической напряженности в регионе и неумной налоговой политики властей. Но это не вина авиакомпании, без нее все было бы еще хуже.
А мне летать охота
То, что в претензиях эстонцев есть элемент зависти, тоже вряд ли можно отрицать. Смирив свою скандинавскую гордость, надменные жители Таллина, в остальное время уверенные, что Рига - это жалкая бедная деревня, пакуют чемоданы и едут в эту деревню на своих авто или на рейсовых автобусах, чтобы далее отправиться в самые разные страны мира. Но даже и в Таллинском аэропорту, с куда меньшим, чем в Риге, числом рейсов, главную скрипку играет та самая airBaltic - безусловный лидер пассажирского воздушного сообщения в Эстонии.
То же касается и литовцев, которые лишились своей национальной авиакомпании FlyLAL давным-давно. Им тоже частенько приходится ехать в Ригу, чтобы воспользоваться услугами airBaltic. Кстати, незадолго до своей кончины литовская авиакомпания торжественно поклялась уничтожить в честной конкурентной борьбе airBaltic. С тех пор прошло уже около 20 лет.
Между тем и свой поезд в Ригу литовцы пустили в конце прошлого года в том числе потому, что Рига давно и безоговорочно стала главным аэропортом всего региона. Сейчас вот уже эстонцы запускают за свой счет поезд из Тарту в Ригу по той же самой причине - хочется летать.
Надо признать, что airBaltic выжила чудом в годы дикого капитализма. Причем самый большой урон ей нанесло родное правительство, практически закрыв компанию на целый год в ковидные времена.