Тайна происхождения: кем на самом деле была Роксолана?
История Роксоланы, известной также как Хюррем Султан, по сей день окутана тайной и противоречиями. Достоверных сведений о ее жизни до появления в гареме султана Сулеймана практически не сохранилось, что породило множество легенд и спекуляций.
Согласно наиболее распространенной версии, будущая султанша родилась около 1505 года в небольшом городке Рогатин на западе современной Украины, входившем тогда в состав Речи Посполитой. Ее предполагаемое имя при рождении - Анастасия или Александра Лисовская, а отцом считается местный священник Гаврила Лисовский. Однако эта информация основана преимущественно на литературных источниках XIX века, что ставит под сомнение ее историческую достоверность.
Интересно, что имя "Роксолана", под которым она стала известна в Европе, было придумано австрийским дипломатом Огьером Гизелином де Бусбеком. В своих "Турецких записках" он назвал ее так, основываясь на предположении о ее происхождении с территории проживания племени роксоланов.
В последние годы появилась сенсационная версия об итальянском происхождении Хюррем. Согласно якобы найденным в архивах Ватикана документам, она была дочерью знатного итальянского рода Марсили из Сиены и носила имя Маргарита. Однако многие историки с скептицизмом относятся к этой теории, указывая на ряд несоответствий и отсутствие надежных подтверждений.
Независимо от истинного происхождения, достоверно известно, что в юном возрасте будущая Хюррем была захвачена крымскими татарами во время одного из их набегов и продана на невольничьем рынке в Стамбуле. Оттуда она попала в гарем молодого наследного принца Сулеймана, где получила имя Хюррем, что в переводе с персидского означает "радостная" или "смеющаяся".
Любовь, изменившая империю: уникальный союз Сулеймана и Хюррем
Появление Хюррем в жизни Сулеймана стало поворотным моментом не только для них обоих, но и для всей Османской империи. Молодая наложница quickly покорила сердце будущего султана своей красотой, острым умом и жизнерадостным характером.
Восхождение Хюррем в иерархии гарема было стремительным и беспрецедентным. Она не только стала фавориткой султана, но и добилась того, чего не удавалось ни одной наложнице до нее - официального брака с правителем Османской империи. Это событие, произошедшее около 1530 года, нарушило все существовавшие традиции и вызвало настоящий шок при дворе.
Английский дипломат Джордж Янг описывал свадьбу Сулеймана и Хюррем как невиданное чудо: "На этой неделе здесь произошло событие, какого не знает вся история здешних султанов. Великий повелитель Сулейман в качестве императрицы взял рабыню из России по имени Роксолана, что было отмечено празднеством великим."
Церемония бракосочетания сопровождалась грандиозными торжествами, которые потрясли современников своим размахом. Улицы Стамбула были украшены цветами и иллюминацией, повсюду проходили народные гуляния. На ипподроме были устроены рыцарские турниры и выступления музыкантов, а также показ экзотических животных.
Союз Сулеймана и Хюррем был не просто политическим браком, но настоящим love story, что было редкостью для монарших семей того времени. Их глубокие чувства друг к другу нашли отражение в многочисленных письмах, которыми они обменивались во время разлуки. Вот отрывок из письма Хюррем султану во время его похода на Венгрию:
"Душа моей души, мой повелитель! [...] День мне в ночь обернулся, о тоскующая луна! Мой повелитель, свет очей моих, нет ночи, которая бы не испепелялась от моих горячих вздохов, нет вечера, когда бы не долетали до небес мои громкие рыдания и моя тоска по вашему солнечному лику."
За 38 лет совместной жизни Хюррем родила Сулейману шестерых детей: пятерых сыновей (Мехмед, Абдулла, Селим, Баязид и Джихангир) и дочь Михримах. Это было беспрецедентным для османского гарема, где наложницы обычно рожали не более одного-двух детей.
Влияние Хюррем на Сулеймана было настолько сильным, что вызывало недоумение и зависть окружающих. Посланник Габсбургов отмечал: "Единственным изъяном в характере Сулеймана является его чрезмерная преданность жене". Многие при дворе не могли объяснить власть Хюррем над султаном иначе как колдовством, за что прозвали ее "жади" - ведьмой.
Политические интриги: как Хюррем стала самой влиятельной женщиной империи
Хюррем не ограничилась ролью любимой жены и матери наследников. Она активно участвовала в политической жизни империи, став первой женщиной в османской истории, обладавшей реальным влиянием на государственные дела.
Султанша вела обширную дипломатическую переписку с правителями других стран, включая короля Польши Сигизмунда II Августа и иранского шаха Тахмаспа I. Она принимала иностранных послов и участвовала в решении важных государственных вопросов, что было беспрецедентным для женщины того времени.
Влияние Хюррем простиралось и на кадровые решения при дворе. Она сыграла ключевую роль в назначении своего зятя Рустема-паши на пост великого визиря, а также в устранении политических противников, включая наследного принца Мустафу (сына Сулеймана от другой наложницы) и прежнего великого визиря Ибрагима-пашу.
Однако политическая активность Хюррем вызывала недовольство многих придворных и военных. Ее обвиняли в интригах и манипулировании султаном. Особенно острой была борьба между Хюррем и другой наложницей Сулеймана - Махидевран, матерью старшего сына султана Мустафы.
Интересен случай, описанный венецианским послом Пьетро Брагадином. Когда некий санджак-бей подарил султану и его матери по красивой русской девушке-рабыне, Хюррем была настолько недовольна, что валиде-султан пришлось извиниться перед ней и забрать наложницу обратно, а вторую рабыню султан отправил в жены другому санджак-бею.
Существует даже легенда о том, что однажды после ссоры Сулейман изменил Хюррем с одалиской из гарема. Узнав об этом, Хюррем так горько плакала, что султан, мучимый угрызениями совести, приказал зашить несчастную одалиску в кожаный мешок и утопить в Босфоре.
Несмотря на все интриги и сопротивление придворных, Хюррем удалось сохранить свое влияние до конца жизни. Она активно продвигала интересы своих детей, особенно сыновей Селима и Баязида, в борьбе за престолонаследие. После ее смерти в 1558 году между братьями разгорелась жестокая борьба за власть, в которой победил Селим, ставший одиннадцатым султаном Османской империи.
Просвещенная меценатка: культурное наследие Хюррем Султан
Несмотря на противоречивую репутацию в политических кругах, Хюррем оставила значительный след в культурной жизни Османской империи. Она была известна своей щедростью и покровительством искусствам и наукам.
Султанша основала благотворительный фонд своего имени (Külliye Hasseki Hurrem), на средства которого было построено множество общественных зданий в Стамбуле и других городах империи. Среди них:
- Комплекс Хасеки в районе Аксарай, включавший мечеть, медресе, начальную школу, больницу и фонтан.
- Благотворительные комплексы в Эдирне (Адрианополь) и Анкаре.
- Хосписы и столовые для паломников и бездомных в Стамбуле, Мекке и Иерусалиме.
- Две большие общественные бани в Стамбуле.
Эти проекты не только улучшали жизнь простых людей, но и способствовали развитию архитектуры. Комплекс в Аксарае, например, стал одним из первых крупных проектов великого османского архитектора Синана в его новой должности главного архитектора правящего дома.
Хюррем также была известна своим покровительством поэтам, художникам и ученым. Она собирала редкие и прекрасные произведения искусства, поощряла развитие науки и образования. Современники отмечали ее "многочисленные благотворительные пожертвования, покровительство учащимся и уважение к ученым мужам, знатокам религии, а также приобретение редких и прекрасных вещей".
Интересно, что Хюррем проявляла дипломатические таланты не только в политике, но и в культурной сфере. Известен случай, когда для персидского принца Элькаса Мирзы, укрывавшегося в Османской империи от недругов, она своими руками сшила шелковую рубашку и жилет, продемонстрировав тем самым щедрую материнскую любовь и завоевав доверие принца.
Мода и искусство: Роксолана глазами современников и потомков
Хюррем Султан стала настоящей законодательницей мод при османском дворе. Она ввела новые стили в дворцовый гардероб, предпочитая свободные одежды и необычные накидки. Ее наряды, украшенные драгоценностями (часть которых, по преданию, изготовил сам Сулейман), вызывали восхищение современников.
О внешности и нарядах Хюррем мы можем судить по картинам знаменитых художников того времени. Якопо Тинторетто, живописец венецианской школы позднего Ренессанса, изобразил ее в платье с длинным рукавом, отложным воротником и накидкой. Великий Тициан написал портрет Хюррем, известный как "La Sultana Rossa" (Рыжая Султанша), который сейчас хранится в Музее искусств братьев Ринглинг во Флориде.
Немецкий художник Мельхиор Лорис, проживший в Стамбуле четыре с половиной года, создал портрет Роксоланы, изобразив ее немного полноватой, с розой в руке и накидкой на голове, украшенной драгоценными камнями. Волосы султанши на этом портрете уложены в косу.
Интересно, что сам Сулейман был настолько очарован красотой своей возлюбленной, что посвятил ей стихотворение, описывающее идеальное платье для Хюррем:
"Повторял я множество раз: Сшейте моей любимой платье. Сделайте из солнца верх, подкладкой поставьте месяц, Из белых облаков нащипайте пуху, нитки ссучите из морской синевы, Пришейте пуговицы из звезд, а из меня сделайте петли!"
Образ Роксоланы-Хюррем продолжает вдохновлять творцов и в наши дни. Ее история легла в основу множества литературных произведений, среди которых особо выделяется роман украинского писателя Павла Загребельного "Роксолана". В кинематографе наиболее известным воплощением образа Хюррем стал турецкий сериал "Великолепный век" (2011-2014), где ее роль блестяще исполнила актриса Мерьем Узерли.