Найти в Дзене
Всегда Котов

Кашира. Церкови, которых нет

Флоровская церковь в советское время
Флоровская церковь в советское время

Мой интерес к этому вопросу проявился по остаточному принципу: когда работаешь по какой-то исторической теме, приходится переробатывать массу информации, которая в конечном счете просто идет в корзину. Все эти тысячи страниц текста, схемы и карты, используются не более чем на 10%. Но если работаешь например с картой, то рано или поздно усталый взгляд выползает из поля исследования и обращает внимания на соседние участки. Или, при перелистывании списка дел архива, этот самый взгляд встречает вдруг интересную информацию, совсем не относящуюся к делу. Вот так было и тут. 
Перелистывая дела ГАТО встретилось такое название: Ф 1770 Оп.2 Т.1 Д.475 " Дело об освящении вновь построенных церквей: Иоанно-Предтечинской церкви в городе Алексине, Козьмо-Демьянской церкви в городе Кашире и Успенской церкви села Гостунино Каширской округи 24 июля - 6 ноября 1768 года." Что может подумать человек, встретив глазами такой набор буковок? Правильно: в Кашире 1768 году освятили храм в честь бессребреников Косьмы и Дамиана. Вот так и я подумал. Благо архив в интернете без денежки не открывается (многие другие не открываются и с денежкой и за ними надо ехать в Тулу). То есть, кроме названия источника у меня ничего не было. Но было интересно.

Чертеж города Коширы и его окрестностей. Фрагмент  Шифр: РГАДА. Ф. 1209. Оп. 77. Стлб., Кашира, 25720, л. 243
Чертеж города Коширы и его окрестностей. Фрагмент Шифр: РГАДА. Ф. 1209. Оп. 77. Стлб., Кашира, 25720, л. 243

Меня не смутило даже упоминание Козьмодемьянской церкви в Кашире на карте 1690 века.

План города 1777 г
План города 1777 г

На роль этого храма претендуют две церкви:

Храм в Большом Посадском Переулке (1).

Это одна из самых древних частей Правобережного каширского посада (что отражается в современной топонимике. Хотя, здесь изначально селились затинщики (операторы девайса, называемого затинная пищаль), переехавшие потом южнее.

Затинная пищаль. Главная отличительная особенность оружия - наличие гака, крючка для передачи усилия отдачи с рук стрелка на конструкцию бруствера (тын, стена, нижняя часть бойницы)
Затинная пищаль. Главная отличительная особенность оружия - наличие гака, крючка для передачи усилия отдачи с рук стрелка на конструкцию бруствера (тын, стена, нижняя часть бойницы)

Переехали затинщики вместе со своей церковью.

Вознесенская церковь. Начало ХХ века
Вознесенская церковь. Начало ХХ века

Улица стала называться Облогом, а церковь Вознесенской. Есть, правда , упоминания, что престол церкви, ставший Вознесенской, был изначально Никольским.

Приблизительное место бытования церкви на современной карте
Приблизительное место бытования церкви на современной карте

И что на старом церковном месте до 1917 года в том или ином виде существовала часовня. Сейчас там вот этот дом. Итак, храм номер 1 бне был искомым храмом.

Где-же церковь Козьмы и Дамиана? Можно добавить в наше исследование еще и церковь Флора и Лавра, но в том же ГАТО, в том же фонде, описи и томе лежит дело 472 " Об освещении вновь построенных каменных церквей: Фроло-Лавровской церкви в Кашире и Успенской церкви в селе Гостуново-Поповка Каширской округи 13 - 29 ноября 1766".  Конечно, до 1766-го на месте Флоро-Лаврской церкви могла быть другая, такое  вполне могло быть, но у нас есть еще один кандидат.

Храм в Ямском Переулке (2).

Фрагмент Прожектированного плана города Каширы. Район Ямской слободы
Фрагмент Прожектированного плана города Каширы. Район Ямской слободы

Он стоит на том же ручье, что и церковь Флора и Лавра. И существует в 1779-м году параллельно ей.

На Прожектированном плане города Каширы  есть и Вознесенская церковь (на старом месте) и церковь Флора и Лавра. Сайт "Это место" дает его под 1833 - м годом, но это не верно, ибо подписавший план товарищ Главного директора Межевого корпуса Федор Иванович Васьков заступил на эту должность только 24 июля 1836 года. Действительность, которую отображает план, тоже весьма занятна.

-8

А вот Козьмодемьянской церкви уже нет. Но есть кладбище. Итак, мы нашли место и приблизительный период существования церкви: с середины XVII до начала XIX века между Ямским переулком и территорией завода Лесхозмаш.

Кстати, сюрпризы Прожектированного плана на этом не заканчиваются. Например, мы не видим на Хлебной площади церковь Введения, которая, почему-то находится двумя кварталами западнее.

-9

Канонически считается, что ансамбль этого храма начал строится в 1802-м, а в 1830-м строится уже колокольня (еще без часов). То есть на 1836-й год на Хлебной площади имеется весьма представительный комплекс зданий и сооружений. Но до Петербурга эта информация еще не дошла.

Что же было в деле 475, которое сейчас лежит в ГАТО? А было там вот что:

Отписка настоятеля Троицкого Белопесоцкого монастыря иеромонаха Афиногена епископу Коломенскому и Каширскому Феодосию об описи церковной утвари нового предела в честь бессребренников Косьмы и Дамиана церкви Введения во Храм Пр.Богородицы 29.11.1768 г.
Отписка настоятеля Троицкого Белопесоцкого монастыря иеромонаха Афиногена епископу Коломенскому и Каширскому Феодосию об описи церковной утвари нового предела в честь бессребренников Косьмы и Дамиана церкви Введения во Храм Пр.Богородицы 29.11.1768 г.

Отписка настоятеля Троицкого Белопесоцкого монастыря иеромонаха Афиногена, который проводил ревизию церковной утвари новопостроенной предельной  (sic!) церкви бессребренников Косьмы и Дамиана в городе Кошире в (внимание!) церкви Введения во храм Пр.Богородицы в трапезной с правой стороны (еще раз sic!). То есть в храмоздательном документе мы имеем дело с освящением нового предела старого храма Введения, который тогда находился в нынешнем Кладбищенском переулке между домами 31 по ул. Энгельса и 24 по улице Свободы. И к церкви Косьмы и Дамиана на посаде никакого отношения не имеющая.

Вот такие выверты истории. У меня осталось больше вопросов, чем ответов.

Котов Роман июль 2023 г.

Адрес оригинальной статьи: https://vsegdakotoff.blogspot.com/2023/07/blog-post.html