Найти в Дзене
Музей Горгиппия

Золотые находки из кургана у станицы Ивановской Краснодарского края

В 1967 году при строительстве ирригационной системы рядом со станицей Ивановской, которая находится в 45 километрах к западу от Краснодара, был повреждён курган высотой примерно пять метров. В результате этого погребение кургана было разрушено, а погребальный инвентарь оказался на поверхности.

Рядом с остатками кургана были найдены фрагменты четырёх бронзовых котлов с высокими поддонами и двумя вертикальными ручками, предназначенных для приготовления мяса, а также обломки амфор и сероглиняных сосудов.

Помимо этого, найдено множество золотых предметов:

  • наконечник ритона в форме головы льва;
  • пластины от обивки деревянного изделия или чаши треугольной формы с изображением лошади;
  • застёжка в виде крыльев бабочки;
  • штампованные бляшки с изображениями головы Медузы, женской головки в профиль, стоящей фигуры Геракла с палицей, мужской головы с бородой, двух стилизованных лошадиных голов.
Бляшки нашивные в виде головы Медузы Горгоны. IV в. до н.э. Золото. Диаметр 1,9 см. Ивановская, 1967 г. Краснодарский музей им. Е.Д. Фелицына.
Бляшки нашивные в виде головы Медузы Горгоны. IV в. до н.э. Золото. Диаметр 1,9 см. Ивановская, 1967 г. Краснодарский музей им. Е.Д. Фелицына.
Бляшки нашивные в виде мужского лика с густыми бровями, усами и остроконечной бородкой. IV в. до н.э. Золото. Длинна 2,4 см. Ивановская, 1967 г. Краснодарский музей им. Е.Д. Фелицына.
Бляшки нашивные в виде мужского лика с густыми бровями, усами и остроконечной бородкой. IV в. до н.э. Золото. Длинна 2,4 см. Ивановская, 1967 г. Краснодарский музей им. Е.Д. Фелицына.
Бляшки нашивные в виде бабочек. IV в. до н.э. Золото. Длинна 5,7 см. Ивановская, 1967 г. Краснодарский музей им. Е.Д. Фелицына.
Бляшки нашивные в виде бабочек. IV в. до н.э. Золото. Длинна 5,7 см. Ивановская, 1967 г. Краснодарский музей им. Е.Д. Фелицына.
Бляшки нашивные в виде фигурки стоящего Геракла, опирающегося левой рукой на палицу, покрытую шкурой льва. Золото. Длинна 4,2-4,4 см. Ивановская, 1967 г. Краснодарский музей им. Е.Д. Фелицына.
Бляшки нашивные в виде фигурки стоящего Геракла, опирающегося левой рукой на палицу, покрытую шкурой льва. Золото. Длинна 4,2-4,4 см. Ивановская, 1967 г. Краснодарский музей им. Е.Д. Фелицына.

Особую ценность представляет прямоугольная золотая бляшка с изображением змееногой богини — фантастического существа с головой и туловищем женщины.

Бляшка нашивная с изображением «змееногой богини». Золото. Длина 4,1 см. Ивановская, 1967 г. Краснодарский музей им. Е.Д. Фелицына.
Бляшка нашивная с изображением «змееногой богини». Золото. Длина 4,1 см. Ивановская, 1967 г. Краснодарский музей им. Е.Д. Фелицына.

Нижняя часть фигуры представляет собой две пары ног в виде змеиных хвостов, которые заканчиваются головами грифонов со львиными гривами и змеями. Между этими ногами находится колос. Из плеч богини поднимаются крылообразные отростки, на концах которых расположены головки крылатых грифонов. В левой она держит за волосы бородатую голову, в правой — кинжал. На голове — калаф.

Изображение змееногой богини из кургана у станицы Ивановской аналогично изображению на бляшке из знаменитого скифского кургана Куль-Оба близ Керчи.

Бляшка нашивная фигурная — «змееногая богиня». Золото. Размер: 3,2х2,7 см. Курган Куль-Оба. Государственный исторический музей.
Бляшка нашивная фигурная — «змееногая богиня». Золото. Размер: 3,2х2,7 см. Курган Куль-Оба. Государственный исторический музей.

До сих пор учёные не могут прийти к единому мнению относительно изображений змееногой богини или так называемого «прорастающего божества».

Её отождествляют с Деметрой Пантикапейской, Афродитой-Апатурой, Медузой, скифской богиней и т.д.

Дмитрий Журавлёв, кандидат исторических наук и известный археолог, а также хранитель античной коллекции Государственного исторического музея, в своей работе об интерпретации изображения на бляшке из Коль-Обского кургана утверждает, что этот мотив является исключительно греческим и не имеет отношения к скифской мифологии.

По мнению ученого, на бляшке изображена «прорастающая дева» (Rankenfrau) — сюжет, заимствованный из искусства Передней Азии, который был адаптирован во многих регионах Средиземноморья и Причерноморья в позднеклассическое — раннеэллинистическое время как декоративный мотив. В левой руке «прорастающей девы» находится не бородатая голова, а маска Селена. Этот образ, вероятно, связан с дионисийским культом, который был широко распространён в Северном Причерноморье. В правой руке нет никакого меча или кинжала, это лишь неразрезанная перемычка.

Согласно наиболее распространённой теории, эти бляшки изображают скифскую богиню — матерь (Апи). О ней упоминает Геродот в одном из мифов о Геракле, где изложена версия происхождения скифов.

Эта история хорошо согласуется с обнаружением в кургане станицы Ивановской бляшек с изображениями «змееногой богини» и «Геракла».

Напомним вам сюжет мифа

Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в эту тогда ещё необитаемую страну (теперь её занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течет, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.

Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея. Там в пещере он нашёл некое существо смешанной природы — полудеву, полузмею Богиня со змеями. Верхняя часть туловища от ягодиц у неё была женской, а нижняя — змеиной. Увидев её, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у неё, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды соединился с этой женщиной. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла, а он с удовольствием бы удалился с конями. Наконец, женщина отдала коней со словами:

«Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?».

Так она спрашивала. Геракл же ответил на это:

«Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь мое желание».

С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом, другого Гелоном, а младшего Скифом. Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое сыновей — Агафирс и Гелон не могли справиться с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И в память о той золотой чаше ещё и до сего дня скифы носят чаши на поясе (это только и сделала мать на благо Скифу).

Геродот. История. 8. 9. 10.

Курган у станицы Ивановской датирован IV в. до н.э. В нем был похоронен представитель меотской знати. Золотыми бляшками была расшита одежда усопшего.

Меоты — это группа древних народов, которые в первом тысячелетии до нашей эры населяли территорию среднего и нижнего течения реки Кубань и восточное побережье Азовского моря. В меотских погребениях часто встречаются предметы греческого импорта: украшения, посуда, амфоры, оружие и т. д.

Литература: Анфимов Н.В. Древнее золото Кубани. // Краснодар: Краснодарское книжное изд-во. 1987. - 232 с.; Журавлев Д.В., Новикова Е.Ю., Шемаханская М.С. Ювелирные изделия из кургана Куль-Оба в собрании Исторического музея. Историко-технологическое иссл едование. - М.: Исторический музей, 2014. - 352 с.