Соболев, Николай Николаевич (19 февраля 1874 года, Москва — 1 ноября 1966 года, Москва) – один из «отцов» науки о декоративно-прикладном искусстве в России. Создатель и первый заведующий кафедры истории художественно-графического факультета МГПИ (1941–46). Доктор искусствоведения (1934), профессор (1934). Заслуженный деятель науки РСФСР (1945), лауреат Государственной премии РСФСР (1958). Организатор Музея тканей Московского текстильного института. Занимался формированием фондов Музея архитектуры. Так написано в Википедии. Оттуда же известно, что: "С 1884 года работал художником — составителем узоров на Трёхгорной мануфактуре. В 1889–1893 обучался в Строгановском центральном училище технического рисования, по окончании год учился у французского художника Каплэна. С 1896 по 1917 гг. преподавал в Строгановском училище. В 1910-ом году закончил археологическое отделение Московского археологического института. В 1910-ом году защитил магистерскую диссертацию «Русская ручная набойка», был удостоен звания учёного археолога и действительного члена Совета Московского археологического института. После защиты диссертации был оставлен для приготовления к званию профессора по кафедре русского искусства. После революции 1917-го года работал старшим инспектором по художественной промышленности в Народном комиссариате по земледелию, на Пречистенских рабочих курсах, в Ремесленном училище им. А. П. Бахрушина. Совместно с А.В. Бакушинским и другими в 1927-ом году занимался созданием Кустарного музея (сейчас Музей народного искусства) и создания при нём экспериментальных мастерских. В том же году становится директором созданного музея. Возглавлял набивную мастерскую текстильного факультета Высших художественно-технических мастерских, работал там профессором, заведующим кафедрой истории искусств, читал такие дисциплины, как «Композиция рисунка» и «История искусства тканей». В Московском архитектурном институте, на факультете жилых и общественных зданий читал курс по истории мебели и интерьера. В МГПИ имени В. И. Ленина с 1941 года читал курс лекций по истории изобразительного искусства на художественно-графическом факультете, вёл курсы рисования и черчения".
На фото середины XX века - благообразный старичок, больше похожий на мастера ФЗУ, нежели на профессора кафедры и маститого искусствоведа, автора капитальных трудов по преклонному искусству.
А по книгам его учились и продолжают учиться уже несколько поколений студентов:
С другой стороны, какая разница, кто на кого похож? Время, характер, мода, в конце концов. Суть моего скромного труда совсем не в попытке реанимации памяти о деятелях искусства советской поры: на этом поприще подвизаются куда более талантливые и осведомленные исследователи. Елена Докучаева, например. И другие специалисты из МГХПА им. Строгонова, авторы большой монографии о Николае Николаевиче 2020-го года издания.
Кроме того, у профессора осталась целая плеяда бесспорно выдающихся учеников.
Для примера, шарж авторства одного из них, Бориса Суханова, 1953 года №17243516 в Госкаталоге .
Кто про что, а вши - про баню. А автор блога про свой родной город. Начнем с того, что монографию учёных из Строгоновки я прочитал только в том объеме, который книгопродавцы посчитали возможным разместить в общем доступе из рекламных соображений. Авторские и смежные права, понимаешь. Из этого скудного материала по Кашире выудить ничего не удалось. А то, что Николай Николаевич Соболев в Кашире бывал, ясно как божий день. Осталось установить обстоятельства. Чем мы и займёмся.
Начнем с вещей бесспорных, то есть результатов работы самого автора, которые можно однозначно привязать в твердой поверхности Каширской земли:
1. Фото в заглавии статьи может вызвать сомнение в своей топографической привязке только у напрочь неместного человека. Работа из собрания МГХПА датирована 1907-м годом. № ГК 36884249
2. Или вот этот до боли знакомый вид (1906-й № ГК 36884258 )
3. Река Мутенка (так и называется 1907 г. № ГК 36884255)
4. Остров Любви ? (№ ГК 36884250)
5. Каширский дворик ( № ГК 36884247)
6. Необычный вид на Никитский монастырь ( № ГК 36884265)
7. Ну, и всем знакомый дом на спуске к "Блюдечку" ( № ГК 36884254)
Да и сам маэстро в эту пору, то есть летом 1906 и 1907 годов, ещё не почтенный дед, а вполне респектабельный мужчина в полном рассвете сил. Мечта женщин с особняком на Ордынке.
В Каширу художник попал, вероятно, по приглашению каких-то своих знакомых.
Кашира, на самом деле, не единственное место его экзерсисов: в списке посещённых мест Владимир, Гороховец, Кавказ, Крым. Плодотворная долгая жизнь. А всем нам - Мира.
Котов Роман апрель 2023 г.
Адрес оригинальной статьи: https://vsegdakotoff.blogspot.com/2023/04/blog-post.html