31 августа исполнилось 275 лет со дня рождения русского писателя, философа Александра Николаевича Радищева (1749–1802). Что мы о нем не знали?
Александр Николаевич Радищев родился в селе Верхнее Аблязово Пензенской губернии, в богатой дворянской семье.
Получил образование в Пажеском корпусе, затем в числе лучших учеников был отправлен в Лейпцигский университет (центр европейских наук того времени), изучал юриспруденцию, также занимался естественными науками. Активно изучал труды французских просветителей.
Вернувшись в Россию в 1771 году, Радищев работал протоколистом в Сенате, затем служил юридическим советником штаба Финляндской дивизии в Петербурге. Все годы карьера развивалась благополучно, к 1790 году Радищев стал начальником Петербургской таможни.
Литературную деятельность начал с переводов. Публиковал стихи и прозу в периодике. Сотрудничал с журналистом и издателем Н. Новиковым, печатался в его сатирическом журнале «Живописец», где опубликовал перевод книги Г.Б. Мабли «Размышления о греческой истории», «Офицерские упражнения» и фрагменты из «Путешествия из Петербурга в Москву».
В 1775 году женился на Анне Рубановской, у супругов родилось четверо детей, в четвёртых родах жена скончалась. Радищев был потрясён случившимся. Воспитанием детей занялась сестра покойной жены Елизавета.
А.Н. Радищев состоял в «Обществе друзей словесных наук». Общество выпускало журнал «Беседующий гражданин», в нём появлялись общественно-политические и философские статьи Радищева.
Главное произведение автора – «Путешествие из Петербурга в Москву» – складывалось постепенно, из фрагментов, написанных в разное время. В 1788 году книга была готова.
Она написана в жанре «путешествие», популярном для своего времени.
«Путешествие…» – это тотальная критика всего существующего миропорядка с отвлеченных, рассудочно-моралистических позиций. Он критикует самодержавие и монархию, но не только монархию, а вообще государство и государственную власть, – рассказывает историк литературы В.Л. Коровин. – Он критикует Церковь, но, правда, конкретно упоминается только церковь католическая, папство. Отсюда видно, что он заимствует свою критику из европейских источников, у французских авторов». Его главная цель – «открыть глаза современникам, соотечественникам на неправедность существующих порядков».
С художественной, литературной точки зрения – текст Радищева трудный, намеренно эклектичный: идеи европейских новаторов сочетаются с русскими архаизмами, тяжеловесным стилем. Да и тема, предложенная автором, не из лёгких, и он отнюдь не облегчает своему читателю задачу.
Точно неизвестно, подвергался ли текст «Путешествия…» цензуре перед предполагаемым изданием. Так или иначе, но автор предлагал рукопись в несколько типографий, и там книгу печатать отказывались. Тогда автор организовал собственную типографию, прямо в своём доме. Тираж составил примерно 650 экземпляров. Книга была напечатана анонимно.
Отпечатанную книгу цензоры просмотрели (очевидно, поверхностно) и к распространению разрешили. Часть тиража была продана через лавку купца Зотова, несколько экземпляров автор подарил, в том числе Г.Р. Державину.
Книгу активно читали, передавали из рук в руки. Вскоре о ней заговорили.
Примерно через месяц экземпляр книги оказался у императрицы Екатерины II, она прочла и вынесла вердикт, что книга вредна, поскольку может повлечь за собой «…неповиновение власти и многия в обществе расстройства». Последовал приказ «исследовать о сочинителе сей книги». Было начато следствие.
Радищева заранее предупредили об опасности, он уничтожил оставшуюся у него часть тиража и черновики. Часть своего архива Радищев передал своему другу, канцлеру А. Воронцову, у которого бумаги хранились много лет.
Лишь в 1888 году сочинение Радищева было издано в России вновь, тиражом в 100 экземпляров. До сих пор запрещённая книга распространялась в списках. После революции 1905 года запрет был снят.
30 июня 1790 года Радищев был арестован, во время обыска был найден единственный оставшийся экземпляр рукописи «Путешествия», автора заключили в Петропавловскую крепость.
Радищев содержался в строгости, подвергался допросам. Свои показания он должен был записывать сам. Он повторял, что никакого злого умысла не имел, что вдохновился «Сентиментальным путешествием» Стерна и рассчитывал на то, что описание тяжёлой крестьянской жизни устыдит помещиков, и что это было его главной целью. А ещё Радищев признавался следователю, что желал «прослыть (остроумным) писателем», желал прославиться.
В любом случае, Радищев настаивал на том, что о подстрекательстве народа к бунту речи быть не может, поскольку у простого народа нет доступа к книгам.
Следствие, опираясь на уверенность императрицы в том, что Радищев – настоящий революционер (по примеру французских), и сочинение направлено против царской власти, продолжало настаивать на серьёзности преступления. Радищева допрашивали в Палате уголовного суда, также состоялся допрос-увещевание с участием священников.
Палата уголовного суда вынесла приговор: «за вредные умствования» лишить Радищева чинов и дворянства, книги уничтожить, а самого автора казнить.
«Путешествие из Петербурга в Москву» признали книгой, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный и умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвесть в народе негодование противу начальников и начальства и, наконец, оскорбительными, неистовыми изражениями противу сана и власти царской».
Через некоторое время Екатерина II смягчила приговор – Радищев был сослан в Илимский острог на десять лет. А. Воронцов серьёзно помогал Радищеву, на его деньги для Радищева в Илимске был построен дом.
В ссылку с Радищевым отправились сестра покойной жены и двое младших сыновей. О пути в ссылку Радищев рассказывают «Записки путешествия в Сибирь», в форме писем А. Воронцову.
В ссылке работал над историческим трудом «Сокращенное повествование о приобретении Сибири», написал философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», создал ряд экономических и исторических трудов, также сочинял стихотворения и поэмы.
Больше интересного о жизни и творчестве писателя
⠀