Гротескные и ироничные. Потому что понимал и знал незыблемую средневековую истину - чтобы что-то понять в этом мире, победить страх и прочие ереси, необходимо перевернуть мир наизнанку (та самая смеховая карнавальная культура, когда Мартина Лютера хоронят в унитазе, а римский папа, появляется на свет из ануса Сатаны).
Кроме того, импровизированный театр - прекрасный способ диалога между взрослым и ребенком. В случае Пауля Клее - между сыном и отцом.
Поэтому даже Смерть в исполнении художника - это всего лишь грубый безобидный нелепый болванчик, очаровательный и совсем не страшный.
Началось все в 1916 году: к 9-летию юного Феликса Клее, папенька смастерил набор из восьми перчаточных кукол, взяв за основу образы персонажей немецкого народного театра. То были 1) носатый забияка Касперль - родной брат английского Панча, французского Гиньоля, итальянского Пульчинеллы, русского Петрушки, 2) его подружка благоразумная Гретель, и 3) верный товарищ Зеппель, а еще 4) Дьявол, 5) его сообщница Старая Ведьма, 6) кровожадный Крокодил и 7) Господин Смерть. И, разумеется, 8) Полицай, потому что только он способен пресекать кукольные бесчинства.
Сей процесс так увлек Клее, что в течение десятка лет он создал около 50 таких кукол. Так балаганная братия пополнилась оригинальными образами политиков, коллег-художников, самого Клее.
Пустые спичечные коробки, коровьи мослы, ореховые скорлупки, электрические розетки, обрезки меха, старые перчатки, щетина из кисточек, человеческие волосы... В дело шло все, что плохо лежит или уже выброшено в мусорку за ненадобностью (кукольные головки Клее формовал из марли, пропитанной гипсовой массой, а различные мелкие предметы служили для них каркасной основой; основа эта как правило проглядывала сквозь неплотный слой гипса, придавая лицам дополнительные оригинальные черты; на просохшую заготовку наносился красноватый грунт, поверх него ложился слой белил, по которому уже и велась роспись физиономии).
До наших дней сохранилось около 30 кукол художника - в коллекции Центра Пауля Клее в Берне. А первая балаганная восьмерка почти вся погибла во время второй мировой войны... По иронии судьбы уцелела только Смерть.
"Искусство не воспроизводит то, что мы видим, оно, скорее, заставляет нас видеть" (Пауль Клее)